Понятие наследования и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Наследование – один из важнейших институтов гражданского права. Отношения, связанные с наследованием, - одна из сфер общественных отношений, которая хоть раз в жизни затрагивает каждого человека.
Институт наследования имеет очень длинную и сложную историю своего развития. Общество было поставлено перед выбором: с одной стороны, свобода распоряжения своей собственностью, а с другой забота общества о близких наследодателя, которые, например, не могли сами себя обеспечить и жили только за счет иждивения. До сих пор все правовые системы мира исходят из сочетания двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие наследования…………………………………………………...4
2.Виды наследования……………………………………………………….8
3. Изменение порядка наследования в истории римского права………..14
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………………………….32

Файлы: 1 файл

Rimskoe_pravo.docx

— 163.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 


 

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Римское право»

 

на тему: «Понятие наследования и его виды»

 

 

 

    

 

Выполнил: Присяжнюк И.Н. студент 1 курса заочной формы обучения юридического факультета группа   Ю 144 ЗВб

Проверил:

_______________________________

«____»_________________2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Люберцы

2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие наследования…………………………………………………...4

2.Виды наследования……………………………………………………….8

3. Изменение порядка наследования в истории римского права………..14

Заключение…………………………………………………………………31

Список использованных источников …………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наследование – один из важнейших институтов гражданского права. Отношения, связанные с наследованием, - одна из сфер общественных отношений, которая хоть раз в жизни затрагивает каждого человека.

Институт наследования имеет очень длинную и сложную историю своего развития. Общество было поставлено перед выбором: с одной стороны, свобода распоряжения своей собственностью, а с другой забота общества о близких наследодателя, которые, например, не могли сами себя обеспечить и жили только за счет иждивения. До сих пор все правовые системы мира исходят из сочетания двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи.

В римском праве институт наследственного права занимает исключительное место. По одному известному выражению, римляне «трижды покоряли мир». Первый раз - легионами, второй - христианством, третий раз - правом. Римские юристы разработали и законодательно оформили основные положения наследственного права, которые до настоящего времени не потеряли своей актуальности. Римское наследственное право – предмет гордости его творцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ

 

Упоминание о наследовании можно найти в самых первых письменных источниках: глиняных табличках Шумера, египетских папирусах и т.д.

В период первобытного строя – первого в истории человечества общественно-экономического строя, особенно на ранних этапах его развития, такого понятия как наследование в современном его понимании не существовало, поскольку нечего было наследовать. Конечно, и в тот период от отца к сыну переходили орудия производства (орудия охоты и рыбной ловли).

Впоследствии семье оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы продовольствия, украшения, знаки принадлежности к роду (племени), кроме тех, которые подлежали захоронению вместе с умершим. При этом возникавшие общественные отношения регулировались не нормами права, а многовековыми традициями и обычаями, нормами религии, морали. Их соблюдение освящалось и обеспечивалось не мерами государственного принуждения, а общественным воздействием, в первую очередь авторитетом наиболее влиятельных членов общины. Отступнику грозило изгнание, что зачастую обрекало его на смерть. К тому же он навлекал на себя гнев богов, что воспринималось в древности как самое страшное наказание.

Таким образом, можно отметить, что в целях укрепления экономической основы родовой общины обычай не допускал выхода имущества умершего за пределы рода. Принадлежавшее умершему имущество распределялось между сородичами и чаще всего поступало в наследство ближайшим кровным родственникам со стороны матери. Наиболее ценные предметы индивидуального пользования погребались вместе с их владельцем. Если умирала женщина, ее имущество поступало к детям и сестрам (но не братьям).

Решающую роль в эволюции имущественных отношений сыграл переход от общинной к частной форме собственности, который произошел в эпоху неолитической революции (VII-V тысячелетия до н.э.) Появился институт наследования, возникновение которого было связано:

- с переходом от присваивающего  хозяйства к производящему хозяйству, товарному производству;

- с отменой уравнительного  распределения в общине, частным  присвоением средств и результатов  производства;

- с ослаблением родоплеменных  связей и повышением значения  семьи в жизни общества (члены  семьи умершего получили преимущественное  право на его имущество) и др.

Постепенно сформировалось право собственности на недвижимость.

В раннеклассовом обществе (V-IV тысячелетия до н.э.) переход наследства начинает носить характер универсального правопреемства, т.е. к наследнику переходит единая наследственная масса, состоящая из активной части (имущества) и пассивной части (долгов). На возникновение и развитие наследственного права огромное влияние оказали такие факторы, как:

- возникновение государства  как особого специализированного  общественного института, поддерживающего  нормы права;

- фактическое и формальное (юридическое) закрепление социального  и имущественного расслоения  общества;

- идеология и религиозные  воззрения общества, представления  о тесной связи живых с умершими (ответственность за долги наследодателя, невозможность отречения от наследства).

Одним из первых памятника права был свод законов Вавилонии периода царствования Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В нем нет прямого указания на допустимость наследования по завещанию, однако согласно статье 165 отец мог путем дарения увеличить долю одного сына за счет уменьшения наследственных долей других сыновей. При наличии достаточных к тому оснований отец мог «отвергнуть» своего сына, т.е. полностью лишить наследства (ст.168-169).

В Афинах о наследовании по завещанию впервые упоминается в законодательстве Солона (VI в. До н.э.). Права завещателя здесь несколько ограничены: завещать мог только мужчина, не имеющий сыновей. Отец, имеющий детей мужского пола, усыновленные, а также женщины не могли завещать.

Наиболее полное регулирование наследственных отношений рабовладельческого строя содержится в римском праве. Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития, который неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи.

В римском праве под наследованием понимался переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам (наследникам).

Положения о наследовании содержались в Законах XII таблиц, преторском праве, императорском законодательстве, в новеллах Юстиниана.

По наследству передавались все права наследодателя в частноправовой сфере. По наследству переходили не только права, включающие в себя выгоды и возможное обогащение имущественного характера, но и лежащие на наследодателе и неразрывно связанные с наследством обязательства, в том числе те, о которых он не имел точного представления или даже вовсе не знал.

Наследство считалось реальным и имеющим юридическое содержание. Наследственная масса могла увеличиваться или уменьшаться вне зависимости от чьих-то вредных действий или причиняемого ему ущерба, а также охватывать все возможные приобретения правового характера и утраты.

В римском праве существовало два основания наследования — завещание и закон. При этом наследство могло переходить либо по завещанию, либо по закону, так как особенностью римского наследственного права являлась недопустимость сочетания этих двух оснований в наследовании после одного и того же умершего лица. Поэтому в римском праве было недопустимо, чтобы одна часть наследства переходила по завещанию, а другая часть того же наследства — по закону. Также не допускалось, чтобы часть имущества завещалась наследодателем, а часть нет.

В римском праве различали:

1) универсальное наследственное правопреемство, когда наследник при вступлении в наследство приобретал единым актом все имущество наследодателя или определенную долю имущества как единое целое. При таком наследовании к наследнику переходили сразу права и обязанности, входящие в состав наследства, а также права и обязанности, о существовании которых наследники не знали. При универсальном правопреемстве наследники получали все выгоды, льготы, обременения, права и обязанности наследодателя, занимали то же правовое положение, что было у наследодателя к моменту его смерти;

2) сингулярное наследственное правопреемство, когда наследникам предоставлялись только отдельные права и обязанности (легаты или завещательные отказы). В завещательных отказах наследодатели предоставляли только единичные права, не возлагая на наследников ни прав, ни обязанностей. Лицо, в отношении которого был назначен легат, не становилось ответственным за долги наследодателя, а являлось преемником наследодателя в отдельном праве, но не в какой-либо доле наследства.

Наследником мог стать любое физическое лицо, жившее в момент смерти наследодателя. Исключение составляли потомки наследодателя, родившиеся после его смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ НАСЛЕДОВАНИЯ

 

Римское право предусматривало два вида наследования: по закону и наследование по завещанию. Наследование по закону означало, что наследование происходит в порядке, определенном законом. Таким законом были Законы XII таблиц, а затем Уложение Юстиниана. Общим признаком, определяющим право на наследство на всех этапах, было родство наследника с наследодателем. Однако имел значение вид родства.

Первоначально преимущество при наследовании по закону имели агнаты. "Наследства умерших без завещания принадлежат, по Закону XII таблиц, прежде всего "своим" (ближайшим) наследникам" (Гай Инст.3.1). 
"Если не было своих наследников, то наследство по тому же Закону XII таблиц принадлежит агнатам" (Гай Инст.3.9). "Если не оставалось и агнатов, то Закон XII таблиц призывает к наследованию сородичей" (Гай Инст.3.17).

В результате видны три группы (очереди) наследников: "свои" наследники, агнаты и когнаты. "Свои" наследники составляли первую очередь и включали детей наследодателя, а также внуков от ранее умерших детей. Эти наследники именовались также и "необходимыми" наследниками, поскольку получали (вступали) наследство независимо от своей воли. Если после умершего не оставалось "своих" наследников, то к наследованию призывались агнаты (например, брат умершего). Когда имелись несколько агнатов, наследовал тот, кто имел ближайшую родственную связь с наследодателем (ближайший агнат). "Если ближайший агнат не принял наследства, то в силу закона последующий не призывается к наследованию" (Гай Инст.3.22). К третьей очереди относились когнаты, которыми считались все кровные родственники умершего. Степень родства значения не имела.

Значение деления на группы заключалось в том, что наследник следующей очереди мог быть призван к наследованию лишь при отсутствии всех наследников предыдущих очередей. В дальнейшем на смену патриархальной семье и общей семейной собственности пришла индивидуальная частная собственность, защищаемая преторским правом.

Старая система наследования, основанная на агнатском родстве, была заменена преторской системой наследования четыре группы (очереди) наследников:

  • первая очередь включала детей наследодателя, в том числе и эмансипированных;
  • вторую очередь составляли все агнаты;
  • третья очередь включала когнатов до шестой степени включительно;
  • в четвертую очередь входил супруг (супруга) умершего.

В эпоху принципата мать получила предпочтительное перед агнатами право наследования после своих детей, и наоборот. Уложение Юстиниана различало пять очередей законных наследников:

  • первая очередь — все нисходящие наследники умершего, при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми наследодателя;
  • вторая очередь — восходящие родственники умершего, а также родные братья, сестры и их дети;
  • третья очередь — негюлнородные братья и сестры умершего;
  • четвертая очередь — все остальные боковые родственники умершего независимо от степени родства;
  • пятая очередь — супруг (супруга) умершего.

Если не было ни одного из наследников по закону (и по завещанию) либо все они отказались от наследства, наследство становилось выморочным.

Сначала такое имущество признавалось бесхозяйным и поэтому становилось собственностью любого, кто его захочет захватить. Начиная с эпохи принципата выморочное имущество стало передаваться государству. Исключение было сделано для имущества лиц, которые принадлежали к какой-либо организации (церковь, совет, монастырь и т. д.); в этом случае имущество отходило этим организациям.

Наследуемое имущество по общему правилу делилось поровну между всеми законными наследниками, относящимися к одной очереди. Например, если призывались к наследованию три наследника, то каждый из них приобретал право на 1/3 наследственного имущества.

При поколенном равенстве (наследовании), то есть когда одни наследники приобретали наследственные права на общих основаниях (например сыновья), а другие — в силу права представления (например внуки), принцип равного распределения наследства изменялся. Если после смерти отца остались, например, три сына, а один сын умер и оставил четырех внуков, то каждый сын получал по 1/4 наследства, а внуки — ту же долю, но не на каждого, а на всех.

Информация о работе Понятие наследования и его виды