Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:56, лекция
По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Имущественный ценз понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду»).
Правление императора
Александра III (1881-1894)
Убийство террористами-народниками
1 марта 1881 г. императора Александра II резко
изменило политическую ситуацию в стране.
Взошедший на престол император Александр
III, по существу, прекратил либеральные
реформы отца. 23 августа 1884 г. император утвердил новый университетский
устав, согласно которому российские
университеты потеряли многие свои права,
свою автономию. Данный устав действовал
до февраля 1917 г., т. е. до свержения в России
самодержавия.
ЗЕМСТВО. По новому
«Положению о губернских и уездных земских
учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано.
Дворянство получило возможность избирать
большую часть выборных земских деятелей
– гласных (около 57%). Имущественный ценз
понижался до дворян и повышался для городского
населения. Крестьяне вообще потеряли
право выбирать гласных, так как теперь
их назначал губернатор из среды крестьянских
выборщиков. Смысл земской контрреформы
состоял в том, чтобы свести на нет возможность
участия в работе земских органов «случайных»
(нежелательных для режима) людей, увеличить
представительство дворян – опоры трона
и в конечном итоге сделать земства лояльными
по отношению к самодержавной власти.
Во всех этих мерах отразилось противостояние
царя и дворянства демократическому русскому
земству («земле» , «люду») .
ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Городская контрреформа - цели: ослабить
выборное начало, сузить круг вопросов,
решаемых органами государственного самоуправления,
и расширить сферу правительственных
полномочий. Согласно новому городовому
положению 1892 г. , имущественный ценз, дававший
право участвовать в выборах, повышался.
В результате число избирателей в Москве,
например, сократилось в три раза. Из законодательства
изымалось положение о том, что городские
думы и управы действуют самостоятельно.
Закреплялось вмешательство царской администрации
в их дела. Правительство получало право
не утверждать официально избранного
городского голову – председателя городской
думы. Количество заседаний последней
ограничивалось. Таким образом, городское
самоуправление было по сути дела превращено
в разновидность государственной службы.
СУДЫ. Публикации отчётов о
политических процессах запрещались.
Из ведения суда присяжных были изъяты
все дела о насильственных действиях против
должностных лиц. Мировые судьи, которые
помимо разбора мелких дел решали спорные
вопросы между крестьянами и помещиками,
были в основном ликвидированы.
Мировые судьи заменялись земскими
участковыми начальниками, должности
которых предоставлялись исключительно
дворянам с высоким имущественным цензом.
В отличие от мирового суда, на который
возлагалось достижение согласия между
крестьянами и помещиками, земские начальники
все спорные вопросы решали единолично,
с оглядкой на местную государственную
администрацию.
ПЕЧАТЬ. Администрация
получила право закрывать любые газеты
и журналы, лишать издателей и редакторов
права на продолжение профессиональной
деятельности. Редакция обязывалась раскрывать
псевдонимы своих авторов по требованию
властей. Усилилась цензура.
ОБРАЗОВАНИЕ. Новый университетский устав 1884 г. : ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Устав недвусмысленно определил государственную вертикаль власти в области университетского образования: император, министр народного просвещения, попечитель учебного округа, ректор. По существу, Министерство народного просвещения регламентировало всю жизнь университетов: назначало, повышало и удаляло профессоров, избирало ректоров, назначало испытательные комиссии. По уставу 1863 г. ректор избирался советом университета и лишь утверждался в этой должности императором, по уставу же 1884 г. руководитель университета выдвигался министром народного просвещения, а затем высочайшим указом императора назначался на четыре года. Похожая процедура соблюдалась и в отношении деканов. Если раньше они избирались на собраниях своих факультетов из ординарных профессоров и утверждались министром народного просвещения, то по новому уставу назначались попечителем учебного округа и утверждались министром.
Преподаватели, избранные учёными
советами, обязательно утверждались в
должности министром просвещения. Всей
университетской жизнью теперь руководил
государственный чиновник – попечитель
учебного округа: он назначал деканов
(одна из высших выборных должностей университета)
, обладал правом созывать учёный совет,
присутствовать на его заседаниях, наблюдать
за преподавателем. Льготы по призыву
в армию для лиц, имеющих высшее образование,
были ограничены, а минимальный срок военной
службы увеличен. Появился печально знаменитого
циркуляра «о кухаркиных детях» . В этом
документе рекомендовалось ограничить
поступление в гимназии и прогимназии
«детей кучеров, лакеев, поваров, прачек,
мелких торговых лавочников и тому подобных
людей, детей коих, за исключением разве
одарённых необыкновенными способностями,
вовсе не следует выводить из среды, к
коей они принадлежат» . В средние и высшие
учебные заведения сокращался приём лиц
еврейской национальности. 1884 год был
ознаменован введением нового университетского
устава – военные гимназии преобразовывались
в кадетские корпуса.
Устав 1884 г. сохранил прежнюю внутреннюю
структуру университетов, каждый из которых
состоял из четырех факультетов: историко-филологического,
физико-математического, юридического
и медицинского. На медицинском факультете
студенты обучались 5 лет, на остальных
— 4 года.
Характеризуя материально-бытовое положение студентов, можно сказать, что у большинства учащихся оно было неудовлетворительным. Учеба в университете была платной: 50 рублей в год. Названная сумма являлась весьма солидной для малообеспеченных и части среднеобеспеченных студентов. Правда, бедным студентам могли быть предоставлены отсрочки в платежах или освобождение от платы. Льготой могли пользоваться только студенты безупречного поведения и представившие свидетельство о бедности. Кроме того, существовали следующие виды поддержки нуждающихся студентов: стипендии из средств Государственного казначейства, различных ведомств и частных лиц, а также единовременные пособия из штатных и иных сумм. Студент, получавший стипендию из казначейства, обязан был по окончании университета за каждый год пользования стипендией прослужить по назначению правительства полтора года.
Уставом 1884 г. студенты фактически были поставлены в бесправное положение. Согласно установленным правилам, студентам запрещалось на территории университета организовывать студенческие читальни, столовые, публичные собрания, не имеющие научного характера. Они не имели права на организацию собственных общественных институтов (кружков, землячеств, обществ), совместных действий (сходок, коллективных прошений и т. п.). Особенно унизительным было наблюдение за дисциплиной со стороны студенческой инспекции, когда нанятые вольнонаемные служители-педели, как правило, из отставных унтер-офицеров и солдат, делали студентам замечания по поводу их внешнего вида, опозданий на занятия и т. д.
Бесправное положение студенчества было одной из главных причин его активного участия в различных сходках по отстаиванию своих прав, перераставших зачастую в собрания с явно выраженными политическими требованиями. Здесь можно напомнить о сходке студентов 4 декабря 1887 г., в которой принял участие студент первого курса юридического факультета В. И. Ульянов (будущий основатель Советского государства В. И. Ульянов-Ленин). Студенты Казанского университета приняли активное участие в первой всероссийской студенческой забастовке (февраль-март 1899 г.). Радикальная часть студенчества сорвала торжественный акт 5 ноября 1904 г., посвященный столетию Казанского университета, устроив на улице демонстрацию под лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует свобода!». В революцию 1905 г. студенты прекратили занятия, постоянно собирались на сходки, где выдвигали политические требования. Власти вынуждены были закрыть университет: в 1905/06 учебном году занятия в нем не проводились.
Информация о работе Правление императора Александра III (1881-1894)