Правление Екатерины II и политика просвещенного абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
Задачи работы:
Изучить сущность «просвещенного абсолютизма» как формы государственной политики Екатерины II;
изучить содержание «просвещенного абсолютизма».

Файлы: 1 файл

Правление Екатерины II политика просвещенного абсолютизма..doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов.

Суть  политики просвещенного абсолютизма  состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка.

Проведение  политики просвещенного абсолютизма  в определенной мере явилось отражением идей Просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом монархии стало осознание нарастающей слабости их опоры — земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В Европе XVIII век стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.

Нередко реформы просвещенного монарха  доносили идеи века Разума до широких  слоев общества доходчивее и скорее, чем философские трактаты, пробуждая  людей к мысли и действию. Но при этом возникал исторический парадокс: стремясь укрепить и усовершенствовать абсолютистские порядки, просвещенный монарх расшатывал их, ибо реформами подтверждал необходимость их изменения. Это означало, что со второй половины XVIII века абсолютизм как таковой исчерпал свои возможности и начал входить в полосу кризиса. Если до середины XVIII века абсолютизм обслуживал интересы большинства общества, то с середины XVIII века он уже не устраивал общество в целом. Поэтому Просвещенный Абсолютизм был одновременно и попыткой смягчить этот кризис, и проявлением самого кризиса, а значит, и углублением его.

Царствование Екатерины II (1762—1796) может быть разделено на два этапа:

1) до крестьянского восстания  1773— 1775 гг.

2) после этого восстания.

На первый этап падает период «просвещенного абсолютизма». «Просвещенный абсолютизм» в России, как и во многих других странах Европы той поры — Пруссии, Испании, Франции и других, был особой формой самодержавия, характерной особенностью которой было осуществление реформ, обусловленных зарождением и развитием в стране буржуазных отношений и обострением классовых противоречий, но при сохранении всей полноты власти в руках дворянства.

Второй этап представляет собой время открытой дворянской реакции, особенно усилившейся в 1789—1790 гг. в связи с выступлением первого русского революционера Радищева и буржуазной революцией во Франции. Встать на путь «просвещенного абсолютизма» Екатерину II толкнуло обострение классовых противоречий в стране. В своих записках она откровенно писала, что именно это подтолкнуло ее на путь усиления самодержавия в духе политики «просвещенных монархов».

Вся деятельность самодержавия в период «просвещенного абсолютизма» в первую очередь была направлена к тому, чтобы предотвратить «грядущую беду», то есть крестьянскую войну.

Объект работы – внутренняя политика Екатерины II.

Цель данной работы –  рассмотреть особенности «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

Задачи работы:

  • Изучить сущность «просвещенного абсолютизма» как формы государственной политики Екатерины II;
  • изучить содержание «просвещенного абсолютизма».

Специально историко-правовые работы, посвященные второй половине XVIII в., в советское время практически  отсутствовали. Таким образом, на несколько  десятилетий специальное изучение государственной и правовой истории второй половины XVIII в., вместе со многими другими аспектами истории эпохи (кроме, пожалуй, истории русской литературы того периода), было оставлено. Традицию достижений предреволюционной историографии продолжили только отдельные историки права, работавшие в эмиграции: А.Н.Макаров, развивая наблюдения Б.Э.Нольде, показал новое качество законодательной и кодификационной идеи, которую выдвигала власть во вторую половину XVIII в; А.Н.Фатеев детально, с использованием ряда новых материалов, характеризовал влияние политики власти той эпохи на формирование качественно новой правовой культуры и вообще нового правосознания. В немногих зарубежных обобщающих трудах освещение проблемы в целом оставалось на уровне предреволюционных очерков А.А.Кизеветтера и П.Н.Милюкова - с подчеркиванием зависимости реформистских идей эпохи от интересов практической политики, начал «просвещённого деспотизма» и отсутствия в законодательной политике реализации тех мер, которые якобы были затребованы «русским обществом» (и которые были подхвачены только реформами середины XIX в.).

 

    1. Сущность политики «Просвещенного абсолютизма»

    1. «Просвещенный абсолютизм» как форма правления в России

 «Просвещенный абсолютизм» - одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил, боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами. Эта политика формировалась под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих «естественные права» человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

В России политика «просвещенного абсолютизма» объясняется следующими причинами:

  • стремлением верховной власти привести существующую систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени;
  • остротой социальных противоречий и необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов;
  • притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.

Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения) приводила к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер.

Задачи политики просвещенного  абсолютизма в России:

  • укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствований системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов;
  • расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества;
  • проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой - призванных смягчить социальную напряженность;
  • создание условий для экономического развития страны;
  • распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране;
  • повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма  в России приобрело характер целостной  государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других.

Придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. Сенат, выродившийся к тому времени в неповоротливое учреждение, был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел определенный круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине. В 1764 г. было уничтожено гетманство.

В 1763—1764гг. Екатерина  провела секуляризацию церковных  земель. Духовенство потеряло экономическую самостоятельность. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новое Уложение законов. В течение двух лет (1764— 1765 гг.) императрица работала над составлением «Наказа» депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов», а также идеи других просветителей.1

В конце 1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования — созыву комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих, по крайней мере, тремя особенностями: более широким представительством — право избирать депутатов было предоставлено дворянам, горожанам, государственным и экономическим крестьянам, оседлым «инородцам» (по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.

В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из которых 33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан, около 20% — выборные от сельского населения, 5%—правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны, значительно повысится.

Депутатам предоставлялись  существенные льготы и привилегии:

  • депутаты до конца дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний;
  • имения депутатов не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги;
  • решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы;
  • за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф;
  • депутатам выдавался особый знак с девизом: «Блаженство каждого и всех».

Вторая особенность  екатерининской комиссии состояла в  новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты.

Третья особенность  Уложенной комиссии 1767—1769 гг. состояла в наличии наказов депутатам, составленных участниками их выборов,— в наказах отражены сословные требования избирателей. Дворянские наказы требовали принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.

Важнейшая особенность городских наказов состояла в отсутствии требований отменить крепостнический режим или заменить самодержавный строй более демократическим: напротив, горожане претендовали на дворянские привилегии — освобождение от телесных наказаний, предоставление права владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшего промышленникам покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для дворян и крестьян. Наказы горожан не выходили за рамки существовавших социальных и политических порядков.2

1.2.    Противоречия в политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Просвещенный абсолютизм - самодержавная форма правления, опирающаяся на назначаемые и  выборные органы власти, целиком находящихся  под контролем верховного правителя. Яркой представительницей просвещенного абсолютизма в России была Екатерина II.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты: идея равенства всех людей, государство  создается в результате общественного  договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных; именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия; все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»; просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан; признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Как дальновидный и широко образованный политик, Екатерина II понимала, что методы единоличного и жестокого управления государством уже не гарантируют незыблемость самодержавия. Более того, единоличное правление не в состоянии учитывать интересы даже привилегированных слоев общества - дворян и помещиков, т.к. интересы крупных землевладельцев и мелкопоместного дворянства разнятся. В этих условиях возникла необходимость хотя бы в совещательных органах власти, определяющих основное направление в политической и экономической жизни страны. Одновременно требуются законы, учитывающие интересы ремесленников, торговцев и руководителей нарождающейся крупной промышленности. Назрела необходимость дать определенные гражданские права свободному населению, а также улучшить положение крепостных 3.

Однако, период царствования Екатерины II характеризуется резкими  противоречиями между декларативными заявлениями просвещенной императрицы  и ее реальной политикой. Безусловно, Екатерина предприняла некоторые  шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это дает основание противоречиво оценивать проводившуюся Екатериной политику просвещенного абсолютизма.

Информация о работе Правление Екатерины II и политика просвещенного абсолютизма