Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 00:54, реферат
I. История новгородцев.
II. История основания новгородцами первых русских, православных поселений на Вятской земле.
III. История основания новгородцами города Хлынова.
IV. История обретения на реке Великой.
V. Летописные сведения об истории Вятской земли.
«ПОВЕСТЬ О СТРАНЕ ВЯТСКОЙ».Адаптированный перевод священника Александра Балыбердина
I. История новгородцев
Некогда скифские[1] князья Славен и Рус со множеством народов своих, поднявшись от Черного моря, что после них в Прологе[2] пишется Русским, пришли на север и на реке Мутной, ныне же называемой Волхов, в полутора поприщах[3] от великого озера Ильменя, основали город и назвали его по имени старейшего князя Славенград. Было это в 3099 году от Сотворения Мира (2409 году до Рождества Христова).
Со временем град тот запустел, наказанный по Божию попущению смертельной болезнью; особенно же после того, как напали на него племена угров[4] и окончательно его разорили и положили полное запустение той местности.
По прошествию же многих лет многочисленные те народы, вновь собравшиеся от реки Дунай и окрестных стран, пришли на праотеческие запустевшие места и создали новый город, расплодились и оттуда расселились по многим землям.
Во дни Александра Великого, царя Македонского, в 5133 году от Сотворения Мира (375 г. до Рождества Христова)[5], те народы храбростью своей вынудили его заключить союз со своими князьями и приняли от него мирные грамоты и иные почести.
Когда же они еще более умножились и возмужали в храбрости, то покорили многие города и земли и обложили данью даже столицы государств. Тогда избрали они правителем Гостомысла, одного из граждан своих, и граду своему дали новое имя, назвав его Новгородом Великим[6]. Сами же стали именоваться славенороссами. И со временем тем народам воссияла заря Божественной благодати – через великого князя Владимира[7] в 6496 (988) году приняли они святое крещение, и стали все христианами.
После кончины этого великого князя среди сыновей его случилось братоненавидение и убийство[8]. Когда же сын его Ярослав[9], по убиении брата своего Святополка, стал править всей славенороссийской землей, тогда в 6528 (1020) году жителям Великого Новгорода, называемым славенами, тот великий князь Ярослав предоставил независимость – дал уставные грамоты, которыми навечно узаконил их власти и подати и дал судебный устав, чтобы они не преступали вечевых законов.
С тех пор жители Великого Новгорода самостоятельно управляли своим городом и изобиловали в богатстве более всех россиян. Для защиты же от врагов призывали они князей, наблюдая, чтобы те не преступали положенных им пределов власти, не изменяли податей и грамот, полученных от великого князя Ярослава. Если же призванные ими князья дерзали изменить что-то от прежних установлений или самовольничали, то таковых отсылали из Великого Новгорода: иных – с позором, отняв у них все имущество; другие же, не терпя стыда и бесчестия, бежали сами (о чем правдиво записано в новгородских летописях).
И так те народы, независимо правящие Великим Новгородом и его владениями, по обычаям перенятым ими от своих отцов, управлялись посадниками и тысяцкими,[10] избранными из числа горожан. Однако и среди них нередко случались распри и противления при собирании дани с подвластных земель. Особенно в те дни, когда отделились от Великого Новгорода двиняне[11], не пожелавшие заплатить Великому Новгороду установленных податей и потому перешедшие под власть Суздальского князя Андрея[12] и сына его Романа. Тогда многие великие князья стали совершать военные набеги на Великий Новгород, завидуя его независимости, но, главным образом, его богатству, так как был он богаче других городов. До тех пор пока сама Пресвятая Богородица не избавила его от нашествия этих князей и междоусобной войны, показав им знамение от своей честной иконы. И было это преславное чудо в 6676 (1168) году.[13]
После этого новгородцы по-прежнему вольно управляли городом, призывая князей по своему выбору, и еще более умножились числом, не допуская новых беспорядков, раздоров и своеволия. Тем временем российские князья стали воевать не только с новгородцами, но и между собой во всех землях, особенно, в Рязанских, Суздальских и Муромских. В те же годы великое княжение из Киева было перенесено во Владимир,[14] а затем – в Москву.
В этой войне с российскими князьями, новгородские граждане завоевали и разорили множество удельных городов и княжеств. И еще более умножилась вражда между российскими князьями и новгородцами. Тогда, желая удалиться от междоусобиц и жить спокойно, новгородцы отправились военным походом по реке Волге, избирая в завоеванных ими землях места удобные для поселения. И об этом переселении на новые места стали думать многие из новгородцев – прежде всего, из-за умножения народа и беспорядков, вызванных междоусобным войнами.
II.
История основания
русских, православных поселений на Вятской земле
В 6682 (1174) году, в правление великого князя Ярослава Владимировича, отделившиеся от пределов Великого Новгорода граждане – новгородцы со своими единоплеменниками[15] отправились на судах вниз по реке Волге и, дойдя до реки Камы, построили здесь небольшой городок. И прослышали о реке Вятке и о живущих по ее берегам народах чуди[16] и вотяках[17], что те владеют многими землями и угодьями и, опасаясь нападения русских племен, строят вокруг своих жилищ рвы и земляные валы, а также что их земли удобны для поселения и отвоевать их у тех народов не тяжело.
Тогда отделилась половина тех новгородцев и пошла вверх по реке Каме до Чусовских мест[18], другая же половина осталась на реке Каме в построенном ими городке. Поднявшись вверх по реке Каме, они сошли в возвышенной местности на противоположный берег[19] и, дойдя[20] до реки Чепцы, поплыли вниз по ней, покоряя себе поселения вотяков, окруженные земляными валами. Пройдя так реку Чепцу, они вошли в великую[21] реку Вятку и, проплыв по ней немногим более пяти верст, увидели справа на высокой красивой горе чудской город, окруженный земляным валом и рвом, а также начинающимся от реки Вятки глубоким оврагом, называемый чудскими племенами Болванский городок, что ныне именуется Никулицыно по реке Никуличанке. Увидев тот город на красивой высокой горе, уж очень захотели новгородцы завоевать его и дали обет своим прародителям, великим российским князьям страстотерпцам Борису и Глебу, повелев всем своим спутникам поститься, не есть, не пить, только бы получить им во владение тот Болванский чудской городок и здесь поселиться.
И приступили к тому городу весьма жестоко и сурово, призывая на помощь святых страстотерпцев Бориса и Глеба и взывая: «Как некогда новгородскому великому князю Александру Невскому явились плывущими в ладье и даровали ему победу над противостоящими шведами[22], так и нам ныне помогайте молитвами вашими и помощью Всемогущего в Троице прославляемого Бога и заступничеством Пресвятой Богородицы». И так с помощью святых страстотерпцев великих князей Бориса и Глеба, тот укрепленный город взяли приступом 24 июля 6689 (1181) года[23] в день памяти всероссийских князей святых страстотерпцев Бориса и Глеба и побили тут много чуди и вотяков, другие же по лесам разбежались, и по обещанию своему поставили в том городе церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и назвали тот город Никулицын[24]. Утвердившись в нем, новгородцы еще более умножились числом и потому решили разведать подходящее место для основания нового города.
Оставшиеся же в городке на Каме новгородцы, прослышав, что их единоплеменники овладели на Вятке чудскими поселениями, поднялись по реке Каме до устья реки Вятки и пошли по ней вверх до поселений черемисов[25]. Подойдя же к черемисскому городку Кокшарову[26], услышали, что их единоплеменники новгородцы с Божией помощью и заступничеством святых страстотерпцев Бориса и Глеба завоевали на реке Вятке знаменитый Болванский городок. Тогда, помолившись Господу Богу и также призвав на помощь своих сродников святых страстотерпцев всероссийских князей Бориса и Глеба, они осадили город. И вот что произошло – уже на следующий день из того города побежали жители, а затем сами горожане отворили городские ворота, возвестив новгородцам, что им показалось, будто к городу приступило неисчислимое воинство.
И так, с Божией помощью, новгородцы завоевали городок Кокшаров и еще более распространились по всей Вятской стране. Тогда послали они из своего числа людей для изучения мест вверх по течению реки Вятки.
III.
История основания
Вскоре сошлись посланные с обеих сторон новгородцы – с верхнего течения реки Вятки, из Болванского городка, что ныне по реке Никуличанке называется Никулицыно, и с нижнего течения реки Вятки из Кокшарова городка, названном по реке Кокшаре, ныне же именуется Котельнич. Узнав друг друга при встрече по беседе и говору, собрались они на совет и решили, что необходимо построить общий, хорошо укрепленный город для защиты от нападений враждебных иноверцев: чуди, вотяков и черемисов и других народов.
И избрали красивое место над рекой Вяткой вблизи устья реки Хлыновицы на высокой горе, что ныне зовется Кикиморская[27], так как было оно для общего поселения удобно, и из той горы чудесно истекало много водных источников.
В назначенное время единодушно сошлись на этой горе множество новгородцев и начали готовить место к созданию города и заготовлять лес, располагая его так, как нужно для строительства. Однако, встав рано утром, вдруг обнаружили, что все заготовленное ими необъяснимым Божиим промыслом перенесено вниз по течению реки Вятки на высокое и еще более пространное место – к широкому полю, которое в те времена называлось Болясковым[28].
Тогда новгородцы со всеми своими единоплеменниками, молившиеся Господу Богу и Пресвятой Богородице об указании места для строительства города, прославили Бога и воспели молебные пения, и на том месте сначала поставили церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня[29], и затем построили город, назвав его Хлынов речки ради Хлыновицы.
Так новгородцы начали жить сообща и независимо, сохраняя отеческий образ жизни, новгородские законы и обычаи в течение многих лет, вплоть до завоевания их великими российскими князьями. И прозвались вятчанами по имени реки Вятки.
Когда новгородцы построили город Хлынов и начали в нем жить, то его первые жители, выходцы из первого поселения – из Никулицкого Болванского городка, пообещали святым князьям страстотерпцам российским Борису и Глебу ежегодно приносить святой их образ из Никулицына в Хлынов и ходить с ним вокруг города, с честью совершая это празднование, чтобы долгие годы и времена незабываемы были чудеса, случившиеся при поселении их на Вятке. Что и до сегодняшнего дня ежегодно совершают в память о тех событиях[30].
В те времена российские князья, правящие в своих уделах, приходили на Вятку, каждый со своим многочисленным войском, желая подчинить себе Вятскую страну, но никто из них не смог этого добиться. Особенно же сильное притеснение и разорение претерпели произошедшие от новгородцев вятчане от племен чуди, вотяков и черемисов, и от разных агарянских народов – татар, бесермян и нагайцев с низовьев реки Волги, а также от казанских и от заказанских татар. Много раз подвергались они нападениям, но так и не были никем покорены.
В течение многих лет в городе Хлынове, на территории ныне занятой Кремлем[31], дома горожан поставлены были по окружности, близко друг к другу и задними стенами ко рву вместо городской стены. С северной стороны это поселение было окружено выкопанным рвом, с запада и юга – еще более глубоким рвом, а с востока защищено крутым берегом реки Вятки. Избрали жители столь подходящее место, чтобы жить в том городе спокойно и всегда иметь возможность отразить нападение неприятеля.
Когда же, умножившиеся в городе жители стали селится вне тех укреплений, тогда, опасаясь нашествия врагов, поставили они вокруг всего посада острог, начав с южной стороны от глубокого рва, где ныне выше винокурни находится Епихов ключ[32], и, провели тот острог[33] на север до глубокого рва, где ныне Троеворотная башня, и над проезжими дорогами также устроили башни[34]. Дальше того места был кругом лес, в гору, где ныне Спенцынская улица, и недалеко от нынешней Воскресенской церкви[35] ходили в лесную чащу по ягоды.
В те годы с Устюга Великого, Двины и из многих других земель приходили христиане в Вятскую страну, и многие здесь поселились, поставив в селах святые церкви. Черемисы же, вотяки и чудь совершали на них набеги со стрелами и оружием, разоряя те поселения и уводя жителей в плен.
Они же, вятские жители, недалеко от града Никулицына, на той же реке Никуличанке устроили погост и поставили церковь во имя святого великомученика и Победоносца Георгия и назвали то место Волково[36]. Ниже же Никулицына, за рекой Вяткой, начинали они ставить церкви Воскресения и Богоявления Господня – на том месте, что и ныне называется «гарь студеная и воскресенская», где недалеко от устья реки Просницы поставлена часовня и каждый год до наших дней в субботу перед праздником Пятидесятницы совершается поминовение усопших – но из-за набегов чуди, вотяков и черемисов не смогли поставить те церкви в уезде. Тогда христиане построили эти святые церкви – Богоявленскую и Воскресенскую[37] – в самом городе Хлынове и со временем, когда еще более умножилось благочестие, Богоявленскую церковь наименовали соборной.
Из–за частых нападений чуди, вотяков и черемисов дали жители города Хлынова и уезда обет великомученику страстотерпцу и победоносцу Георгию ежегодно приносить его святой образ из села Волково в город Хлынов и встречать его со свечами со всем духовенством и народом, совершать ему церковное празднование и обходить с ним крестным ходом вокруг города. Еще и поныне ежегодно по два раза совершается это пришествие святого образа великомученика Георгия. И еще многие годы, вспоминая набеги чуди, вотяков и черемисов со стрелами, приносили они с образом великомученика Георгия окованные железом стрелы и обменивали те стрелы на свечи в память о великомученике, избавившем их от набегов чуди, черемисов и вотяков и прочих неверных народов, бывших со стрелами[38].
Так жили новгородцы на Вятке долгие годы никем не покорены, самостоятельно управляя собой, охотно принимая на Вятку множество людей приходивших из других городов.
Оставшиеся же в Новгороде люди, сильно прогневались на вятчан и, желая приобрести Новгороду милость от российских князей, наговаривали и клеветали на вятских жителей, называли их беглецами из Новгорода и разорителями княжеских вотчин. Более того – называли вятчан разбойниками и самовольниками, не платящими дани великим князьям. Желая проверить так ли это, российские князья послали своих ратных людей для сбора подорожных пошлин, и когда они не возвратились в Новгород, еще более поверили тем наговорам.
Вятчане же, бывшие новгородцы, не отвечали на оскорбления оставшихся в Новгороде жителей, называвших их беглецами. Тогда те из мести приписали к этому оскорблению, что будто, пока одни новгородцы семь лет воевали вдали от Новгорода, то другие сжились с их женами и прижили от них детей, оттого затем и бежали из Новгорода на Вятку[39]. В ответ на это оскорбление вятчане писали новгородцам, что ничего подобного нет ни в одной из древних летописей, и что они покинули Новгород с согласия и по воле самих его жителей. По тем наветам новгородцев князья российские посылали на Вятку большие войска, но, впрочем, безуспешно – по причине удаленности Вятской страны, а еще более – оттого, что земли вятчан были окружены со всех сторон лесами и болотами, и дороги к ним были трудны.