Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:44, реферат
Долгое царствование Екатерины II 1762-1796гг. наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами.
«Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная комиссия» соседствовали с гонениями.
И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Воцарение Екатерины II 4
2. Екатерина II и просвещенный абсолютизм в России 6
3. Социально-экономическое развитие России во второй половине 8
XVIII века 8
4. Совершенствование государственного управления при Екатерине II 10
5. Реформы Екатерины II 11
6. Итоги правления Екатерины II 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы 18
Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией.
Сенатская реформа улучшила
управление страной из центра, но Сенат
лишился законодательной
Целью самодержавия Екатерина II объявила благо всех подданных, девизом Уложенной комиссии были слова: «Блаженство каждого и всех». Свобода граждан, или, как ее называла Екатерина II, вольность «есть право делать то, что законы дозволяют». Таким образом, равенство людей понималось, как право каждого сословия обладать дарованными ему правами для дворян свои установления, для крепостных - свои.
Нужно было издать такие законы, чтобы они, «с одной стороны, злоупотребления рабства отвращали, с другой стороны, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти». Только суд может признать человека виновным, утверждалось в «Наказе». Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности10.
Однако «всевластие закона» на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной. Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия11.
Губернская реформа 1775 года. Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великой реформы 60-х годов XIX века. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 года.
В 1775 году было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола.
К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена.
Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (призирать - присматривать, опекать, заботиться)12.
Впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями. Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему управления, Екатерина П отделила судебные органы от исполнительных.
Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах.
Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился
Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным.
Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь - на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.
Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а яицкое казачество - в уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.
Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о нравах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы.
Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения.
Реформа образования. Екатерина II придавала огромное значение образование в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII века она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием.
В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы13.
Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих фаворитов.
Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни. И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается.
Правление Екатерины II наложило отпечаток на все последующее культурное развитие России. Век ее правления называют веком Просвещенного абсолютизма. Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий (1762-1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
XVIII век - эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и монархов». В ту пору широкое хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей.
Итоги политики просвещенного абсолютизма:
1) укрепилось и модернизировалось самодержавие;
2) оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества;
3) усилилось крепостничество,
но впервые был поставлен
4) улучшилось положение
городского населения,
5) зародились понятия
свободы и прав личности. И
хотя их распространение не
выходило за рамки духовной
элиты русского общества, но, осознав
их значение, русская дворянская
интеллигенция начала
6) политика «экономического
либерализма» правительства
6) некоторые негативные
последствия политики «
История России конца XVIII века существенно отличается от предшествующего периода. В действиях Павла I, сменившего на престоле Екатерину, во многих случаях отсутствовала преемственность.
Правительственные меры этого времени соответствовали личности императора - человека капризного, деспотичного, переменчивого в своих решениях, легко поддававшегося необузданному гневу и столь же легко менявшего гнев на милость15.
Императрица Екатерина II (1762-1796) взошла на российский престол в результате свержения своего мужа - императора Петра III. На российском троне оказалась умная, талантливая, энергичная и европейски образованная женщина. Главной основой общества при Екатерине официально признается впервые в России обеспечение личной и имущественной безопасности граждан. Это были первые важные шаги на пути формирования гражданского общества в России.
Важным направлением внутренней политики было совершенствование системы административного управления. Реформа была проведена на очень продуманных основаниях. После ее проведения значительная часть хозяйственно-административной власти, которая раньше была у центральных коллегий, перешла на места. Со времен Екатерины берет начало политика создания в России полноценных сословий европейского типа, и, прежде всего «третьего сословия», то есть буржуазии.
В то же время период царствования Екатерины II вошел в историю как век «просвещенного абсолютизма». Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными - просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе.
К своим заслугам Екатерина могла отнести и то, что кардинально изменилось мнение европейцев о России, как об отсталой, варварской стране, с которой можно не считаться на мировой арене. Теперь Россия виделась иностранцам могущественной державой, во главе которой стояла просвещенная императрица с философским складом ума и удивительными талантами.
1. Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н., Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: для поступающих в вузы / под ред. В.В. Керова. - М.: АСТ, 2011.-846с.
2. Васильев А.Ф., Потатуров В.А. История России: Учебное пособие. - М.: АКАДЕМПРОЕКТ, 2005.-752с.
3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М. 2009.-752с.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России; Учебник. - М.: ПРОСПЕКТ, 2012.-528с.
5. Потатуров В.А. Отечественная история. Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.- 92с.
1 Васильев А.Ф., Потатуров В.А. История России: Учебное пособие. - М.: АКАДЕМПРОЕКТ, 2005, с.42
2 Васильев А.Ф., Потатуров В.А. История России: Учебное пособие. - М.: АКАДЕМПРОЕКТ, 2005, с.42
3 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М. 2009, с.62
4 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М. 2009, с.62
5 Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н., Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: для поступающих в вузы / под ред. В.В. Керова. - М.: АСТ, 2011, с.305
6 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России; Учебник. - М.: ПРОСПЕКТ, 2006, с.174
7 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России; Учебник. - М.: ПРОСПЕКТ, 2006, с.174
8 Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н., Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: для поступающих в вузы / под ред. В.В. Керова. - М.: АСТ, 2011, с.306
9 Там же, с.307
10 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России; Учебник. - М.: ПРОСПЕКТ, 2006, с.175
11 Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н., Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: для поступающих в вузы / под ред. В.В. Керова. - М.: АСТ, 2011, с.307
12 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России; Учебник. - М.: ПРОСПЕКТ, 2006, с.184
13 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России; Учебник. - М.: ПРОСПЕКТ, 2006, с.186
14 Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н., Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: для поступающих в вузы / под ред. В.В. Керова. - М.: АСТ, 2011, с.308
15 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М. 2009, с.64