Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:53, реферат
М. М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto –надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-
Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. – академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии.
Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского
М. М. Сперанский (1772–1839) родился в деревне Черкутино
Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии
Третьяков. Михаил Михайлович окончил Владимиро-Суздальскую духовную
семинарию с присвоением ему "прозвания" Сперанский (от лат. speranto –
надежда) и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт-
Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. – академия) в качестве
преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года он
становится ректором этой семинарии, затем поступает на службу к генерал-
прокурору А. Б. Куракину, на которой вскоре дослуживается до чина
статского советника. Александром I Сперанский был приближен к двору, где
занимал ряд высоких должностей, последняя из которых – государственный
секретарь. Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской
деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и
ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816 г. он
получил назначение губернатором в Пензу, а в 1819 г. по ходатайству графа
А. А. Аракчеева стал губернатором Сибири. Только в 1820 г. Сперанскому
было позволено возвратиться в Санкт-Петербург, а в 1826 г. император
Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи.
Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован за
четыре года и составил 45 томов, имевших историко-хронологическое
значение, а еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное
издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай I
наградил М. М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.
Умер Сперанский в 1839 г. Современник мыслителя, поэт Петр
Вяземский, характеризуя этого выдающегося государственного деятеля,
сказал о нем: "чиновник огромного размера".
Политическая доктрина М. М.
Сперанского опирается на
познания в политических теориях как античных, так и современных ему
европейских мыслителей. Будучи глубоко религиозным человеком, он
совершенно отрицал "мрачную систему чувственного материализма" и
воспринимал бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную
концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация
воли бога).
Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии
прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время –
абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние,
которое требует конституционного ограничения верховной власти и
предоставления политических и гражданских прав всем подданным
(безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных
политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не
революционным путем, как в странах Запада, а исключительно
эволюционным, "через правильные законы", жалованные императором
народу. "Реформация государства производится десятилетиями и веками, а
не в два-три года" ("О постепенности усовершенствования Российского").
В своих проектах
о конституционной монархии, которая бы позволила "правление доселе
самодержавное (здесь в значении абсолютное. – Н. 3.) учредить на
непременном законе". Законность форм осуществления власти Сперанский
связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть
должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает
законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти –
монарх – участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может
быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и
повинностей уважается в Думе". Мнение Думы свободно, и поэтому монарх
не может "ни уничтожить законов, ни обезобразить их".
Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд
присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три
власти управляют государством подобно тому, как человек – своим
организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.
Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий
различных властей для согласного их действия в Государственном совете,
состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных
по избирательным законам. Государственный совет заседает под
председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы
но законы, "коими вводится какая-либо перемена в отношении сил
государственных или в отношении частных лиц между собой", утверждаются
непременно
и исключительно
Государственная дума имеет законодательный статус.
Организация местной власти
управления сверху донизу через систему представительных органов – дум:
губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.
Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется
законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов
невозможно достичь политических результатов. Идеал Платона (правление
философов) Сперанский отвергал, следуя в этом вопросе Аристотелю и
утверждая, что законы, а не люди должны управлять государством.
Он полагал, что в
возможно наилучшим способом обеспечить права подданных. В духе
положений Ш. Монтескье о правах гражданских и политических Сперанский
анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство
гражданское и свобода гражданская.
Под политическим рабством он понимал такое состояние, "когда воля
одного
– закон для всех", а политическую
свободу определял как
всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права.
Под гражданским рабством он понимал подчинение одного класса ("в
повинностях личных или вещественных") другому, а гражданская свобода,
по его мнению, выражается в основанной на законе независимости друг от
друга всех сословий и групп в обществе.
Анализируя связи между этими
понятиями, Сперанский отметил,
политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и
поэтому является фундаментом для свободы гражданской. "Никакая сила в
обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив
свободы политической", и напротив, если в государстве учреждается
политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. "Права
гражданские должны быть основаны на правах политических, закон
гражданский не может быть без закона политического". Но законодательство
не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. "К чему
гражданские законы, – восклицает Сперанский, – когда скрижали их могут
быть разбиты о камень самовластья!" Гарантом всех свобод в государстве
является конституция и основанное на ней разделение властей. Для России
настало время переменить существующее положение вещей и установить
новый порядок; имея в виду движение России к свободе, он отмечал, что
"темпы
развития ее идут несравненно
быстрее, чем в других
Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться
на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее
функциональную деятельность. Для осуществления такого проекта
Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: "О придворных
званиях" (3 апреля 1809 г.) и "Об экзаменах на чин" (6 августа 1809 г.).
Этими узаконениями вводились необходимые условия для занятия
должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем
образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку
предметов. Придворные звания не являлись более основанием для получения
чинов и продвижения по службе, а сделать карьеру, не служа, стало для
дворян невозможно.
На сословный строй общества
Сперанский в целом не
предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и
обязанностей сословий.
В своих проектах он наделял
дворянство всеми
гражданскими правами и дополнительным правом владения землями,
населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение
землями. Среднему сословию (владельцам любых форм недвижимости) он
предоставлял все гражданские права, а политические – в зависимости от
размера собственности (т. е. по цензу). Рабочий народ он наделял только
гражданскими правами.
К крепостному праву Сперанский относился отрицательно.
"Крепостничество, – писал он, – несовместимо с цивилизованной
государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не
могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры".
"Каким образом, – спрашивал он, – ремесла в городам могут
совершенствоваться без соревнования ремесленников, когда они рассеяны в
рабстве?"
Однако немедленной отмены
полагая, что россияне, получив свободу, обратятся "к кочевому образу
жизни". Он предложил двухэтапную схему: вначале ограничиваются
крестьянские повинности, производится личное освобождение крестьян от
помещиков, а затем к крестьянам возвращается "древнее право перехода"
(Юрьев день). Землю предполагалось оставить за помещиками, но с
предоставлением крестьянам права ее приобретения.
Проекты Сперанского вызывали
резкую критику в адрес
со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках,
ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского
усматривали ущемление своих земельных прав (не без основания). На него
посыпались обвинения в "возжигании 6yнтов" и даже в «способствовании
истребления дворянства».
В конечном итоге судьба "великого чиновника" была решена и он был
отстранен от службы и отправлен в ссылку.
К сожалению, реализация его
проектов растянулась во
частично их осуществил его ученик Александр II (Сперанский читал
цесаревичу Александру Николаевичу курс политических наук), а
ограничение верховной власти "на непременном законе" опоздало на сто лет
и было произведено только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г.
"Об
усовершенствовании
Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г., но они, к сожалению, уже
не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам
жизни, как того хотел великий реформатор.
Информация о работе Политико-правовые взгляды Михаила Михайловича Сперанского