Политико-правовые взгляды Михаила Михайловича Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:53, реферат

Описание работы

М. М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto –надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-
Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. – академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии.

Файлы: 1 файл

M_M_Speransky.docx

— 22.44 Кб (Скачать файл)

Политико-правовые взгляды  М. М. Сперанского

 

     М. М. Сперанский (1772–1839) родился  в деревне Черкутино

Владимирской  губернии в семье младшего духовного  чина по фамилии

Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую  духовную

семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto –

надежда) и был направлен в числе  трех лучших учеников в Санкт-

Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. – академия) в качестве

преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он

становится  ректором этой семинарии, затем поступает  на службу к генерал-

прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается  до чина

статского советника. Александром I Сперанский был  приближен к двору, где

занимал ряд высоких должностей, последняя  из которых – государственный

секретарь. Интриги завистников, а также  недовольство его реформаторской

деятельностью со стороны дворянства послужили  причиной отставки и

ссылки  Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он

получил назначение губернатором в Пензу, а  в 1819 г. по ходатайству графа

А. А. Аракчеева  стал губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому

было позволено  возвратиться в Санкт-Петербург, а  в 1826 г. император

Николай I поручил ему составление Свода  законов Российской империи.

Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за

четыре  года и составил 45 томов, имевших  историко-хронологическое

значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное

издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I

наградил  М. М. Сперанского за этот труд Андреевской  звездой.

     Умер Сперанский в 1839 г. Современник  мыслителя, поэт Петр

Вяземский, характеризуя этого выдающегося  государственного деятеля,

сказал  о нем: "чиновник огромного размера".

     Политическая доктрина М. М.  Сперанского опирается на глубокие

познания  в политических теориях как античных, так и современных ему

европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным  человеком, он

совершенно  отрицал "мрачную систему чувственного материализма" и

воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную

концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация

воли бога).

     Россия, по мнению Сперанского,  в своем историческом развитии

прошла  три ступени: в Средние века –  удельщина; в Новое время –

абсолютная  монархия, а в настоящий период – промышленное состояние,

которое требует конституционного ограничения верховной власти и

предоставления  политических и гражданских прав всем подданным

(безопасность  личности, сохранность собственности  и обеспечение личных

политических    прав).    Россия,   полагал       он,   ждет    перемен,   но    не

революционным     путем,     как    в       странах   Запада,   а   исключительно

эволюционным, "через правильные законы", жалованные императором

народу. "Реформация государства производится десятилетиями  и веками, а

не в  два-три года" ("О постепенности  усовершенствования Российского").

     В своих проектах государственных  преобразований Сперанский мечтал

о конституционной  монархии, которая бы позволила "правление  доселе

самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на

непременном законе". Законность форм осуществления власти Сперанский

связывал  с необходимостью разделения властей. Законодательная власть

должна  быть вручена двухпалатной Думе, которая  обсуждает и принимает

законы, для  чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти –

монарх  – участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может

быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и

повинностей уважается в Думе". Мнение Думы свободно, и поэтому монарх

не может "ни уничтожить законов, ни обезобразить их".

     Судебная власть реализуется  судебной системой, включающей суд

присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три

власти  управляют государством подобно  тому, как человек – своим

организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

     Сперанский    предусмотрел         и    возможность    объединения    усилий

различных властей для согласного их действия в Государственном совете,

состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных

по   избирательным       законам.   Государственный         совет   заседает    под

председательством царя, он обладает правом законодательной  инициативы

 

но законы, "коими вводится какая-либо перемена в отношении сил

государственных или в отношении частных лиц  между собой", утверждаются

непременно  и исключительно Государственной  думой. Таким образом,

Государственная дума имеет законодательный статус.

     Организация местной власти предполагает  введение коллегиального

управления  сверху донизу через систему представительных органов – дум:

губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

     Порядок в устроенном таким  образом государстве охраняется

законами. Одним просвещением и деятельностью  просвещенных монархов

невозможно  достичь политических результатов. Идеал Платона (правление

философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и

утверждая, что законы, а не люди должны управлять  государством.

     Он полагал, что в преобразованном  по его проектам государстве

возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе

положений Ш. Монтескье о правах гражданских  и политических Сперанский

анализирует понятия: рабство политическое и  свобода политическая, рабство

гражданское и свобода гражданская.

     Под политическим рабством он  понимал такое состояние, "когда  воля

одного  – закон для всех", а политическую свободу определял как подчинение

всех и  каждого законам, а также предоставление избирательного права.

     Под гражданским рабством он понимал подчинение одного класса ("в

повинностях личных или вещественных") другому, а гражданская свобода,

по его  мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от

друга всех сословий и групп в обществе.

     Анализируя связи между этими  понятиями, Сперанский отметил,  что

политическая  свобода имеет больший объем  по своему содержанию и

поэтому является фундаментом для свободы  гражданской. "Никакая сила в

обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив

свободы политической", и напротив, если в  государстве учреждается

политическая  свобода, то гражданское рабство  умирает само собой. "Права

гражданские должны быть основаны на правах политических, закон

гражданский не может быть без закона политического". Но законодательство

не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. "К чему

гражданские законы, – восклицает Сперанский, –  когда скрижали их могут

быть разбиты  о камень самовластья!" Гарантом всех свобод в государстве

является  конституция и основанное на ней  разделение властей. Для России

настало время переменить существующее положение  вещей и установить

новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что

"темпы  развития ее идут несравненно  быстрее, чем в других государствах".

     Конституционная монархия, основанная  на законе, должна опираться

на   квалифицированный      чиновничий     аппарат,    обеспечивающий      ее

функциональную     деятельность.     Для   осуществления    такого    проекта

Сперанский  предложил и провел два закона о чиновниках: "О придворных

званиях" (3 апреля 1809 г.) и "Об экзаменах на чин" (6 августа 1809 г.).

Этими   узаконениями     вводились    необходимые     условия   для   занятия

должностей  и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем

образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку

предметов. Придворные звания не являлись более  основанием для получения

чинов и  продвижения по службе, а сделать  карьеру, не служа, стало для

дворян  невозможно.

     На сословный строй общества  Сперанский в целом не покушался,  но

предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и

обязанностей  сословий.

     В своих проектах он наделял  дворянство всеми политическими  и

гражданскими  правами и дополнительным правом владения землями,

населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение

землями. Среднему сословию (владельцам любых  форм недвижимости) он

предоставлял  все гражданские права, а политические – в зависимости от

размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий  народ он наделял только

гражданскими  правами.

 

      К      крепостному     праву     Сперанский         относился    отрицательно.

"Крепостничество,      –   писал    он,   –     несовместимо   с     цивилизованной

государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не

могло бы уничтожиться, если будут приняты  к тому действительные меры".

"Каким      образом,   –   спрашивал      он,    –   ремесла   в     городам   могут

совершенствоваться  без соревнования ремесленников, когда  они рассеяны в

рабстве?"

     Однако немедленной отмены крепостного  права Сперанский опасался,

полагая, что россияне, получив свободу, обратятся "к кочевому образу

жизни". Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются

крестьянские  повинности, производится личное освобождение крестьян от

помещиков, а затем к крестьянам возвращается "древнее право перехода"

(Юрьев  день). Землю предполагалось оставить  за помещиками, но с

предоставлением крестьянам права ее приобретения.

     Проекты Сперанского вызывали  резкую критику в адрес реформатора

со стороны  дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках,

ущемлявших  их привилегии, а в социальных проектах Сперанского

усматривали ущемление своих земельных прав (не без основания). На него

посыпались  обвинения в "возжигании 6yнтов" и даже в «способствовании

истребления дворянства».

     В конечном итоге судьба "великого  чиновника" была решена и  он был

отстранен от службы и отправлен в ссылку.

     К сожалению, реализация его  проектов растянулась во времени:

частично  их осуществил его ученик Александр II (Сперанский читал

цесаревичу     Александру     Николаевичу         курс    политических    наук),   а

ограничение верховной власти "на непременном  законе" опоздало на сто лет

и было произведено  только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г.

"Об  усовершенствовании государственного  порядка" и Основных законах

Российской  империи в редакции 23 апреля 1906 г., но они, к сожалению, уже

не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам

жизни, как  того хотел великий реформатор.


Информация о работе Политико-правовые взгляды Михаила Михайловича Сперанского