Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:59, контрольная работа
Восстановление разрушенного хозяйства. Пути дальнейшего развития экономики страны, ее структура и система управления. Повышение уровня жизни народа.
Введение
1. Планы восстановления экономики страны
2. Экономическая система, принципы управления народным хозяйством в послевоенный период
3. Уровень жизни народа, социальные блага
Заключение
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ПАМТ им. И.И. Лепсе
Доклад по истории
на тему:
«Послевоенное развитие СССР»
Выполнила:
студентка гр.121-1:
Карпова Светлана
Проверила:
Преподаватель:
Коломенцева Н.Н.
2012-2013 г.
Введение
1. Планы восстановления экономики страны
2. Экономическая система, принципы управления народным хозяйством в послевоенный период
3. Уровень жизни народа, социальные блага
Заключение
Введение
Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны.
Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса
тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных
издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом
режиме, экономике, культуре.
"Демократическому импульсу" войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но,казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовомсознании с победой тоталитарного режима. Борьба демократической и тоталитарной тенденции становилась в этих условиях мотивом общественного развития.
Планы восстановления экономики страны
К восстановлению разрушенного
хозяйства Советское
Более реалистичным был четвертый пятилетний план. Разработка этого плана тесно связана с именем Н. А. Вознесенского, стоявшего в те годы во главе Госплана. Уже в сорок с небольшим лет он пользовался широкой известностью среди организаторов промышленности, экономистов. Сын мелкого конторского служащего, он в 16 лет, в 1919 г., вступает в ряды РКП . Весной 1921 г. едет поступать в Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова, но получает отказ: слишком молод. Он добивается решения ЦК по этому вопросу и, в виде исключения, начинает учиться. Еще через 7 лет он слушатель, а затем преподаватель Экономического института красной профессуры. В 1935 г. становится доктором экономических наук. Н. А. Вознесенский быстро выдвинулся как организатор и практик планирования. В годы войны он фактически руководил комплексом промышленности, производившей важнейшие виды вооружений: наркоматами авиационной и танковой промышленности, вооружения и боеприпасов, черной металлургии. Сын своего времени, Вознесенский пытался внедрить в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования, хотя и при сохранении решающей роли централизованного планирования.
Главный упор в четвертом пятилетнем плане делался на первоочередное восстановление и дальнейшее развитие промышленности, прежде всего тяжелой, а в частности военной. Сказывались такие внешнеполитические факторы как начало холодной войны, нависшая ядерная угроза, гонка вооружения. Таким образом, первая послевоенная пятилетка была не столько пятилетием восстановления народного хозяйства, сколько строительством новых предприятий военнопромышленного комплекса — заводов для строительства судов ВМФ, новых видов вооружения.
Экономическая система, принципы управления народным хозяйством в послевоенный период
В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.
Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в определении деятельности каждого предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким контролем за работой администрации.
Послевоенный период потребовал перестроить
тип работы государственных органов
для решения двух противоречивых
задач: конверсии огромного военно-
Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат минометного вооружения в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности в Наркомат транспортного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами).
В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления - в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.
На этой волне среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.
Анализируя сложившуюся
Объяснение подобных настроений можно искать в той обстановке, которая сложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация работы местных органов власти приобрели своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и не только продуктами питания, но промышленными товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть населения.
Война приучила к определенной самостоятельности и инициативе многих руководителей всех уровней. После войны местные власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения уже не только на мелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельных экономических связей между промышленными предприятиями минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились жизнью за проявленную инициативу).
Надежды на преобразования
в области управления экономикой
оказались несбыточными. С конца
40-х годов был взят курс на усиление
прежних административно-
Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и военной по существу.
Решающей стала позиция
Сталина - все попытки перемен
в этой области наталкивались
на его имперские амбиции. В результате
советская экономика возвращала
Также в этот период встал вопрос: что такое советская система хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания войны жизнь ставила столь четкие и срочные задачи, что большой потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике СССР.
Чувствуя, что вопрос сложен и готового ответа в марксизме нет, Сталин, сколько мог, оттягивал издание учебника по политэкономии социализма. В 1952 г. он опубликовал важную работу «Экономические проблемы социализма в СССР», где осторожно, не вступая в полемику с марксизмом, дал понимание советской экономики как нерыночного хозяйства отличной от Запада ("капитализма") цивилизации. Иное толкование было невозможно. Вот что рассказывает советский экономист Л. Д. Ярошенко. Вскоре появился пробный тираж сталинского творенья «Экономические проблемы социализма в СССР». Брошюру издали лишь для участников дискуссии. Вложена была каждому в персональный пакет материалов. Там и оказались страницы адресованные мне, в которых Сталин ругал меня. Не дискутировал, а именно ругал на чем свет стоит. . . А потом Хрущев и Фурцева вызвали меня на бюро МГК: «Против чего ты пошел, кого учишь?» Ругали изрядно, но ничего вразумительного по сути сказать не могли.
Когда я вышел из кабинета, за мной следом — два человека, что дежурили у дверей. Я все понял. . . На улице стояла машина с работающим мотором. Из подъезда ЦК к воротам Лубянки за три минуты подъехали. Даже опомниться не успел, как меня обыскали и втолкнули в одиночную камеру на верхнем этаже внутренней тюрьмы. . . Я не думал, что так быстро может повернуться. «Сознавайся, негодяй, в своей вражеской деятельности!» — кричали мне на допросах следователи.
За год во многих московских тюрьмах перебывал. После Лубянки сидел в Лефортове, потом в Бутырках, еще где-то. Потом снова Лубянка. Там и сказали: «Сталин умер, вы свободны». Но освободили меня только 28 декабря 1953 года. Вручили справку, что «содержался в местах заключения»— так просто аттестовал мой арест МВД без всяких судов, разбирательств, извинений.
После смерти Сталина, в 1954 г. учебник был, наконец, издан. Хозяйство СССР стало трактоваться в категориях марксизма, теория все больше расходилась с практикой, и для идеократического государства это было началом тяжелой болезни.
Уровень жизни народа, социальные блага.
Вторая половина 40-х — начало 50-х гг. были трудным временем для абсолютного большинства советских людей. Материальные лишения военного времени воспринимались как необходимые и неизбежные. Естественным поэтому было пробуждение надежд на улучшение материального благосостояния после окончания войны. В декабре 1947 г. была отменена карточная система (раньше, чем во всех странах, участвовавших во Второй Мировой войне). Но одновременно с отменой карточек цены на продукты были повышены. Если учесть повышения цен, осуществленные в годы войны, то общий их уровень в 1948 г. оказался в 3 раза выше, чем в последнем предвоенном 1940 г. Столь высокий начальный уровень цен и создал возможность их дальнейшего снижения, что широко использовалось пропагандой того времени для доказательства заботы «верхов» о благосостоянии населения. Но ни денежная реформа, ни снижение цен не привели к значительному росту покупательной способности населения. Тяжелым бременем на бюджет трудящихся ложились ежегодные займы, проводившиеся в добровольно-принудительном порядке. Приходилось подписываться на облигации на сумму не меньше месячного оклада. А это значило, что большинство трудящихся жили не на полноценную годовую заработную плату.