Правление Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство и юность великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег - вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию, но мы остановимся только на некоторых из них.

Файлы: 1 файл

История реферат.docx

— 60.67 Кб (Скачать файл)

Введение

Время Ивана Грозного давно  привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской  истории драматизмом положений  и яркостью характеров. В эпохе  Грозного много содержания: бурное детство и юность великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками  и опалы на них; опричнина, которая  была, в сущности, глубоким государственным  переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению  государственного центра; тяжелая и  неудачная борьба за балтийский берег - вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию, но мы остановимся  только на некоторых из них.

1. Социально-экономическое развитие  России в первой половине XVI в.

Россия этого времени  представляла собой аграрную страну со значительным преобладанием сельского  населения. (Из примерно 6 млн. жителей  в городах к середине века обитало  не более 5%). Главным занятием оставалось земледелие. Все более распространялась трехпольная система, постепенно вытеснявшая  подсеку на север. В силу низкого  плодородия почв и сурового климата (короткое лето не позволяло тщательно  обрабатывать землю) урожайность была крайне низкой. В результате земледелие сохраняло экстенсивный характер, что  порождало колонизацию как новых  территорий (на Севере, в Приуралье, за Окой), так и освоение леса под  пашню во внутренних районах.

Таким образом, крестьянское хозяйство по своей сути оставалось потребительским, накопление же осуждалось как общинной, так и христианской моралью, что также препятствовало расширению производства. Кроме того, на пути расширенного воспроизводства  стояла и вся совокупность природных  факторов, лимитировавшая возможности  крестьянского хозяйства. В итоге  все это делало его крайне уязвимыми  от различного рода случайностей, “внешних факторов”, и особенно - от политики государства.

Помимо экономического, в  это время происходит улучшение  социального и правового статусов земледельцев.

Крестьянин получил право  свободного выхода в “Юрьев день”. Он являлся и субъектом права: мог судиться со своим феодалом, свидетельствовать на суде. Более  того, по Судебнику 1497 г. “лучшие крестьяне” присутствовали на суде бояр-кормленщиков в качестве “судных мужей”. Крестьянин еще не нес ответственности своим  имуществом за несостоятельность своего феодала. С 30-х годов ХVI в. черносошные  и владельческие крестьяне принимают  участие в деятельности органов  местного самоуправления.

Крестьяне объединялись в  общину, чьи нормы и традиции регулировали хозяйственную и духовную жизнь. Она воздействовала на крестьянское землепользование, контролировала сенокосные угодья и промысловые территории, служила посредником в отношении  крестьян со своим феодалом и государством. В целом община обеспечивала экономические, социальные, правовые и духовные условия  жизнедеятельности входящих в нее  семей.

Наряду с различными формами  феодального землевладения, в России сохранялись и свободные крестьянские владения на т.н. “черносошных землях”  Черносошные крестьяне, в отличие  от “владельческих” оставались полностью  свободными и платили налоги великому князю. В начале ХVI в. они были достаточно многочисленны даже в центральных  уездах. Постепенно государство стало  передавать черносошные земли в  поместье, что означало для крестьян изменение их статуса - превращение  во “владельческих”.

С конца ХV в. структура  землевладения менялась. Боярская вотчина, с одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов, а с другой, - происходило  сокращение общего боярского фонда  земель в результате их частичного перехода в руки монастырей.

Активная внешняя политика страны, необходимость укрепления государственности  требовали увеличения численности  армии за счет земельных раздач. Великий князь после объединения  страны и сосредоточения в своих  руках обширного земельного фонда  получил такую возможность. Однако наделение землей вотчинников становилось  невыгодным из-за “утечки” земли в  руки церкви, что приводило к деклассированию  “детей боярских”. В результате за несение военной службы государство  начало наделять землями слуг великого князя и “детей боярских” на ограниченных условиях - запрещая им продавать  и дарить землю. Так складывалась новая форма феодального землевладения - поместье и новая группа феодального  сословия - помещики.

Между тем в конце ХV - нач. ХVI вв. социальный статус боярства меняется: из вассалов, связанных личными  отношениями со своим князем, они  превращаются в подданных. Теперь, например, “отъезд” от князя без потери вотчин, широко практиковавшийся еще в сер. ХV в., стал расцениваться как государственная  измена. Многочисленные служилые люди объединяются в местные территориальные  корпорации, а их верхи, наряду с  боярством, постепенно включаются в  “Государев двор”. Его представители  имели право на получение командных  военных и государственных должностей, тягловых земель и т.п. Между различными группами боярства и служилыми людьми наметились противоречия из-за получения  тех или иных должностей, земель и наград. В то же время их объединяло сознание того, что только несущие  “ратную, смертную службу” имеют  право на земельные владения с  крестьянами, а также отрицательное  отношение к физическому труду.

В начале ХVI в. на огромной территории российского государства насчитывалось  около 130 поселений городского типа. Из них только Москву (130 тыс.) и Новгород (32 тыс.) можно отнести к достаточно крупным городам. Значительными  городскими центрами являлись Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород и  ряд других, тогда как большинство  сохраняло свой сельский облик. Общая  численность городского населения  не превышала 300 тыс. человек.

Города становились центрами ремесла и торговли. На рынок производили  свою продукцию гончары и кожевники, сапожники и ювелиры и т.д. Число  и специализация городских ремесел  в целом обеспечивали потребности  сельских жителей. Вокруг городов складываются местные рынки, но т.к. основной массе  крестьян добираться до них было слишком  далеко и неудобно, то значительную часть ремесленной продукции  они производили сами.

Таким образом, натуральный  характер крестьянского хозяйства, общая экономическая отсталость страны стояли на пути формирования рыночных отношений.

2. Внутренняя политика и реформы  Ивана IV

Особенно государственный  и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории  Русского государства являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного  государства.

Общей чертой реформ является их антибоярская направленность.

Приговор о местничестве. Местничество являлось одним из тех  институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное  право на руководящую роль в важнейших  органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность  занятия тем или иным лицом  какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными  соотношениями между отдельными феодальными - княжескими или боярскими - фамилиями, а внутри этих фамилий - взаимными соотношениями между  отдельными членами этих фамилий. При  этом исключалась возможность изменения  этих соотношений, так как это  означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной  иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом  того или иного поста нужно  было, чтобы положение данного  лица в местнической иерархии соответствовало  тому положению, какое занимал в  этой иерархии тот пост, на занятие  которого претендовало данное лицо.

В ноябре 1549 года был издан  приговор о местничестве. Приговор о местничестве года состоит из двух частей. Первая часть приговора посвящена  воеводам основных пяти полков, на которые  делилась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь идет об остальных  служилых людях - не воеводах.

По своему содержанию приговор формально представляет собой акт, определяющий местнические соотношения  между отдельными воеводскими должностями. В рамках признания правомерности  местничества находится и другая группа норм, формулируемых приговором: о порядке регулирования тех  случаев, когда служебные отношения  между теми или иными служилыми  людьми не соответствуют местническим счетам между ними. Однако существо приговора 1549 г. заключалось не в  простой регламентации местнических счетов в полках, а в борьбе против местничества.

В 1550 г. Иваном IV и его правительством был составлен новый законодательный  кодекс - Судебник, основанный на Судебнике 1497 г., но значительно расширенный, лучше  систематизированный и учитывающий  накопившуюся судебную практику. В  нем нашли отражение вопросы  центрального и местного управления, положения феодалов и крестьян. Судебник 1550 г. подтвердил существующее право  крестьянского перехода в Юрьев  день, но увеличил плату за пожилое (денежная компенсация феодалу за уход крестьянина), что затруднило переходы крестьян и являлось очередной мерой  в их закрепощении. В целях укрепления государства были значительно ужесточены наказания, вплоть до смертной казни  за разбои, вооруженные выступления  против Феодальных порядков. Впервые  вводились наказания для бояр и дьяков, берущих взятки, ограничивались судебные полномочия наместников и  волостелей, а также усиливался контроль со стороны местных и центральных  органов над их деятельностью. Судебник 1550 г. устанавливал твердый порядок  управления страной и содействовал централизации.

Значительная реформа  была проведена в церковной жизни. В 1551 г. состоялся церковный собор, получивший название Стоглавого, поскольку  его решения были записаны в книге, состоящей из ста глав. Главными задачами церковной реформы были унификация церковных обрядов и  создание единого пантеона русских  святых. Это было необходимо для  того, чтобы ликвидировать накопившиеся во времена феодальной раздробленности  различия в совершении церковных  обрядов и почитании святых. Другая задача состояла в поднятии авторитета церкви, который был подорван некоторым  падением нравственности духовенства (злоупотребления церковных служащих, разврат, пьянство).

Кроме того, на заседании  церковного собора правительство Ивана IV выступило с предложением ликвидации монастырского землевладения, но оно  не было принято ввиду несогласия осифлянского большинства собора. Но все же удалось несколько ограничить монастырское землевладение за счет аннулирования в пользу Ивана IV княжеско-боярских земель, пожалованных монастырям в  годы его малолетства, начиная с 1533 г. Монастырям запрещалась покупка  земель без царского разрешения, а  потомки удельных княжат не имели  права без ведома царя передавать свои земли церкви на “помин души". Этим правительство взяло под  контроль монастырское землевладение. В конечном итоге церковная реформа  была осуществлена на основе компромисса  между осифлянским большинством духовенства и нестяжательски настроенным  правительством.

Следующая правительственная  реформа касалась реорганизации  органов центрального управления - приказов. Важнейшими приказами стали: Посольский, Разрядный, Поместный, Челобитный, Разбойный и земский. Приказная  система управления способствовала ликвидации остатков феодальной раздробленности  и укрепляла централизацию государства.

Посольский приказ ведал  внешнеполитическими делами. Возглавил  его дьяк Иван Михайлович Висковитый.

Разрядный приказ был своего рода штабом вооруженных сил и  ведал дворянской конницей.

Поместный приказ ведал распределением поместий между служилыми людьми.

В ведении Адашева была Челобитная изба. Это учреждение должно было принимать челобитные на имя  царя и проводить по ним расследования. Это был высший контрольный орган.

Разбойный приказ занимался  борьбой против "разбоев" и "лихих  людей".

Земской приказ управлял Москвой, отвечал за порядок в ней.

Главное место в программе  правительственных мероприятий  занимает земельный вопрос.

Одним из важнейших актов  политики правительства Ивана IV является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого  приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики в отношении двух важнейших  категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения:

1. Запрещалась покупка  монастырями (и другими представителями  церковного землевладения) вотчин "без доклада" царю.

2. Другой пункт приговора  распространял обязательность "доклада"  и на земельные вклады в  монастырь.

3. Третье положение приговора  устанавливало особые ограничения  для вотчинников ряда местностей, для князей в первую очередь.

Наконец, особый раздел приговора  регулировал порядок "выкупа" родичами вотчин, данных в монастыри.

Перечисленные пункты, однако, не исчерпывали содержания приговора.

Более того, можно сказать, что основное политическое острие приговора  заключалось не в них.

"Уложение о службе" 1556 года завершает не только  выработку правовых основ поместного  землевладения, но вместе с  тем является и завершением  процесса перестройки армии Русского  государства - процесса, начало которого  падает еще на вторую половину XV века и который заключался  в создании армии нового типа  на месте старых военных дружин  времен феодальной раздробленности.  Уложение 1556 г. установило порядок  прохождения воинской службы, согласно  которому каждый феодал (вотчинник  и помещик) был обязан с определенного  количества земли (150 десятин)  выставлять установленное количество  воинов на конях и в полном  вооружении. Те феодалы, которые  выставляли воинов больше нормы,  получали денежное вознаграждение, а тот, кто выставлял воинов  меньше нормы, платил штраф.  Такой порядок содействовал увеличению  численности войск и препятствовал  уклонению бояр от службы. Этой  же цели служили периодические  военные смотры. У не явившихся  на службу или смотры отбирались  поместья и вотчины. Принятие  Уложения о службе способствовало  повышению боеспособности русских  войск, что было немаловажно  для проведения Иваном IV активной  внешней политики.

Информация о работе Правление Ивана Грозного