Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:04, курсовая работа
Необходимость изучения дисциплины «Идеология белорусского государства» продиктована потребностью Республики Беларусь как суверенного государства в консолидации общества на основе консенсуса по главным вопросам внешней и внутренней политики.
1.
Понятие и основные трактовки идеологии: историческая ретроспектива |
|
Политическая идеология
В политической идеологии принято выделять
три уровня: теоретико-концептуальный,
программно-директивный и поведенческий.
Теоретико-концептуальный. На этом уровне
формируются основные положения политической
теории, обосновываются определенные
ценности и идеалы, которые лежат в основе
предлагаемого типа общественного устройства.
И поскольку всякая идеологическая система
стремится к внутренней непротиворечивости,
создатели идеологической конструкции
проводят большую работу по отбору и обобщению
идейного материала, устранению противоречий
между различными его аспектами и стремятся
представить их как систему однородных
идей, т.е. стройную, непротиворечивую,
внутренне согласованную систему. От этого
качества идеологической системы в определенной
степени зависит ее восприятие массами.
Программно-директивный. На этом уровне
социально-философские принципы и идеалы
переводятся в конкретные политические
программы, лозунги и требования политических
элит, политических партий, формируя, таким
образом, стратегию и тактику политической
борьбы по отношению к солидарным или
враждебным классам и социальным группам.
Через политические программы и директивы
осуществляется социальная регуляция
поведения классов и социальных групп.
Непосредственным носителем этих программ
и установок является политическая элита.
Поведенческий. Внедрение в общественное
сознание определенных идеологических
установок в виде программ, лозунгов и
требований приводит к определенному
типу политического поведения. Сильная
сторона идеологических систем, с точки
зрения К.Мангейма, как раз в том и состоит,
что они способны сплачивать людей и аккумулировать
их энергию, направлять ее на определенные
формы действия.
В рамках любой идеологии, любого идеологического
учения выделяются следующие структурные
компоненты или уровни:
1) Теоретико-концептуальный, который образуют
основные положения, раскрывающие ценности
и идеалы определенного общественного
класса, нации или государства, либо группы
приверженцев определенного направления
политического развития (например, реформаторы,
консерваторы или революционеры);
2) Программно - политический, на котором
социально - философские принципы или
идеалы преобразуются политической элитой
в конкретные программы, лозунги и требования,
способствуя принятию политическим руководством
определенных политических решений и
осуществлению связанных с ними действий;
3) Актуализированный, которые составляют
осознанные гражданами конкретные политические
цели, а также их реализация с помощью
конкретных методов и действий.
Одновременно идеология как важнейший
ключевой элемент политической системы
и политической жизни общества выполняет
в нем целый ряд значимых функций.
К числу общих функций идеологии политическая
наука обычно относит:
1) Ориентационную - идеология включает
в себя основные представления об обществе
и политической системе, о политике и власти,
помогает человеку ориентироваться в
политической жизни и осуществлять осознанные
политические поступки;
2) Мобилизационную - предлагая обществу
определенную модель (идею, программу)
более совершенного состояния (строя,
режима), идеология тем самым мобилизует
членов общества на их воплощение в жизнь;
3) Интегративную - она стремится сформулировать
общенациональные и общегосударственные
ценности и цели, предлагает их обществу,
объединяя на их основе людей;
4) Амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя
и оправдывая в глазах людей существующую
политическую систему и политическую
реальность, идеология тем самым способствует
снятию социального напряжения, смягчению
и разрешению кризисных ситуаций, когда
у государственной власти нет материальных
либо организационных возможностей общества
и граждан;
5) Функцию выражения и защиты интересов
определенной социальной группы или класса
- например, марксистская идеология претендует
на отстаивание интересов пролетариата,
либеральная - слоя предпринимателей и
собственников, и т.д.5.
5.
Тема: Государственная идеология ВведениеВ обычном понимании, идеология не является наукой, хотя включает в себя научные знания. Отличие идеологии от науки заключается в том, что она включает в себя не только научные знания и знания о социально-политической жизни, но еще и оценку происходящих событий, тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни. Строго говоря, идеология не существует в отрыве от социально-политических, национальных, экономических, классовых и других общностей и групп. Она зарождается вместе с ними, формируется и изменяется по мере течения их жизненного цикла, отражая интересы групп Под группами следует понимать объединенные по какому-то признаку общности: социальные классы, общества, народности, государства, социально-политические системы и т.д., объединенных данной идеологией. Идеология является в некотором роде «призмой», через которую происходит рассмотрение всех происходящих явлений и событий, значимых для группы, исповедующей свою идеологию. Соответственно этой идеологии, оценка происходящего (или, например, планы на будущее) может быть различной для каждой группы. Идеология объединяет группу, указывает направление и цели ее развития, мобилизует к достижению этих целей, определяет место группы в мире. Актуальность идеологии в социально-политической жизни современного общества трудно переоценить. Успешность развития государства зависит от правильности выбора идеологии. Сохранение исторического наследия народа, консолидация социально-классовых и других групп внутри общества, определение направления и целей дальнейшего развития страны - вот лишь часть задач, которая ложится на плечи идеологии. Политическая идеология и государственная: общее и отличияОпыт развития многих государств
показывает, что они не могут успешно
развиваться без своей Идеология государства - специфический
тип идеологии. Именно эта идеология
должна обеспечить объединение общества,
стать важнейшим источником согласия
различных социальных и политических
сил для динамичного и Государство должно иметь
устойчивую, независимую идеологию,
обогащенную историческим опытом народа.
Идеология государства дает детальное
обоснование стратегии развития
общества, и, наоборот, в условиях демократизации
общества выразителем и основным
орудием реализации конкретных интересов
может и должно стать государство.
Совокупность идей, представлений и
убеждений можно назвать Политическая идеология -
это система идей и представлений,
оправдывающая притязания той или
иной социальной группы на власть или
её использование с целью Все идеологии связаны с интересами различных социальных групп, которые их разделяют. Политическое действие предстаёт уже не как произвольное выражение чьих-то интересов, а как реализация общепринятых нравственных, этических, религиозных и иных принципов, в чем и скрыты общие черты государственной и политической идеологии. Идеологию можно представить,
как сложную, многоуровневую систему.
И в принципах реализации уровней
и есть отличия одной идеологии
от другой. Обобщенные различия и сходства
между государственной Таблица 1 - Сходства и различия
между государственной
Основные элементы государственной идеологииИдеология является действенным и незаменимым социальным инструментом, без которого невозможно функционирование государства. При помощи идеологии вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия людей. Любое национальное государство, обладающее развитой национальной культурой, вырабатывает свою государственную идеологию, в которой базовыми элементами выступают: - представление о судьбе и предназначении данной нации; - о векторе исторического развития; - о доле общественного
богатства, достающегося - об общественно-политическом, экономическом, эстетическом, нравственном идеале; - о вкладе данной нации
в культурную сокровищницу - о соотношении элитарной, народной и массовой культур; - об оценке имеющегося у нации исторического опыта; - о тактических целях и задачах, которые следует решать обществу и государству в ближайшей и среднесрочной перспективе; - о ведущем субъекте исторического процесса. Структуру идеологии, если иметь
в виду отражение в ней общественного
бытия в целом, можно рассматривать
в зависимости от того, какая сфера,
сторона общества отражается, осмысливается
и оценивается посредством Набор форм идеологии (в зависимости от отражаемых в них сфер, сторон общественной жизни) может изменяться, обогащаться. Сравнительно недавно возникли экологическая идеология, идеология феминизма, идеология глобализма. Не исключается появление в будущем других форм идеологии. В настоящий момент можно лишь обозначить основные элементы государственной идеологии Республики Беларусь, т. е. указать предмет тех жизненно важных для белорусского народа ценностей и приоритетов, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Естественно, они должны вбирать в себя как ценности, выработанные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Всю их совокупность можно определенным образом сгруппировать и назвать полученный ряд составными элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать значимые для данного народа ценности - идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения - историко-культурологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера. Историко-культурологическая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации. Политическую составляющую
государственной идеологии Политическая составляющая
государственной идеологии Экономическая составляющая
государственной идеологии Социально-гуманитарную составляющую
государственной идеологии Социально-гуманитарная идеология
включает приоритеты политики государства
в области реализации прав и свобод
человека, в сфере развития науки,
культуры и образования. Каждое государство
вырабатывает и реализует определенные
подходы к регулированию Будучи элементом политический идеология государственный Механизм реализации государственной идеологииСовокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и её распространением представляет механизм государственной идеологии. Идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она возникает, развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных людей. Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по её созданию, воспроизводству, обновлению и распространению. Как показал опыт XX века, возможны два варианта формирования механизма государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности. Первый вариант механизма
государственной идеологии был
реализован в Советском Союзе
и ряде других стран. Здесь идеологический
аппарат создавался искусственно решениями
высших властей и навязывался
обществу «сверху». Он фактически составлял
часть системы органов Механизм государственной
идеологии в западных странах
складывался, как правило, без специальных
решений властей, и не обособлялся
в виде централизованной системы
лиц и учреждений, деятельность которых
направлялась бы из единого центра,
а формировался как составной
элемент общего процесса становления
и развития учреждений государства
и гражданского общества. Кроме органов
власти производством и Западный механизм государственной идеологии близок к тому явлению, которое французский философ Л.П. Альтюссер определил как «идеологические аппараты государства». Под таковыми он понимал инструменты проведения в жизнь господствующей идеологии. К числу идеологических аппаратов государства Альтюссер относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.). Каждый из названных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего общества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как механизма государственной идеологии не столь очевидна, как это было, например, в Советском Союзе, объективно в своей совокупности они все же выступают в качестве таковой. Функции идеологов в западных
странах выполняют философы, социологи,
историки, политики, советники в
органах служб. Как отмечает А. А.
Зиновьев, эти люди придают единство
и преемственность В Республике Беларусь механизм
государственной идеологии «Ведущей социальной установкой
белорусской государственности
и ее идеологической платформы, гуманистической
по своей направленности, является
оптимальное сочетание |
6.
Информация о работе Понятие и основные трактовки идеологии: историческая ретроспектива