Права женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:49, аттестационная работа

Описание работы

Позиция сравнения Древняя Месопотамия
Положение женщины в семье
Женщина в законах Хаммурапи воспринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь, вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде авилтум, но исключенных зато из нормальной семейной жизни. Брак считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128). Неверность со стороны жены

Файлы: 1 файл

Аттестационная работа по истории государства и права зарубежных стран.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

Аттестационная работа по истории  государства и права                            

                          Зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              

 

 

                                                         Права Женщин

Позиция сравнения

Древняя Месопотамия

   Индия

   Китай

Исламские страны

Положение женщины в семье

Женщина в законах Хаммурапи воспринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова  или дочь, вообще являлась субъектом  права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде авилтум, но исключенных зато из нормальной семейной жизни. Брак  считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128). Неверность со стороны жены каралась смертью (129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (130 - 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна»1.

То есть, здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую  статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось  достаточно часто, а так как большинство  семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести  просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же воина из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п.135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п.133). Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин. В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на 
жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение 
жены (п. 141) муж мог взять вторую жену. Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой  дома. Вдова с несовершеннолетними детьми не могла вступить в новый брак без разрешения суда. Вдова могла вступить в новый брак без разрешения суда лишь тогда, когда у нее не было детей; в противном случае суд составлял опись наследственного имущества и передавал его в управление новому супругу, обязав его не отчуждать это имущество и заботиться о детях от первого брака своей жены.

 

В Древней Индии брак представлял  собой имущественную сделку, в  результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

 В соответствии с  варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Жена  не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Как в «Ману-смрити», так и в «Артха-шастре» говорится, что если муж импотент, совершил акт супружеской неверности, стал аскетом, был изгнан из общества или пропал без вести и не появился в течение определённого периода времени, тогда жена имеет право оставить его и снова выйти замуж. В «Артха-шастре» также утверждается, что при других обстоятельствах, развод возможен только при обоюдном согласии обеих сторон.

Женщина полностью зависела от власти мужа. Возможности женщины оставить своего мужа или наоборот, протестовать против развода, были незначительны. Согласно древним правилам, жена должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной", ей нельзя было второй раз выходить замуж."Ли" предписывали развод мужчине под угрозой наказания, если жена "не оправдала надежд предков", была непослушна свекру и свекрови, бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, а также если она воровски использовала семейное имущество. За избиение жены муж наказывался значительно менее сурово, чем жена за избиение мужа. Одним из основополагающих принципов установленного социального порядка был принцип "Один муж - одна жена", но действовал он своеобразно, требуя лишь строгой верности жены мужу.

Женщины в своих правах значительно урезаны по с равнению с мужчинами. Шариат возлагает на замужних женщин важные обязанности. Они не имеют право без разрешения мужа выходить из дому, без особых причин не могут отказываться от половой близости с мужем. Женщинам вменяется в обязанность ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи и одежды для мужа. если замужняя женщина отказывается выполнять названные обязанности, муж имеет право отказать ей в обеспечении питанием, квартирой и постелью. От мусульманок шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно даже и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого». (В шариате часто употребляется это выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. Если женщина, заключив брачный договор, до сближения с мужем стала вероотступницей, брак становится недействительным и она должна переждать период идда, прежде чем прежний брак снова может быть признан действительным, при условии, что жена вернулась в лоно исламской религии. Если во время бракосочетания женщина поставит условие, чтобы муж не увозил ее на другое место жительства и муж согласился с этим, он должен соблюдать условие жены. Если женщина, совершив прелюбодеяние, стала беременной, шариат не допускает аборта, если эта женщина мусульманка или же мусульманином является отец ребенка. Шариат требует, чтобы совершеннолетнюю девушку по возможности быстрее выдавали замуж. Когда женщина, будучи уверенной, что муж ее умер во время отлучки из дому, после истечения траурного срока выходит замуж за другого, а затем выясняется, что прежний муж жив, то по его возвращении она должна развестись со вторым мужем. Если женщина изменила мужу, она не становится для него «запретной», но если она продолжает связь и после покаяния, мужу необходимо дать ей развод и вернуть калым. Для наказания женщин за измену мужу в шариате существует специальное правило - облачение в ихрам. Если женщина или мужчина облачены в ихрам, то им запрещается вступать в брак. Мать не может являться ни естественным поверенным, ни опекуном, но может получить особую доверенность по этому предмету.

Совершеннолетние женщины могут  согласиться на брак без согласия на то родителей. Невольницы же без  разрешения хозяина не могут изъявить свое согласие. Женщины, состоящие во временном браке, обладают более широкими свободой и правами по сравнению с женщинами, состоящими в браке постоянном. Но в то же время женщина, состоящая во временном браке, не имеет права требовать от мужа того, чего может от него потребовать постоянная жена. Женщина, состоящая во временном браке, формально имеет право выходить из дому без разрешения мужа, но если этим как-то ущемляются интересы мужа, то она лишается этого права. Если женщина соглашается на заключение с мужчиной временного брака, указывая срок истечения этого брака и размер махра, а мужчина самовольно заключает постоянный брак, исход этого дела по шариату таков: если женщина, узнав об этом, соглашается на постоянный брак, брачный договор имеет юридическую силу, если же она заявляет о своем несогласии, брачный договор считается недействительным. Шариат допускает превращение временного брака в постоянный по обоюдному согласию состоящих во временном браке. Жена имеет право требовать от мужа: пищу, одежду, жилище, прислугу и деньги на расходы на все те предметы, которые ей необходимы согласно ее социальному положению; так, например, издержки на хождение в баню, выезд за город, угощение гостей и т. п.

Гражданское

     Право :

  1. Вещное право

 «Если человек подарит своей  жене поле, сад, дом или движимое  имущество и выдаст ей документ  с печатью, то после смерти  ее мужа ее дети не могут  требовать от нее ничего по  суду; мать может отдать то, что  будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не  должна отдавать»2
Эта статья говорит, что женщина могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Жена  вправе распоряжаться своим

собственным  имуществом, нажитым  ею  в  браке, полученным  по наследству,

дарению и т. д. Для  замужней  женщины практические возможности

независимой хозяйственной деятельности были невелики, Но незамужняя  женщина

могла  при  известных  условиях / если она- пользующаяся привилегиями жрица,

если она не состоит под опекой и пр. / действовать вполне самостоятельно и с

широким размахом. Замужняя женщина могла иметь в некоторых случаях отдельное от мужа (полученное из отцовского дома) имущество (п. 150) и обезопасить себя от ответственности за его долги, сделанные до женитьбы (п. 151).

Право женщины на собственность было ограничено. «Артхашастра» разрешает женщине  иметь личные деньги до двух тысяч пан — все, что сверх того, должно быть отдано ее мужу. Но в разумных пределах она могла распоряжаться своим имуществом. В «Артха-шастре» и «Ману-смрити» определяется стридхана (дословно переводится как «собственность женщины») — право женщины на частную собственность, которая может состоять из денег, земли, а также из различных драгоценностей и украшений, получаемых женщиной от своего мужа, его друзей, своих родителей или других родственников. В «Ману-смрити» стридхана подразделяется на шесть типов:1-собственность, полученная от  родителей как приданое.2- Собственность, полученная от родственников родителей девушки, когда она переходит жить в дом мужа.3- Собственность, которую дал женщине её муж из любви и привязанности (за исключением необходимого содержания жены, которое является его долгом).4- Собственность, полученная от брата/братьев.5-Собственность, полученная от матери.6- Собственность, полученная от отца. Также говорится о контрактах, заключаемых перед свадьбой, в которых жених соглашается заплатить определённую сумму за невесту как её родителям, так и самой невесте. Эта собственность принадлежала только женщине, и к ней не имели право прикасаться ни жених ни родители невесты, за исключением особых случаев, таких как болезнь, голод, угроза ограбления, или благотворительность. В то же самое время, «Ману-смрити», как бы противореча себе, объявляет, что у жены нет никакой частной собственности и что вся собственность, которую она получает, принадлежит мужу. Как дочери, так и сыновья имеют равные права на получение в наследство собственности матери; но в некоторых писаниях утверждается, что собственность матери принадлежит исключительно дочерям в следующем порядке предпочтения: незамужние дочери, замужние, но бедные дочери, замужние и богатые дочери. Когда умирает отец, незамужние дочери получают часть собственности своего отца, эквивалентную одной-четверти доли, которую получает каждый брат. Замужние дочери не получали ничего, так как подразумевалось, что им уже дали их долю на свадьбе как приданое.

Личного имущества не имела. Отдать в  залог семейное имущество- женщина не могла.

Женщины имели право владеть и  распоряжаться собственностью и  вообще независимо принимать на себя гражданские обязательства или  отказываться от них, тем не менее женщины по шариату не обладают правами, равными с мужчинами. Жена может требовать отдельное жилище и прислугу, которыми кроме нее и мужа, никто не имел бы права распоряжаться.

Муж обязан покупать жене различную  одежду для лета и зимы, для ношения  днем и употребления ночью, а так  же все необходимое белье, одеяла, подушки, ковры и проч.

Без разрешения мужа, жена не имеет права ни приобретать имущества, ни нанимать прислуги.

Муж, по законам Шариата, имеет право наказывать жену за непокорность,но он не имеет права на ее "махр", который является ее собственностью. По закону все приданое жены, а также выкуп за жену - калым, полученное ею от мужа и от родителей, принадлежит жене и муж не имеет права им распоряжаться. Фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она,

как правило, является их владелицей лишь формально, но распоряжается ими  муж.

Но зато это имущество  является предметом наследства после  ее смерти.

2)Обязательственное право

              

Женщина может  заключать  сделки  купли-продажи  и  займа, наживать

деньги, приобретать землю, рабов.

Договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю»" (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

 

Согласно источникам I в. н.э. заключать  договоры купли-продажи земли могли  женщины.

Указание, данное с целью гарантировать  свидетельства при гражданских

сделках, и гласящее, что эти сделки должны быть обязательно оформлены

письменно, иногда ошибочно приводится в доказательство дискриминирования

женской половины Исламского общества. Это указание таково:

    "И призовите  двух свидетелей из ваших ближних: но если не (найдется)

двух мужчин, то мужчину  и двух женщин из тех, кого вам угодно взять в

свидетели, так что если одной (из женщин) изменит (память), другая

напомнит ей" (2:283).

    Здесь нет и  малейшего следа дискриминации.  Нормальным правилом

является то, что женщина  должна быть вообще ограждена от случайной

повинности выступать в качестве свидетеля при юридических

процедурах. Таким образом, обыкновенно женщина не должна быть призываема, чтобы засвидетельствовать документ при свершениях

гражданских сделок

. Это правило может  нарушаться, если дело -спешное. Но

тогда может возникнуть иная трудность. В случае же свидетеля мужчины и одной свидетельницы

женщины их общение согласно правилам Ислама, которые еще будут  по

достоинству оценены, обыкновенно происходит не настолько часто, чтобы

постоянно держать в памяти совместное свидетельство.

    С целью обойти  этот недостаток возможностей  для освежения совместной

памяти, мудро предложено, чтобы в случае отсутствия двух свидетелей-

мужчин сделку засвидетельствовали  один мужчина и две женщины, так  как

они имеют возможность  общения и тем самым гарантированно держат в памяти

каждое слово документа.

    Это указание  имеет в виду лишь сохранность  свидетельства, а вовсе не относительную  весомость мужских и женских  свидетельств. Следующая

иллюстрация окончательно проясняет  существо дела. Представим себе,

что сделка, засвидетельствованная одним мужчиной и двумя женщинами, стала

предметом спора и требует  юридического разбирательства.

Теперь,

обнаруживается, что со времени  совершения сделки одна из свидетельниц

умерла. Свидетель - мужчина  и свидетельница - женщина дали показания  в

суде, но судья находит, что их свидетельства не во всем гармонируют друг

с другом; при этом он сильнее  склоняется к тому, что, беря во внимание

все привходящие факторы, показания свидетельницы более  правдоподобны.

Тогда простой обязанностью судьи будет предпочесть женское  свидетельство

- мужскому. В таком случае  не будет и речи о дискриминации  в пользу или

во вред женщине.

3)Наследственное право

Наследование по закону и по завещанию. После смерти жены ее приданое обычно переходило к ее детям. Если у наследодателя были дочери, то при выходе замуж наследники должны были обеспечить их приданным. Если же в семье были одни дочери, то и они могли призываться к наследованию. Дочь покидала дом отца, выходя замуж или вступая в ряды храмовых жриц; она получала возмещение в форме приданого, которое до известной степени заменяло ей наследственную долю Храмовые жрицы, которым отец не предоставил в письменной форме права распоряжаться приданым, могли лишь пожизненно им пользоваться, но после их смерти приданое переходило к их братьям. По общему правилу, вдова не наследовала после смерти мужа. Хаммурапи старался облегчить ее экономическое положение и обеспечил ей право жить в доме умершего мужа, а также право пользования приданым и дарами, которые муж в письменной форме сделал ей при своей жизни. Эти вещи были неотчуждаемыми и после ее смерти переходили к детям. При отсутствии таких даров вдова имела право на долю, какую получали отдельные наследники. Детям запрещалось изгонять мать из дома, поскольку, конечно, она не покидала его сама вместе с приданым, когда дети уже достигли совершеннолетия (ст. 177).

 

Права женщин в наследовании были ограничены. Замужние дочери

не имели права на наследство, незамужние - получали половину

доли братьев.

Следствием наследственного права  является то, что после смерти мужа положение женщины-мусульманки ухудшается вдвое. Во-первых, смерть мужа является для нее потерей единственного кормильца, а во-вторых, вдова теряет часть имущества, которое было в распоряжении семьи, пока был жив муж. Как известно, в мусульманском обществе женщины меньше всего заняты

производительным  трудом  и  общественной  деятельностью,  так  что наследственное право во многом определяет экономическое и общественное положение  женщины-вдовы. Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства.

Остальное отходит к другим наследникам. Если же у покойного  остались дети от

данной жены или от других жен, жена получает лишь 1/8 часть наследства мужа.

Жена не получает наследства из следующего имущества мужа: дома мужа, в

котором она живет, земельного участка, а также деревьев на земельном  участке,

т.е. недвижимости. Она может  получить часть дохода от фруктовых  деревьев, но

только по согласованию с  другими наследниками. Без разрешения других

наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле

дома, где она живет. Если же у покойного было несколько  законных жен, а

потомков он не имел, его  вдовы получают все вместе 1/4 часть  наследства, если

же остались и дети, - 1/8 часть, которая поровну делится между ними. И, более

того, если покойный по состоянию  здоровья не имел со своими законными  женами

близких отношений, жены не получают никакого наследства. Хотя если замуж

выходит больная женщина, которая и умирает от этой болезни, не имея с мужем

близких отношений, то муж  все-таки получает свою обычную долю из ее наследства.

Процессуальное право 

«правосудие» в отношении жены было в основном в руках мужа, который мог или простить ее, или  наказать.

Муж мог взять на себя ответственность за жену в случае кражи. С особой жестокостью - немедленным сожжением- сообщничество

женщины в убийстве своего мужа (ЗХ, 153). Женщине -воровке,  от которой отказывался муж, угрожало от резание носа

, и собственник краденого  мог "забрать ее". Кража, совершенная  женой у своего мужа, влекла  за собой также  отрезание   ей ушей мужем

 

 

 

В суде со стороны женщины выступал ее муж. Он мог обвинить ее в измене, если доказательство было доказано, ее наказывали по закону. Как правила  женщина не играла никакой роли в судопроизводстве.

Женщины могли быть казнены, но не могли  быть сосланы,

а казнь беременной женщины  отсрочивалась на 100 дней после

рождения ребенка.

В исламском суде женщина может  требовать развода, если муж ее бесплоден, страдает половым бессилием, если отказывает ей в содержании, если унижает ее, если его приговаривают к длительному  тюремному сроку, если он солгал ей и скрыл что-то важное при составлении  брачного договора, если он сходит с ума, если бросил ее и долго не подает о себе вестей.


 

 


Информация о работе Права женщин