Правление Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин.

Файлы: 1 файл

Приобретение первых коллекций Эрмитажа во время правления Екатерины II.docx

— 27.22 Кб (Скачать файл)

Введение

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к  коллекционированию. Это увлечение  затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство  – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой  славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить  великолепием своего двора дворцы европейских  правителей, она начинает коллекционировать  произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых  был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура и просвещение

В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще  одна сторона многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и  нумизматические собрания, коллекции живописи и скульптуры. 
       Среди известных приобретений Екатерина II - библиотеки Дидро и Вольтера, живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуассена,Ван Дейки, Рубенса и других. Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце. 
       Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. 
     Заботами императрицы утверждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. 
     Но главной заслугой Екатерина II в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Императрица велела открывать училища всюду: в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии общественности предполагалось учредить университеты. Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины. Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. 
      Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина II собственным примером положила начало проведению вакцинации, которая затем по Указу стала обязательной. 
       Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.

 

 

 

 

 

  1. Приобретение первых коллекций Эрмитажа во время правления Екатерины II.

Условной  датой основания коллекций Эрмитажа считают 1764, когда в Эрмитаж поступило 225 картин, преимущественно голландской  и фламандской школы, от немецкого  купца Гоцковского в счет его долга русской казне. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, который после долгой разорительной войны не смог оплатить покупку картин. Екатерина II приобрела коллекцию, чтобы подчеркнуть, что дела в России идут лучше, чем в Пруссии. Покупка картин была возведена ею в ранг важного направления внешней политики.

Послам, а также доверенным лицам царицы было дано поручение покупать все лучшее, что появлялось на аукционах Европы. Особенно важную роль в собирании коллекций сыграл русский посол во Франции Д.А.Голицын – очень образованный человек, среди друзей которого были Д.Дидро, Ж.Л.Д'Аламбер и другие видные представители французской культуры. Именно Д.А.Голицын купил для Эрмитажа в Париже «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Эту картину и сейчас считают величайшим шедевром живописи музея. По рекомендации Д.А.Голицына Екатерина II купила библиотеку Д.Дидро. Однако она оставалась в доме Дидро вплоть до его смерти, а сам бывший ее владелец был назначен царицей библиотекарем и хранителем собрания. Дидро получал за это ежемесячную плату. Поступок Екатерины II, достойный «просвещенного монарха», покровительствующего деятелям культуры, имел громкую огласку и способствовал повышению престижа не только самой Екатерины II, но и России. Дидро считал себя должником царицы и старался все свои знания и энергию употребить на то, чтобы помочь ей приобрести хорошую коллекцию произведений искусства, не хуже тех, что были во дворцах других королей Европы. Дидро, действительно, был одним из лучших знатоков искусства своего времени. При его содействии Екатерине II удалось приобрести ряд выдающихся собраний картин: самым знаменитым среди них была часть коллекции Кроза (поступила в Эрмитаж в 1772), в которую входили такие шедевры живописи как Вакх Рубенса, Юдифь Джорджоне (тогда считалась картиной Рафаэля), Даная Тициана и Даная Рембрандта, а также многие другие произведения живописи.

Дидро приложил исключительные усилия, чтобы эта  знаменитая коллекция досталась  Екатерине II. В своем письме он описывал скандал, разразившийся в Париже по этому поводу: «Вопят любители, вопят художники, вопят богачи».

Был приобретен еще целый ряд коллекций, среди  них – коллекция министра короля Саксонии Брюля, помогавшего королю приобрести знаменитые полотна Дрезденской галереи. Из коллекции Брюля (поступила в Эрмитаж в 1769) было куплено 600 первоклассных картин, написанных великими мастерами. Эти картины чрезвычайно обогатили коллекцию. Одним из последних больших приобретений Екатерины II была коллекция лорда Уолпола (1779), купленная в Англии. В эту коллекцию входили знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров, украсивших эрмитажное собрание. Так же, как это было с покупкой коллекции Кроза, в Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии отправляется в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.

Екатерина II приобретала не только картины  старых мастеров, но и давала заказы выдающимся современным художникам Запада: Д.Рейнолдсу, Ф.Буше, Э.М.Фальконе и многим другим. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывает 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведений западноевропейского декоративно-прикладного искусства, глиптики (драгоценных резных камей), монет, медалей, книг. В результате Екатерина II стала обладательницей одной из лучших коллекций Европы.

В общей  сложности Екатерина II к концу  своего царствования имела около 4 тысяч  картин (некоторые из них украшали загородные дворцы).

Конечно, не все шло гладко. Иногда царице привозили подделки, выдавая их за произведения великих мастеров. Так, например, в 1779 в Санкт-Петербург  была доставлена партия картин, приобретенных агентом Екатерины II в Италии. Почти все они оказались жалкими копиями.

 

 

 

  1. Екатерина II - коллекционер

В 1764 году императрица Екатерина II приобрела  более 200 картин у немецкого купца  И.-Э.Гоцковского. Эта дата традиционно считается годом рождения музея. Стремясь поддержать престиж России как великой европейской державы и свою репутацию просвещенной монархини, Екатерина активно формировала картинную галерею. Ее интерес к живописи имел скорее политический характер, однако, пользуясь советами знатоков: Д.Дидро, М.Гримма, Э.-М.Фальконе, Д.А.Голицына, императрица, по отзыву современника «собрала в своей столице образцовые произведения искусства». Состав коллекции отражал художественные вкусы времени ее формирования. Развешенные по декоративному принципу шедевры ведущих мастеров фламандской школы, произведения Рембрандта и «малых» голландцев, картины итальянских художников XVI-XVII вв. располагались в Северном павильоне и галереях Малого Эрмитажа, в фойе эрмитажного театра, в трех залах, смежных с галереей Лоджий Рафаэля и в залах второго этажа Большого Эрмитажа. Обладая неограниченными средствами,  Екатерина через дипломатов и специальных агентов покупала целые коллекции и большие партии картин. Особое значение для формирования картинной галереи Эрмитажа как первоклассного собрания живописи имело приобретение коллекций Кроза (1772) и Уолпола (1779). Особенность коллекционирования Екатерины II - покупка работ современных художников в Париже, Лондоне, Риме. По описи 1797 г. в Эрмитаже и во дворцах было 3996 картин. Скульптура, в основном античная, приобреталась для Царского Села. Подлинной страстью императрицы была архитектура и архитектурная графика. «Я страстно увлекаюсь книгами по архитектуре; вся моя комната ими наполнена, и этого для меня недостаточно» - писала она. Однако самым сильным увлечением Екатерины стало собирание резных камней - античных, старинных западноевропейских, а также работ современных резчиков. Дополняли собрание, которое не утратило характера дворцовой коллекции, монеты, минералы, ювелирные изделия, восточные редкости. Именно при Екатерине сложилось ядро и определился состав эрмитажных коллекции. В 1790 г. императрица писала М.Гримму: «Мой музей в Эрмитаже состоит, не считая картин и лоджий Рафаэля, из 38 000 книг, четырех комнат, наполненных книгами и гравюрами, 10 000 резных камней, приблизительно 10 000 рисунков и собрания естественнонаучного, заполняющего две большие залы

         Заключение

В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще  одна сторона многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась коллекционированием: Екатериной II был основан Эрмитаж  – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце. Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими  преобразованиями. Заботами императрицы  утверждаются институты, кадетские  корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерина II в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного  сословными преградами (за исключением  крепостных крестьян).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. С. Ф. Платонов. “Полный курс лекций по русской истории”. Петрозаводск: АО “Фолиум”, 1996 г.
  2. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М.: Панорама, 1991.
  3. Мусский И. А.. Сто великих мыслителей. М., 2000. С. 100.
  4. Брикнер А. Г. История Екатерины Второй. С. 672.
  5. Валишевский К. «Роман императрицы». С. 271
  6. Павленко Н. И. “Екатерина Великая”, – М.: Молодая гвардия, 1999.

 


Информация о работе Правление Екатерины II