Портрет цивилизации. Древний Египет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Древнеегипетская цивилизация зародилась на берегах реки Нил, и её процветание во многом было связано с его сезонными разливами, способствовавшими земледелию. Нил, преодолев теснины в районе первых порогов (южная граница Древнего Египта), течёт по промытой в плато северо-восточной Сахары, узкой и длинной долине. Обычная ширина долины 10-20 км, но местами она сужается до ширины потока, на западе она окаймлена Ливийской пустыней, на востоке — Аравийской. Скалы по краям долины довольно отвесны и могут достигать 180 м, примерно через 900 км они расходятся в стороны — на запад к плоскогорью Барка в Киренаике и на восток — к Красному морю.

Содержание работы

Исторические, временные и географические рамки…………………..3

Основные достижения. Наука и медицина. Архитектура……………..7

Причины исчезновения цивилизации…………………………………..9

Наследие………………………………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………..13

Список литературы

Файлы: 1 файл

цивилизация др египет.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее знаменитый комплекс царских пирамид времени IV династии находится подле нынешнего  селения Гизэ. Этот некрополь египтяне называли— «на склоне высоты». Три знаменитые пирамиды — усыпальницы Хеопса, Хефрена и Микерина являются классическими примерами такого рода сооружений. Их строители вполне овладели техническими и декоративными возможностями камня — нового материала, введенного в монументальное строительство.

Приемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5 м, построен из больших блоков гранита.

     Его стены имеют легкий наклон и в связи с этим он производит впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада. Перед храмом находилась пристань, куда присаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. Как и предыдущие пирамиды, она имеет в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Не подлежит сомнению, что при жизни этого фараона его постройки не были еще окончены. Их завершил преемник Микерина Шепсескаф, употребляя при этом уже худший по качеству строительный материал. Стены, возведенные из известняковых блоков, были облицованы кирпичем-сырцом и покрыты белым раствором. К югу от третьей пирамиды находятся три связанные с нею небольшие пирамиды, окруженные общей стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади основания пирамиды Микерина. Принято считать, что в этих пирамидах были похоронены жены фараона.

Прошли тысячелетия, а  Монументальный царский некрополь в Гизэ устоял наперекор пескам пустыни и разрушительной деятельности человека. До настоящего дня он является наиболее грандиозным археологическим комплексом Египта, свидетельствующим не только о могуществе правителей Древнего царства, но одновременно о смелой мысли тогдашних архитекторов, а также о неповторимом мастерстве каменщиков и рабочих.

 

Исчезновение цивилизации. Египет к времени вторжения арабов.

 

Тема арабского присутствия  в Египте очень интересна. В Египте арабы находились дольше, чем в других странах; здесь они создали сильнейшую империю, и нигде влияние их не было столь значительным. Не удивительно, что потомки древних египтян, сумевшие оказать сопротивление греческому и римскому влиянию, приняли цивилизацию, религию и язык завоевателей и полностью ассимилировались с арабами. Если в Персии и в Индии арабская цивилизация смешалась с цивилизацией первоначальной, не уничтожая ее, то в Египте как античная цивилизация фараонов, так и более поздние цивилизации греков и римлян, существовавшие в некоторых городах, совершенно исчезли, уступив место новой цивилизации, созданной последователями пророка.

     Исследование  архитектуры Египта арабского  периода показывает, насколько полным  было это вытеснение. Арабы не  заимствовали ничего из египетской архитектуры, хотя к моменту их появления в Египте было множество монументальных сооружений.

     Большой  интерес представляет изучение  арабского присутствия в Египте  с точки зрения этнографии. Как  мы уже говорили в одной  из предыдущих глав, результатом смешения арабов и египтян не стало появление новой расы. Став арабами по языку, религии, по всем элементам цивилизации, египтяне все же не стали арабами по крови.

Необычайное сходство между  современниками феллахами берегов  Нила и изображениями их предков на памятников времен фараонов доказывает, что кровь старинной расы сохранила всю свою силу.

     Прибыв  в Египет, арабы обнаружили, что  все условия жизни здесь сильно  отличаются от тех, к которым  они привыкли в Аравии и  Сирии. И цивилизация, и население, и климат, и сама земля, - все для них здесь было новым.

     Чтобы понять, почему арабам удалось так  быстро завоевать Египет, надо  заглянуть в историю этой страны, рассмотреть ее отличительные  особенности.

     Согласно  доказательствам современной науки возраст некоторых монументов, находящихся на территории Египта, достигает семи - восьми тысяч лет. Следовательно, египетский народ очень давно обладал уже высоко развитой цивилизацией. Как она возникла - остается тайной, ясно лишь, что это древнейшая из цивилизаций, которые когда-либо процветали на берегах Средиземного моря. Цивилизация эта существовала на берегах Нила задолго до прихода греков, внедривших здесь свою веру и свое искусство.

     При поверхностном  знакомстве с современными научными исследованиями по древнему Египту может показаться, что жизнь в этой стране не изменялась веками. Однако при более внимательном изучении памятников различных эпох можно увидеть, что и цивилизация египтян, хотя и очень медленно, но все же претерпевала эволюцию. Когда созерцаешь египетские храмы, над которыми не властно время, с их гигантскими пилонами, пирамиды, мумии, создается впечатление, что находишься во владениях вечности и постоянства. К тому же и социальные институты Египта весьма консервативны; всякие преобразования запрещены.

     Понятно,  что народ, обладающий подобной  цивилизацией, не должен легко  поддаваться чужеродному влиянию.  Завоеватели менялись, Египет оставался  неизменным, наблюдая приход и  уход новых хозяев. Страна была  захвачена и греками, и римлянами, но цивилизация в ней оставалась прежней. Завоеватели сами отказались от навязывания египтянам своей культуры. Монументы, строительство которых было начато еще до захвата Египта и завершено уже при Птоломее и Цезаре, причем завершено в первоначальном стиле, доказывает насколько живой оставалась старая цивилизация на протяжении веков.

     Когда арабы  вышли на мировую арену, Египет  уже много столетий являлся  добычей разных завоевателей. В  332-м году до нашей эры он  был захвачен Александром, который прогнал персов и основал город Александрию. В 306-м году до нашей эры королем Египта был объявлен один из генералов - завоевателей Птоломей Сотер. Основанная им династия просуществовала 274 года. Последней ее представительницей была знаменитая царица Клеопатра. В 30-м году до нашей эры после поражения Клеопатры и Антония Октавом в сражении Актиума Египет стал римской провинцией.

 

После смерти Теодоса  в 395-м году и распада римской  империи Египет стал частью империи  Востока и оставался ею до 640-го года, до эпохи арабских завоеваний.

     При Птоломеях  Египет оставался процветающей  страной, причем все старые  традиции были сохранены. Александрия  стала крупнейшим интеллектуальным  и коммерческим центром. Архитекторы  создавали величественные монументы  в стиле фараонов. Некоторые из них существуют и поныне, например острова Филае (Philae). Это подтверждает, что все завоеватели Египта принимали его культуру. Вне греко-римских городов, таких как Александрия, чужеземное влияние очень слабо.

     В 389-м  году, когда христианство стало официальной религией Константинополя, император Теодос приказал уничтожить все храмы и статуи древних богов Египта, а также все, что могло напомнить о них. В монументах, построенных слишком прочно, чтобы их можно было разрушить, были разбиты все статуи и стерты все надписи. До сих пор многочисленные руины еще напоминают об этом чудовищном преступлении. Это был один из самых печальных актов вандализма, известных истории. Справедливости ради приходится признать, что первым, что сделали проводники новой религии, было разрушение монументов, почитаемых всеми завоевателями в течение пяти тысяч лет.

     Результатом  катастрофы явилось исчезновением  египетской цивилизации. Наука  иероглифов была предана забвению, и лишь в наши дни был  найден ключ к пониманию древних текстов. Начался упадок Египта, продолжавшийся вплоть до прихода арабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наследие Древнего Египта.

 

Мифологические и религиозно-магические представления древних египтян  стали предпосылкой для создания непревзойденного по силе воздействия искусства. Тысячелетия прошли с тех пор, как в Древнем Египте строились пирамиды и храмы, создавались статуи фараонов, расписывались стены гробниц, а мы и сейчас восторгаемся памятниками этого искусства и ощущаем, что магические веяния из прошлого доходят до нас сквозь столетия, потому что в те далекие времена фараонов творчество, которое мы теперь называем искусством, творчество, преображающее видимый мир, обрело в сознании египтян великую магическую силу. Египетское искусство воссоздавшее в усыпальницах красоту жизни, живо и по сей день. Осирис был мифом, но египетское искусство не миф, и “река времен” бессильно перед властью незыблемой красоты древних сфинксов и пирамид.

Глядя на эти грандиозные  усыпальницы, когда “в пропасть забвения” давно уже канула память о самих фараонах, об их мощи и об их делах, мы невольно повторяем крылатое выражение: “все на земле боится времени, но время боится пирамид”.

Искусство Древнего Египта не было одинаковым во все времена. В течение тысячелетий многое менялось в долине Нила – человек постепенно овладевал природой, развивалась техника. В стране происходили разные события. Иногда ослабевала власть фараона, вельмож и жрецов, большую роль начинали играть средние слои населения. Нередки были грозные народные восстания. Все это находило отклик в памятниках искусства. Одни из них выполнены по строго установленным правилам: мы видим однообразные мощные фигуры фараонов и богов, одинаково нарисованные сцены. В других памятниках эти правила нарушаются, художники и скульпторы становятся смелее, стараются живее и с большей жизненной правдой изобразить все то, что их окружает, передать движение, естественные разнообразные позы людей, пейзаж.

Искусство в Древнем  Египте было комплексно, синтетично, и  это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре.

Искусство Древнего Египта, как и искусство каждой другой страны, отражало в своих произведениях  жизнь народа, который его создавал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Среднеземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей - храм муз и оплот науки - были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.

«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, - пишет русский египтолог

М. Э. Матье. - Ряд открытий в науке и технике всё ещё  приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».

 

 

 

Список литературы:

 

1. Н. А. Дмитриева, Н. А. Виноградова «Искусство Древнего мира», М., 1986 год.

2. Энциклопедия «Зачарованный мир», том «Тайные искусства», М., «Терра» 1996год.

3. C. Карпушина “История мировой культуры”. – М., 1998

4. О.Б Лисичкина “Мировая художественная культура: Древний мир”. – М.: АСТ: Астрель” Спб, : Спец Лист., 2004.

5. В.Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1975 год.

6. История искусства зарубежных стран. Том I. - М., Издательство Академии художеств СССР, 1962.

7. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.

8. Матье М. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”, 1970.

9. Детская энциклопедия, том 12. - М., изд-во “Педагогика”, 1977.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Портрет цивилизации. Древний Египет