Правление Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Основным содержанием экономического развития России в первой половине XIX в. было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений. Этот процесс тормозился господством в стране крепостничества.

Содержание работы

ГЛАВА I. Предпосылки преобразований второй половины XIX века. 2
1.Политическое и социально-экономическое развитие страны в первой половине 19 века. 2
2.Предпосылки реформ 1860 – 1870 гг. 2
Глава II. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II 2
1.Реформы местного самоуправления 2
2. Судебная реформа 2
3.Военная реформа 2
4.Реформы в сфере образования и печати 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

история.docx

— 75.44 Кб (Скачать файл)

С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное  оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство  военного парового флота. С 1876 г. была введена  военно-конская повинность: на время  войны годное для военных целей  конское поголовье подлежало  мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться  военно-конские переписи.

В конце XIX в. в русской армии  были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок - пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим  зачислением в ополчение. С 20 лет  до 21 года повышался призывной возраст  на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние  льготы по семейному положению, но в 2-4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и  высшие учебные заведения, а также  и для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли  важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные  заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс  перевооружения армии затянулся  на несколько десятилетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Реформы в сфере образования и печати

 

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали  расширения народного образования. Само осуществление реформ в управлении, суде, военном деле и т.д. было невозможно без развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений. Все формы народного образования, объем и содержание преподаваемых дисциплин всегда строго регламентировались и находились под контролем соответствующих правительственных учреждений. Народное образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности "вере, царю и отечеству". Большое влияние на разработку реформ в области просвещения и печати оказал общедемократический подъем в стране после Крымской войны, который заставил самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы и на смягчение цензурных правил.

Начало подготовки реформы начального и среднего образования было положено учреждением 28 июля 1861 г. Комитета для  разработки школьной реформы. Составленные им проекты реформы начальной  и средней школы были разосланы  на отзыв известным русским и  иностранным специалистам. 14 июля 1864 г. было утверждено "Положение о  начальных народных училищах". Оно  предоставляло право открывать  начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о материальном обеспечении школ, а руководство  учебной частью передавалось уездным  и губернским училищным советам. Уездный училищный совет состоял  из двух представителей от уездного земского собрания и по одному от местных ведомств, которые избирали председателя совета. Губернский училищный совет состоял из губернатора, архиерея, директора училищ данной губернии и двух представителей от губернского земского собрания. Председательствовал в совете архиерей. В программу начальных училищ входило преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, "закона Божьего" и церковного пения. В пореформенной России существовали четыре вида начальных школ: учрежденные частными лицами (таких школ было немного), Министерством народного просвещения (министерские), земствами (земские) и церковноприходские, которые подчинили себе создаваемые по инициативе крестьян сельские "школы грамоты".

19 ноября 1864 г. был утвержден  "Устав гимназий и прогимназий". Он вводил принцип формального  равенства в среднем образовании  для людей всех сословий и  вероисповеданий.

По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних ("классических") языков - латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был  затруднен: они могли поступать  преимущественно в высшие технические  учебные заведения. Уставом 1864 г. учреждались  прогимназии - четырехклассные учебные  заведения, соответствовавшие первым четырем классам классической гимназии. Окончившие прогимназию могли поступить в 5-й класс классической гимназии.

В начале царствования Александра II был  поставлен вопрос о пересмотре Университетского устава 1835 г. Однако вплотную к разработке реформы высшей школы правительство  приступило в конце 1861 г. под влиянием студенческих волнений. Созданная для  этой цели специальная комиссия из попечителей учебных округов  с участием профессоров подготовила  к началу 1862 г. проект университетского устава, который был опубликован  и разослан для отзывов в университеты страны, губернаторам, предводителям  дворянства и высшим духовным лицам, переведен на иностранные языки  и послан видным иностранным ученым. Кроме того Министерство народного  просвещения направило за границу  профессора права Петербургского университета К.Д. Кавелина для ознакомления с  состоянием высшего образования  в иностранных университетах. После  всего этого подготовленный проект еще длительное время обсуждался в различных правительственных  инстанциях и уже в пятой редакции Университетский устав был утвержден 16 июня 1863 г. императором и получил  силу закона. Это был самый либеральный  из всех университетских уставов  в дореволюционной России.

Действие Университетского устава 1863 г. распространялось на 5 существовавших к тому времени российских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский, Дерптский  в Эстонии, Гельсингфорсский в Финляндии  и Варшавский в Польше имели свои уставы.

По Уставу 1863 г. каждый университет  должен был иметь 4 факультета - историко-филологический, физико-математический, юридический  и медицинский. В Петербургском  университете вместо медицинского был  восточный факультет. В полтора  раза увеличивалось число штатных  профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании и в связи с  этим открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады профессорам и преподавателям. Их статус по Табели о рангах повышался  на два класса. Достигнув 25-летнего  преподавательского стажа, профессор  университета уходил в отставку с  пенсией в размере полного  оклада профессорского жалованья, но мог  еще в течение 5 лет преподавать  в университете, при этом кроме  пенсии за ним сохранялся и прежний  оклад.

Устав 1863 г. предоставлял университетам  довольно широкую автономию. Совет  университета получал право самостоятельно ре решать все научные, учебные и  административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, разделять сами факультеты на отделения, заменять одни кафедры  на другие, открывать новые кафедры, отправлять молодых ученых за границу  на стажировку. Руководство жизнью факультетов принадлежало факультетским  советам. Университеты имели собственную  цензуру, свободно выписывали из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые  не подлежали проверке на таможне. Та кое право имел и каждый профессор. Устав предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов с последующим  утверждением их в должности министром  народного просвещения.

Студенты, как и ранее, делились на своекоштных и казеннокоштных. Своекоштные жили дома или в снимаемых  ими квартирах и вноси ли плату  за обучение. По окончании университета они могли свобод но выбрать себе род занятий или службы. Казеннокоштные жили при университете и на его  содержании. По окончании учебы они  обязывались отслужить 6 лет по назначению. Однако казеннокоштные составляли небольшую  часть студенчества. Лишь в Московском университете их насчитывалось до 120 человек, в остальных - не более 20 студентов  в каждом.

Устав 1863 г. не предоставил права  поступления в университеты женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями прогрессивных  российских ученых дать доступ к высшему  образованию и женщинам, разрешив открывать частные высшие женские  курсы.

Начало высшему женскому образованию  в России было положено на рубеже 60 - 70-х годов XIX в. В 1869 г. в Москве открылись  Лубянские высшие женские курсы, а в 1870 г. - Владимирские в Петербурге и "Систематические" по естественным наукам в Киеве. В 1872 г. при Николаевском госпитале в Петербурге были созданы  Высшие медицинские женские курсы, в Москве - Высшие женские курсы  профессора В.И. Герье историко-филологического  направления. В 1876 г. в Казани были открыты  Высшие женские курсы с двумя  факультетами - физико-математическим и историко-филологическим. В 1878 г. аналогичные  курсы были созданы в Киеве  и по инициативе профессора русской  истории К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Бестужевские курсы получили особую известность, так как давали наиболее основательное высшее образование. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение.

Уже в самом начале царствования Александра II были сделаны некоторые  послабления печати. В 1855 г. был упразднен  учрежденный в 1848 г. Николаем I для  усиления надзора за печатью печально знаменитый Бутурлинский комитет с  его карательной цензурой. В 1857 г. был поставлен вопрос о подготовке нового цензурного устава. Однако разработка его затянулась, так как предлагавшиеся различными комиссиями проекты не удовлетворяли  правительство: оно проявляло особую осторожность и медлительность в  проведении цензурной реформы. В  на чале 1863 г. была создана новая  комиссия по разработке цензурного устава. Подготовленный ею проект пролежал без  движения два года, он подвергался  изменениям и дополнениями, а затем  был передан на обсуждение в Государственный  совет. 6 апреля 1865 г. в виде "Временных  правил о печати" закон был  утвержден царем.

"Временные правила" 1865 г. (действовали  как "временные" 40 лет) отменяли  предварительную цензуру для  оригинальных сочинений объемом  не менее 10 печатных листов, а  для переводных - не менее 20 листов. Центральные периодические издания  могли освобождаться от предварительной  цензуры по усмотрению министра  внутренних дел, при этом издатель  обязан был представить денежный  залог от 2,5 до 5 тыс. руб. Автор,  редактор, издатель и даже книготорговец  в случае "нарушения закона" отвечали перед судом. Освобожденные  от предварительной цензуры периодические  издания могли подвергаться и  административному воздействию: "предостережениям" (после трех таких "предостережений"  журнал или газета закрывались), денежному штрафу, временной приостановке  на полгода или прекращению  издания. От цензуры освобождались  лишь правительственные и научные  издания. Это были весьма незначительные  уступки печати, причем они распространялись  лишь на столичные города - Москву  и Петербург. На провинциальную  печать и массовую литературу  для народа цензура сохранялась  в полной мере. Действовала и  духовная цензура Святейшего  Синода, которая следила не только  за духовными, но и за светскими  произведениями, если в них затрагивались  вопросы веры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать  то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его  реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне  изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные  реформы.   

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве  что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные  преобразования без социальных катаклизмов  и братоубийственной войны. С  отменой крепостного права «воскресла»  торгово-промышленная деятельность, в  города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для  предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые  связи и создались новые.  

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых  либеральных форм общественной жизни  привели к свободе личности. А  чувство этой свободы пробудило  желание развить ее. Создавались  мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.   

Проведенные реорганизации имели  прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного  пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой  для того времени европейской  социально-политической модели. Был  сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и  превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии  и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников  и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали  либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.

 Зачинателями реформ были  некоторые высшие государственные  чиновники, так называемая «либеральная  бюрократия». Этим объяснялась  нелогичность, незавершенность и  ограниченность большинства реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     «Лекции по русской истории» С. Ф. Платонов, Москва,  издательство «Высшая школа», 1993 год.

2.    «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А.Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.

3.    «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год.

4.    «История России». Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва, Изд. «Проспект» 2003 год.

5.    «История России» под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА * М – НОРМА, 1997 год.

6.    «Энциклопедический словарь», Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Изд. «русское слово», OCR Палек, 1998 год.

7. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2010.


Информация о работе Правление Александра 2