Поздний сталинизм (1945-1953)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 13:50, реферат

Описание работы

В своей работе я подробнее остановлюсь на всех этих моментах в жизни СССР первого послевоенного десятилетия - апогея сталинизма.

Содержание работы

Введение 3
1 Послевоенное экономическое развитие страны 5
2 Укрепление тоталитаризма 8
3 Духовная и культурная жизнь советского общества 13
4 Страна к концу сталинской эпохи: итоги и перспективы 16
Заключение 19
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тема 25 Поздний сталинизм.docx

— 48.87 Кб (Скачать файл)

Всем им было предъявлено обвинение в измене Родине, заключавшееся якобы в организации подрывной работы в партии и государственных органах, стремлении превратить Ленинградскую партийную организацию в свою опору для борьбы с ЦК ВКП(б), нарушении государственных планов и т.д.

     В сентябре 1950 г. в Ленинграде состоялся судебный процесс выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР. В последнем слове на судебном процессе А.А. Кузнецов сказал: «... какой бы приговор мне ни вынесли, история нас оправдает». Шестерых обвиняемых (Н.А. Вознесенского, А.А. Кузнецова, П.С. Попкова, М.И. Родионова, Я.Ф. Капустина и П.Г. Лазутина) суд приговорил к высшей мере наказания, остальных — к различным срокам тюремного заключения.

Однако на этом «ленинградское дело» не закончилось. В 1950— 1952 гг. были осуждены и приговорены к расстрелу и длительным срокам тюремного заключения свыше 200 ответственных партийных и советских работников Ленинграда.

    30 апреля 1954 г., после смерти И.В. Сталина, Верховный Суд СССР реабилитировал всех обвиняемых по этому делу, многих из них посмертно.   .

После сталинского террора 1930-х гг. вновь поднималась волна массовых репрессий. Начала разворачиваться антисемитская кампания под видом борьбы с «безродным космополитизмом». Аресты и расстрелы представителей еврейской интеллигенции были предзнаменованием нового кровавого смерча, который грозил искалечить жизни очень многих людей.

Был распущен Еврейский антифашистский комитет, который в годы войны занимался сбором среди еврейских общин разных стран (в основном в США) финансовых средств для поддержки Советского Союза. Его деятели (С. Лозовский — бывший начальник Совинформбюро, Б. Шимелианович — бывший главный врач Боткинской больницы, писатели П. Маркиш, Л. Квитко и др.) были арестованы и летом 1952 г. осуждены Военной коллегией Верховного Суда СССР, впоследствии их расстреляли. При загадочных обстоятельствах погиб известный актер и режиссер С. Михоэлс, в заключении находилась также П. Жемчужина (жена В.М. Молотова).

«13 января 1953 г. ТАСС сообщил об аресте группы врачей. Было объявлено, что террористическая группа медиков хотела путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского государства: «Жертвами этой банды человекообразных зверей пали товарищи А.А. Жданов и А.С. Щербаков... Установлено, что все участники террористической группы врачей состояли на службе иностранных разведок, продали им душу и тело, являясь их наемными, платными агентами. Большинство участников террористической группы — М. Вовси, Б. Коган, Б. Фельдман, Я. Этингер и др. — были куплены американской разведкой. Они были завербованы филиалом американской разведки — международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт»... Другие участники террористической группы (Виноградов, Коган, Егоров) являются... старыми агентами английской разведки»5.

    В газете «Правда» за 21 января 1953 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденом Ленина врача Тимашук Л.Ф. за помощь, оказанную правительству в деле разоблачения врачей-убийц...» Скромному врачу Л.Ф. Тимащук приписывается едва ли не ключевая роль в одном из самых «грязных спектаклей» И.В. Сталина — «деле врачей». В августе 1948 г. она написала три письма (одно на имя начальника Главного управления охраны МГБ генерал-лейтенанта Н.С. Власика, являвшегося начальником охраны И.В. Сталина, два других были адресованы секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецову, курировавшему органы государственной безопасности) о неправильной, по ее мнению, постановке диагноза болезни А.А. Жданова. Тогда письма остались без ответа и четыре года пролежали в архиве. И только в августе 1952 г. они были пущены в ход, став основой нового громкого политического процесса.

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Через  месяц арестованных врачей освободили и признали невиновными.

После реабилитации врачей Л.Ф. Тимащук предложили вернуть орден Ленина; она была смущена и расстроена. Л.Ф. Тимащук продолжала работать в Кремлевской больнице до выхода на пенсию в 1964 г.

Кем же она была? Не героем, но и не антигероем. В силу обстоятельств Л.Ф. Тимащук оказалась и палачом, и жертвой, как нередко случалось в то трагическое время.

  

 

 

 

3 Духовная и культурная жизнь  советского общества

    Духовная и культурная жизнь советского общества всегда находилась под жестоким прессингом власти. Во время войны, когда многие люди смотрели смерти в лицо, контроль за интеллектуальной деятельностью ослаб, но с 1946 г. была вновь развернута кампания по его восстановлению. Это приняло форму идеологических проработок в различных сферах культуры.

   «Великая Отечественная война изменила психологию советского народа. Возросло чувство собственного достоинства, ответственности и патриотизма. Сознание советских людей раскрепостилось. Смелость, инициативность, умение самостоятельно и быстро принимать решения в сложных ситуациях, а не ждать инструкции сверху, стали определяющими чертами характера фронтового поколения. Окончание войны совпало у населения с ожиданием перемен к лучшему. Рабочие надеялись, что отменят жестокие предвоенные законы в области трудового законодательства и «уравниловку» в зарплате. Интеллигенции казалось (после ослабления идеологического диктата в годы войны), что теперь наступит время, когда можно будет свободно творить, вести дискуссии и приобщаться к достижениям мирового искусства и науки. Среди крестьянства циркулировали слухи о том, что в благодарность народу, вынесшему войну, отменят колхозы. Вчерашние фронтовики и репатрианты, после соприкосновения с более высоким европейским уровнем жизни, смотрели другими глазами на то, что происходило в стране победившего социализма, где довоенная пропаганда внушала им, что они живут при самом справедливом и лучшем строе в мире, ориентированном на человека. «Контраст между уровнем жизни в Европе и у нас был нравственным и психологическим ударом» — писал в своих воспоминаниях К. Симонов. Робкую либеральную волну «снизу» четко фиксировали и докладывали «наверх» карательные органы.

Сталинское руководство, опасаясь «брожения умов» во всех слоях послевоенного населения, стремилось усилить идеологический контроль над обществом. С 1946 г. разворачивается кампания по восстановлению идеологического и политического контроля над культурой и наукой, тесно связанная с именем «главного идеолога партии» А. А. Жданова, который предпринял (по указанию И. В. Сталина) попытку «перевоспитать» творческую и научную интеллигенцию в духе коммунистической идеологии»6.

Первыми объектами нападок стали литература, кинематограф, театр. 14 августа 1946 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Главными «героями» постановления стали поэтесса А. А. Ахматова и писатель-сатирик М. М. Зощенко. В сентябре 1946 г. в новом постановлении ЦК за «безыдейность» и отсутствие патриотизма подверглись критике режиссеры Л. Луков, А. Довженко, фильмы «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов», вторая серия фильма «Иван Грозный».

Вслед за литераторами нападкам подверглись кинематографисты, драматурги, музыканты. В 1946—1948 гг. были приняты следующие

партийные решения: «О кинофильме "Большая жизнь"», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» и «Об упаднических явлениях в советской музыке», содержащие резкую критику представителей творческой интеллигенции за создание ими произведений на низком идейном и художественном уровне.

В августе 1948 г. была полностью разгромлена советская генетическая школа, а сама наука практически оказалась под запретом. Это было осуществлено усилиями агробиолога Т.Д. Лысенко, который пользовался поддержкой И.В. Сталина и умел прекрасно представлять свои якобы научные достижения, которые, как выяснилось впоследствии, не являлись таковыми.

    В экономической науке подвергся критике директор Института мировой экономики АН СССР академик Е. Варга за книгу, в которой он реалистично оценивал перспективы послевоенной капиталистической экономики.

Непогрешимыми считались только произведения И.В. Сталина, в частности его последняя работа «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952). В ней содержался далекий от реальности вывод о построении социализма и начале перехода к коммунистической стадии.

Но, несмотря на жесткое идеологическое давление, культурное развитие страны продолжалось.

    В сфере народного образования главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения, что было осуществлено с 1949/ 50 учебного года. Широкое распространение получило вечернее и заочное учение без отрыва от производственной деятельности.

В науке в этот период главное внимание уделялось ядерной физике (И.В. Курчатов) и смежным дисциплинам: физике полупроводников, биофизике, химической физике (Н.Н. Семенов) и др. Успешно продолжались работы в области теоретической математики (П.С. Александров, А.Н. Колмогоров, М.В. Келдыш).

В кино был усилен контроль за производством и выпуском фильмов, что привело к их сокращению. Если в 1945 г. на экраны вышло 45 художественных фильмов, то в 1951 г. — только девять. Заметное место занимали историко-биографические картины, такие как «Пирогов» (реж. Г. Козинцев), «Жуковский» и «Адмирал Нахимов» (реж. В. Пудовкин).

Появились и отнесенные теперь к классике отечественного кино киноленты «Молодая гвардия» (реж. С. Герасимов), «Сельская учительница» (реж. М. Донской), «Подвиг разведчика» (реж. Б. Барнет).

Музыкальное и изобразительное искусство были втянуты в перманентную кампанию «по борьбе с формализмом», что проявилось на заседаниях I Всесоюзного съезда композиторов (1948) и в проводимой политике созданной в 1947 г. Академии художеств СССР.

    Провозглашалось, что самым убедительным свидетельством идейно-творческой зрелости искусства является партийный подход при создании художественных произведений и особенно при отражении образа тов. Сталина. Так, к 70-летию вождя, в 1949 г., в Третьяковской галерее была открыта выставка «И.В. Сталин в изобразительном искусстве». Именно в таком направлении вынуждена была работать творческая интеллигенция.

Многие исследователи отмечают, что в этот период культура находилась в тяжелом положении, что было следствием системного кризиса сталинизма.

 

4 Страна к концу сталинской эпохи: итоги и перспективы

5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин. К концу  жизни этот человек достиг  зенита могущества, возведя на  крови и беззаветном энтузиазме десятков миллионов людей вторую по мощи мировую державу. По образному выражению У. Черчилля, Сталин «принял Россию лапотной, а оставил с атомным оружием». Но уже тогда выпестованный им советский тоталитаризм столкнулся с двумя вызовами капиталистического мира, адекватный ответ на которые он, как показало будущее, не смог дать.

Первый — экономический. Ведущие западные страны на рубеже 40—50-х гг. вступили в эпоху научно-технической революции, что вскоре вывело их на новую, постиндустриальную ступень развития. Наметился стремительно прогрессирующий разрыв в технологическом качестве потенциалов западной рыночной экономики и советской директивной. Последняя в силу присущих ей органических свойств — сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости в многочисленных структурных звеньях хозяйственного управления, слабой материальной заинтересованности работников в качестве труда — оказалась невосприимчивой к внедрению в производство в общенациональном масштабе (за исключением приоритетного военно-промышленного комплекса) новейших достижений научно-технической мысли.

Второй вызов — в области общественно-политической и социальной. Он выражался в том, что развитые капиталистические государства продолжали стабильно поднимать и без того высокий, не сопоставимый с советскими стандартами уровень жизни населения, обеспечивать широкие демократические права и свободы.

Строго говоря, давление этого вызова ощущалось и в предшествующие десятилетия. Именно для нейтрализации «демонстрационного эффекта» Запада (или, пользуясь языком партийных идеологов, его «тлетворного влияния») между СССР и Западом фактически уже с 20-х гг. был опущен «занавес» — сначала относительно легкий, проницаемый, затем поистине «железный». Он казался незыблемым. Но то было обманчивое впечатление.

«Занавес» в основном подпирала репрессивная машина, давившая своими тяжелыми катками все ростки вольномыслия и критического отношения к реалиям советского образа жизни. Между тем ресурсы этой машины оказались практически полностью выработанными, и власти после смерти диктатора были вынуждены приступить к ее демонтажу. Кроме того, «железный занавес» поддерживался традиционно изоляционистской политикой в области культурного обмена, общественных и личных связей с капиталистическим миром. В годы «холодной войны» она еще более усилилась, охватывая все новые сферы международных отношений. Резко сократилась торговля с Западом (на 35% в 1950 г. по сравнению с первыми послевоенными годами), что болезненно сказывалось на советской экономике, лишенной притока передовых технологий и оборудования. Руководству СССР и здесь в скором времени пришлось пересмотреть свою позицию и встать на путь развития многосторонних отношений с западными государствами.

    В этой ситуации «железный занавес» начал медленно, но неотвратимо «ржаветь». С каждым годом, не говоря уж о десятилетии, он все больше утрачивал способность ограждать население от «тлетворного влияния» Запада. И как закономерный результат — насаждавшиеся коммунистической пропагандой стандарты «социалистического народоправства» и равенства в нищете утрачивали некогда имевшую для немалой части населения привлекательность и магическое воздействие, уступая место растущим сомнениям в правильности «выбранной» старшими поколениями модели общественного развития. В народе постепенно, десятилетие за десятилетием, накапливался критический потенциал. И никакие действия властей не могли остановить этот процесс, ибо в рамках существовавшей модели было невозможно обрубить питающие его социально-экономические и политические корни.

Исторический опыт показывает, что любая общественная система, не способная эффективно реагировать на принципиальные вызовы времени и внешней среды, рано или поздно входит в полосу общего кризиса и разложения. Вопрос, когда такая полоса началась в СССР, является дискуссионным. Одни исследователи датируют это серединой 50-х гг., другие — концом 70-х гг. или серединой 80-х гг.

Информация о работе Поздний сталинизм (1945-1953)