Понятие и основные трактовки идеологии: историческая ретроспектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Необходимость изучения дисциплины «Идеология белорусского государства» продиктована потребностью Республики Беларусь как суверенного государства в консолидации общества на основе консенсуса по главным вопросам внешней и внутренней политики.

Файлы: 1 файл

=идеологии.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

1.

Понятие и основные трактовки идеологии: историческая ретроспектива

 
Необходимость изучения дисциплины «Идеология белорусского государства» продиктована потребностью Республики Беларусь как  суверенного государства в консолидации общества на основе консенсуса по главным  вопросам внешней и внутренней политики. 
 
Идеология представляет собой высшую теоретическую форму политического сознания. Термин«идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях»(idea – идея, logos – учение). В научный оборот его ввел в 1796 году французский философ-просветитель Антуан Дестют де Траси (1754-1836) в докладе «Проект идеологии». Кроме данного доклада де Траси посвятил идеологии четырехтомную книгу «Элементы идеологии» (1801-1815), написанную в качестве проекта реорганизации системы образования. Мыслитель рассматривав идеологию как науку об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе и обществе, а также как социально-полезную форму знания, которая должна быть такой же точной, как естественные науки. Позитивное отношение к идеологии отстаивали и другие представители школы идеологов, куда входила группа французских историков, экономистов и общественных деятелей XVIII - начала XIX веков: К.Ф. Вольней, П.Ж-Ж. Кабанис, Гар, Джерандо, Ланселин и др. 
 
На протяжении всего периода существования термин «идеология» наполнялся неоднозначным содержанием. В XIX веке отношение к идеологии было скорее негативным. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) взяли у де Траси понятие идеологии, раскритиковав само его учение за буржуазный субъективизм. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846) мыслители изложили собственный взгляд на это явление. Они представили идеологию как «наивное» или«ложное» сознание, призванное скрыть реальные властные отношения. Идеологические иллюзии – это такие типы мышления, которые соответствуют интересам правящего класса, и выдаются им за «вечные законы природы и разума». 
 
Подобное отношение к идеологии было свойственно и итальянскому социологу и политэконому Вильфредо Парето (1848-1923). По мнению Парето, идеологические концепции – это вторичные, производные от чувств, интересов, влечений явления («деривации»), изначально психологически присущие человеку, которым придается теоретическая форма для оправдания нелогического характера политических действий. Однако маскировка подобных действий не является сознательным лицемерием, поскольку человек верит в истинность указанных обоснований. 
 
Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога Карла Манхейма (1893-1947), автора работ «Идеология и утопия» (1936) и «Диагноз нашего времени» (1943). Носителями идеологии выступают в учении Манхейма не классы, как у Маркса, а социальные группы, объединенные совместной коллективной деятельностью. Идеология – это способ социально-группового мышления, предназначенный для создания различных общественных концепций и превращения мышления в орудие коллективного действия. Истоки кризисного состояния современного мира Манхейм видел в отсутствии единой системы ценностей, норм, оценок. Если заточными науками еще можно закрепить статус объективного знания, то общественные науки значительно подвержены социокультурной детерминации. 
 
К. Манхейм делил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологии охватывают всемировоззрение, придают своеобразие всей структуре сознания соответствующей эпохи или группы. Частичные идеологии проявляются лишь на психологическом уровне. Тем не менее, в обоих случаях идеологии – это идеи определенных социальных групп, обладающих определенными интересами, которые являются осознанным или неосознанным искажением действительности. 
 
Особое внимание в творчестве К. Манхейма уделено проблеме взаимосвязи идеологии иутопии. И идеология, и утопия являются трансцендентным по своей природе знанием, т.е. выходящим за пределы чувственного опыта человека. Однако если идеология представляет собой разновидность «апологетического» знания и стремится к сохранению существующего порядка, то утопия стремится его подорвать. В случае, когда утопичные идеи реализуются на практике, они превращаются в идеологии. Такое противопоставление идеологии и утопии оказалось не совсем удачным с методологической позиции, поскольку сам Манхейм не мог предвидеть, какую идею рассматривать в качестве утопии, а какую считать идеологией. 
 
В XX В. И. Ленин (1870-1924) пересмотрел и дополнил марксистскую концепцию идеологии. Он впервые использовал понятие «научная идеология» применительно к идеологии, носителем которой является не любой класс, а самый передовой и сознательный – пролетариат. Идеология рабочего класса опирается на последние достижения науки, прогрессивной общественной мысли, в ней строжайшая научность соединена с революционностью. Благодаря учению Ленина идеология как явление духовной жизни стала оцениваться в гносеологических категориях – как истинная или ложная. Это также (впервые со времен де Траси) означало возвращение позитивного отношения к идеологии как к социально полезному истинному знанию. 
 
Параллельно с тезисом о научности идеологии развивалась противоположная позиция, выразителем которой стал социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850-1932). Он утверждал, что классовая борьба – это борьба интересов, а не принципов познания. Социализм, будучи идеологической доктриной, не может иметь монополии на истину. Стремление партии осуществить на практике идею идеального общества будущего провоцирует действия, целесообразность которых не доказуема, и тем самым превращает социализм в неосуществимый проект. 
 
После II мировой войны накал идеологической борьбы значительно убавился. Это было связано с негативной реакцией общественности на последствия, к которым привели экстремистские идеологии в Италии и Германии. Кроме того, в западных странах уже не наблюдалось столь острых идеологических конфликтов между «левыми» и «правыми» партиями, что связывалось с ростом благосостояния в обществе и утратой рабочим классом прежней революционности. 
 
В 50-60-х годах XX столетия ряд западных ученых (Д. Белл, Р. Арон, 3. Бжезинский, Дж. Гелбрейт, С.М. Липсет, К. Поппф и др.) провозгласили «конец века идеологии» и выдвинули концепцию «деидеологизации». В книге Д. Белла «Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах» (1960) делался вывод о том, что научно-техническая революция смогла предотвратить социальную революцию. На смену классовой борьбе пришел консенсус общенациональных интересов в рамках зрелого индустриального общества. Другими словами, та роль, которую в политике ранее играла идеология, стала успешно выполняться наукой. 
 
Хотя теория деидеологизации достаточно верно отражала тенденции развития стран Запада в 50-60-х годов XX столетия, она в скором времени была вытеснена теориейреидеологизации. Исследователи признали, что ориентация государства и общества на приоритеты материального благополучия не решает всех проблем западного общества. Э. Тоффлер описал страдания человека в индустриальном обществе, его шок от невозможности адаптации в условиях огромного количества временных субкультур, с которыми человек не может себя идентифицировать. О несостоятельности теории деидеологизации свидетельствовали расовые конфликты в США, студенческие волнения в Европе, споры вокруг войны во Вьетнаме и других международных конфликтов. Кроме того, критики концепции деидеологизации, такие как Дж. Ла Поламбара, И. Горовиц, Н. Бирнбаум, Г. Мюрдаль и др., заявили, что, претендуя на ценностную нейтральность, она сама стала идеологией, опирающейся на ряд консервативных допущений. В силу этих причин во второй половине 70-х годов XX века деидеологизация на Западе сменилась реидеологизацией — политическим курсом, направленным на возвращение идеологии роли регулятора социальных отношений. Большая заслуга в разработке этого курса принадлежала неоконсерваторам, таким как Д. Белл, М. Новак, И. Кристалл, С. Хантингтон и др. 
 
В связи с распадом мировой системы социализма, крахом коммунистической идеологии в 90-е годы XX столетия, переходом бывших стран социалистического лагеря к рыночным реформам и демократии произошел временный возврат к концепции деидеологизации. Подобные события также породили в научном сообществе тезис конвергенции – концепцию, утверждающую, что процесс индустриализации приводит к появлению общих социальных, культурных и политических черт в обществах с различными культурно-историческими традициями. На этот раз деидеологизация связывалась с глобальной победой западных либеральных ценностей. По мнению автора книги «Конец истории» (1989) Фрэнсиса Фукуямы, в мире у либерализма не осталось жизнеспособных альтернатив. Такой возврат к концепции деидеологизации был непродолжительным. Процесс глобализации, которым ознаменовался рубеж XX-XXI веков, поставил перед человечеством новые проблемы (экологическую, проблему предотвращения ядерной войны, преодоления бедности и др.), для осмысления которых общество не придумало лучшего средства, чем политические идеологии. Как отмечает профессор Кельнского университета Ульрих Матц: «в фазе мировоззренческих кризисов они вроде костылей подвернулись под руку и как таковые превратились в доминантный элемент политической культуры». На современном этапе классические идеологические концепции наполняются новым смыслом, возникают новые идеологические течения, такие как либертаризм, неофеминизм, коммунитаризм, различные интерпретации экологизма.


 

3,4. Уровни, структура и функции политической идеологии

 
Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или  иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным  идейно-политическим доктринам и  установкам. 
 
В политической идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий. 
 
Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т.е. стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами. 
 
Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. 
 
Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К.Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. 
 
В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:  
 
1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);  
 
2) Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;  
 
3) Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.  
 
Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций.  
 
К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:  
 
1) Ориентационную - идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;  
 
2) Мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;  
 
3) Интегративную - она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей;  
 
4) Амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан;  
 
5) Функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников, и т.д.5

5.

Тема: Государственная идеология

Введение

В обычном понимании, идеология  не является наукой, хотя включает в  себя научные знания. Отличие идеологии  от науки заключается в том, что  она включает в себя не только научные  знания и знания о социально-политической жизни, но еще и оценку происходящих событий, тенденций, процессов и  различных сил этой социально-политической жизни.

Строго говоря, идеология  не существует в отрыве от социально-политических, национальных, экономических, классовых  и других общностей и групп. Она  зарождается вместе с ними, формируется  и изменяется по мере течения их жизненного цикла, отражая интересы групп Под группами следует понимать объединенные по какому-то признаку общности: социальные классы, общества, народности, государства, социально-политические системы и т.д., объединенных данной идеологией.

Идеология является в некотором  роде «призмой», через которую происходит рассмотрение всех происходящих явлений  и событий, значимых для группы, исповедующей свою идеологию. Соответственно этой идеологии, оценка происходящего (или, например, планы  на будущее) может быть различной  для каждой группы. Идеология объединяет группу, указывает направление и  цели ее развития, мобилизует к достижению этих целей, определяет место группы в мире.

Актуальность идеологии  в социально-политической жизни  современного общества трудно переоценить. Успешность развития государства зависит  от правильности выбора идеологии. Сохранение исторического наследия народа, консолидация социально-классовых и других групп  внутри общества, определение направления  и целей дальнейшего развития страны - вот лишь часть задач, которая  ложится на плечи идеологии.

 

Политическая идеология  и государственная: общее и отличия

Опыт развития многих государств показывает, что они не могут успешно  развиваться без своей идеологии. Это относится и к Республике Беларусь. За время десятилетней самостоятельной  жизни нашего государства выработана Конституция Республики Беларусь, основные принципы внутренней и внешней политики, а совокупность заложенных в них  идей, принципов, идеалов и символов составляет сердцевину государственной  идеологии. Любая идеология представляет собой совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и религиозных идей, взглядов, представлений, носителями которых выступают отдельные  индивиды, социальные группы и общности, содержание которых отвечает их интересам. В своем докладе А.Г. Лукашенко  говорит: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей  и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как  и человек без мысли, не может  жить и развиваться, тем более  противостоять внутренним и внешним  угрозам и вызовам. Идеология  для государства -- то же самое, что иммунная система для живого организма» [11].

Идеология государства - специфический  тип идеологии. Именно эта идеология  должна обеспечить объединение общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил для динамичного и устойчивого  развития страны.

Государство должно иметь  устойчивую, независимую идеологию, обогащенную историческим опытом народа. Идеология государства дает детальное  обоснование стратегии развития общества, и, наоборот, в условиях демократизации общества выразителем и основным орудием реализации конкретных интересов  может и должно стать государство. Совокупность идей, представлений и  убеждений можно назвать государственной  идеологией. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов  становится доминирующим в ее формировании и представляет собой выражение  национальных интересов большинства  граждан. Государственная идеология, позволяет объединить народ или  народы во имя будущего, во имя цели. Хорошо сформулированная государственная  идеология способствует эффективному развитию государства.

Политическая идеология - это система идей и представлений, оправдывающая притязания той или  иной социальной группы на власть или  её использование с целью реализации своих интересов (согласно К. Марксу, идеология господствующей социальной силы является доминирующей в обществе системой идей, идеалов и ценностей). Специфика политической идеологии  состоит в том, что содержание той или иной идеологии зависит  от интересов социального субъекта, из которого исходит данная идеология. Поэтому её может отличать предвзятость, субъективность оценок действительности. Однако одна партия сменяет другую, но ни одна из них не покушается на фундаментальные ценности, разделяемые данным обществом.

Все идеологии связаны  с интересами различных социальных групп, которые их разделяют. Политическое действие предстаёт уже не как  произвольное выражение чьих-то интересов, а как реализация общепринятых нравственных, этических, религиозных и иных принципов, в чем и скрыты общие черты  государственной и политической идеологии.

Идеологию можно представить, как сложную, многоуровневую систему. И в принципах реализации уровней  и есть отличия одной идеологии  от другой. Обобщенные различия и сходства между государственной идеологией и политической идеологией представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сходства и различия между государственной идеологией и политической идеологией

 

Уровни, составляющие идеологию

Общее и различное в  содержании каждого уровня

 
 

Государственная идеология

Политическая идеология

 

Теоретико-концептуальный уровень

Литературные сочинения (учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата), претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества.

Статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п. - в которых  с применением научного по своей  форме аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного  социального субъекта. Это уровень  политической философии данной социальной группы, выражающей её основные ценностные ориентации, идеалы и принципы.

 

программно-политический уровень

Государственные документы (конституция страны, другие законодательные  акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.), в которых  закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Четкие и конкретные предписания охраняются и обеспечиваются силой государства.

Общие идейные принципы и  политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги, содержание которых закрепляется в программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т.п. В этих работах  акцентируются те или иные проблемы общественной жизни, наиболее обстоятельно очерчиваются интересы граждан, указываются пути их реализации. На этом уровне проявляется поиск путей решения конкретных задач социально-политической жизни.

 

Обыденно-актуализированный  уровень

Средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии - политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.

Психологические аспекты  индивидуального и группового сознания и проявляются в виде устных суждений относительно тех или иных явлений  общественной жизни и в различных  формах политической активности (или  пассивности) ее носителей. Социально-политические явления оцениваются через сопоставление  происходящих событий и действующих  лиц с фольклорными или хорошо известными литературными сценами  и персонажами.

 

Символика

К государственным символам обычно относят флаг, герб и гимн государства (в Республике Беларусь это - Государственный флаг, Государственный  герб и Государственный гимн).

Политическими символами  могут являться понятия, которые  выражают национально-государственную  идеологию: идеал, девиз, проект, лозунг; призыв, афиша, пароль, плакат, программа, решение, постановление, указ, приказ, закон, конституция, парламентёр.

 
       

Основные элементы государственной  идеологии

Идеология является действенным  и незаменимым социальным инструментом, без которого невозможно функционирование государства. При помощи идеологии  вырабатываются цели общественного  развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия  людей. Любое национальное государство, обладающее развитой национальной культурой, вырабатывает свою государственную  идеологию, в которой базовыми элементами выступают:

- представление о судьбе  и предназначении данной нации;

- о векторе исторического  развития;

- о доле общественного  богатства, достающегося различным  социальным группам;

- об общественно-политическом, экономическом, эстетическом, нравственном  идеале;

- о вкладе данной нации  в культурную сокровищницу человечества;

- о соотношении элитарной,  народной и массовой культур;

- об оценке имеющегося  у нации исторического опыта;

- о тактических целях  и задачах, которые следует  решать обществу и государству  в ближайшей и среднесрочной  перспективе;

- о ведущем субъекте  исторического процесса.

Структуру идеологии, если иметь  в виду отражение в ней общественного  бытия в целом, можно рассматривать  в зависимости от того, какая сфера, сторона общества отражается, осмысливается  и оценивается посредством идей. При таком подходе можно выделить политическую, правовую, экономическую, религиозную и другие формы идеологии, что соответствует формам общественного  сознания, но не сводится к ним. Эта  точка зрения отражена в ряде работ. Так, авторы монографии «Идеологические  ориентиры России. Основы новой общероссийской национальной идеологии», ссылаясь на мнение А. К. Уледова о том, что структура общественного сознания в известной степени соответствует структуре общественных отношений, куда входят экономические, социальные, политические, правовые, духовные, культурные (в узком смысле как художественно-эстетические), морально-нравственные, социально-психологические, национальные (этнические) и другие отношения [3], полагают, что соответственно можно говорить об экономическом, социальном, политическом, правовом, духовном, культурном, морально-нравственном, социально-психологическом, национальном (этническом) общественном сознании, а также о соответствующих этим формам сознания идеологиях [4].

Набор форм идеологии (в зависимости  от отражаемых в них сфер, сторон общественной жизни) может изменяться, обогащаться. Сравнительно недавно  возникли экологическая идеология, идеология феминизма, идеология  глобализма. Не исключается появление  в будущем других форм идеологии.

В настоящий момент можно  лишь обозначить основные элементы государственной  идеологии Республики Беларусь, т. е. указать предмет тех жизненно важных для белорусского народа ценностей  и приоритетов, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Естественно, они должны вбирать в себя как ценности, выработанные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Всю их совокупность можно определенным образом сгруппировать и назвать полученный ряд составными элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать значимые для данного народа ценности - идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения - историко-культурологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера.

Историко-культурологическая составляющая государственной идеологии  Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и  представлений относительно происхождения  и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного  народа или, что то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации.

Политическую составляющую государственной идеологии Республики Беларусь образует, прежде всего, комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления  и особенностей институтов своей  государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а так  же относительно направлений и путей  их дальнейшего развития.

Политическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления о характере  социально-политического строя Республики Беларусь в целом, целях и путях  его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов  в мировом, политическом процессе.

Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс реализуемых  государством и отвечающих интересам  народа идей относительно формирования и развития национальной экономики. Данное положение вытекает из того фундаментального для экономической  теории факта, что теоретики в  самые основы разрабатываемых теорий всегда закладывают постулаты, отвечающие в определенный исторический период интересам именно данной нации [6]. Она включает в себя разделяемые белорусским народом представления об особенностях организации своей экономической жизни, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления относительно справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.

Социально-гуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет, прежде всего, о подходе к человеку как высшей ценности и цели общества и государства, об ответственности государства  за создание условий для свободного и достойного развития личности и  об ответственности граждан за неукоснительное  исполнение обязанностей, возлагаемых  на них обществом.

Социально-гуманитарная идеология  включает приоритеты политики государства  в области реализации прав и свобод человека, в сфере развития науки, культуры и образования. Каждое государство  вырабатывает и реализует определенные подходы к регулированию семейных отношений, к культивированию определенных нравственных норм жизни своих граждан.

Будучи элементом политического  сознания общества, государственная  идеология также есть многоуровневый феномен. По крайней мере, можно выделить высший, средний и низший уровни ее проявления. Высший уровень образуют сочинения, претендующие на научность. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи и доклады, написанные с использованием формального аппарата и содержащие концептуальный, системный  анализ различных сторон жизнедеятельности  общества. Второй, или средний, уровень  государственной идеологии составляют произведения, в которых популяризируются и пропагандирующие идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятся книги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов. Низший, или третий, уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе  закрепляется содержание государственной  идеологии - произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама.

политический идеология государственный

Механизм реализации государственной  идеологии

Совокупность лиц, организаций  и учреждений, призванных заниматься формированием государственной  идеологии и её распространением представляет механизм государственной идеологии. Идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она возникает, развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных людей. Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по её созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.

Как показал опыт XX века, возможны два варианта формирования механизма  государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности.

Первый вариант механизма  государственной идеологии был  реализован в Советском Союзе  и ряде других стран. Здесь идеологический аппарат создавался искусственно решениями  высших властей и навязывался  обществу «сверху». Он фактически составлял  часть системы органов государственной  власти и управления, хотя формально  и не обладал собственно властными  полномочиями. Вот лишь некоторые  его элементы. Управляющим идеологической сферой центром являлся Центральный  Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе  аппарата ЦК был специальный секретарь  по идеологии, под началом которого работало несколько отделов пропаганды, науки и культуры, занимавшихся в  той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись  на всех ступенях организационной структуры  партии, а также в союзе молодежи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел  и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных  идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и в учреждениях  действовали «школы», «кружки» и  «семинары», в которых практически  все взрослое население страны осваивало  постулаты официальной идеологии. Под контролем идеологических работников находилась пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт. В  силу навязывания идеологии «сверху» и использования элементов принудительности при ее внедрении в сознание масс данный идеологический механизм встречал скрытую негативную реакцию со стороны  значительной части населения [1, с. 80].

Механизм государственной  идеологии в западных странах  складывался, как правило, без специальных  решений властей, и не обособлялся  в виде централизованной системы  лиц и учреждений, деятельность которых  направлялась бы из единого центра, а формировался как составной  элемент общего процесса становления  и развития учреждений государства  и гражданского общества. Кроме органов  власти производством и распространением политических идей государственной  значимости на западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения.

Западный механизм государственной  идеологии близок к тому явлению, которое французский философ  Л.П. Альтюссер определил как «идеологические аппараты государства». Под таковыми он понимал инструменты проведения в жизнь господствующей идеологии. К числу идеологических аппаратов государства Альтюссер относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.). Каждый из названных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего общества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как механизма государственной идеологии не столь очевидна, как это было, например, в Советском Союзе, объективно в своей совокупности они все же выступают в качестве таковой.

Функции идеологов в западных странах выполняют философы, социологи, историки, политики, советники в  органах служб. Как отмечает А. А. Зиновьев, эти люди придают единство и преемственность идеологическому  плюрализму, образуют связную идеологическую среду. Они изучают сделанное в прошлом, осуществляют отбор, обработку и систематизацию идей и учений, переиздают сочинения определенных авторов, готовят справочники и учебники или, иначе говоря, осуществляют своего рода канонизацию имен, идей, учений. Эти специалисты действуют согласованно не в порядке выполнения служебных требований, а по собственной воле подчиняясь определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру, приобретать известность [10,с. 375-376].

В Республике Беларусь механизм государственной идеологии формируется  с учетом как одного, так и второго  опыта. Механизм реализации государственной  идеологии должен развиваться как  своего рода рынок идей, который  имеет общественную значимость и  потребителя в лице органов государственной  власти. Производство идей во все времена  была уделом образованной части общества. Это положение тем более справедливо  в отношении формирования национально-государственной  идеологии.

«Ведущей социальной установкой белорусской государственности  и ее идеологической платформы, гуманистической  по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового  вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального  успеха личности и государства. Идеология  белорусского государства не формируется  с нуля. Она -- неотъемлемая часть государства. Арсенал форм и методов идеологии исторически выработан, и что-либо новое мы вряд ли выдумаем. Задача состоит в том, чтобы выбрать из этого арсенала те средства, которые нам подходят, адаптировать их к современным условиям и активно воплощать в жизнь. В основе нашей государственной идеологии -- принцип социальной справедливости и консолидации всего народа для достижения благородной цели -- созидания сильной и процветающей Беларуси».


 

6.


Информация о работе Понятие и основные трактовки идеологии: историческая ретроспектива