Правление Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений.

Содержание работы

Введение
Предпосылки реформ Петра I
Военная реформа
Церковная реформа
Реформы в области управления
Реформы в области культуры и быта
Преобразования в промышленности и торговле
Значение Петровских реформ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

referat_po_istorii.docx

— 122.96 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

  1. Предпосылки реформ Петра I
  2. Военная реформа
  3. Церковная реформа
  4. Реформы в области управления
  5. Реформы в области культуры и быта
  6. Преобразования в промышленности и торговле
  7. Значение Петровских реформ

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для своего реферата я выбрала  эту тему, потому что мне очень  интересен Петр Великий, как личность и исторический деятель, и мне  интересно, как развивалась наша страна в годы правления Петра.

В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.  Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможности торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Главной задачей своего царствования Петр считал обеспечение выхода России к незамерзающим морям. Этому  были посвящены его Азовские походы, а также длительная Северная война, итогом которой стало провозглашение России империей, а Петра I - первым российским императором. В 1703 году началось строительство г. Санкт-Петербурга, а в 1713 году Петр перенёс туда столицу.

Петр I провел серию реформ, направленных на модернизацию страны, её политической и экономической жизни.

Цель Петра - преодоление  отсталости России ради ее собственного спасения - оправдывала пресловутые "крайности" его правления, делала их неизбежным злом, порожденным объективными, не зависящими от его воли историческими  условиями. Важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули  все слои общества, в отличии от предыдущих попыток русских правителей.

 

 

1. Предпосылки реформ Петра I.

В экономике в начале XVIII века сильнее всего развивались  новые черты, которые зародились в XVII  веке, а именно: 

- основной отраслью экономики  России оставалось сельское хозяйство,  где продолжала господствовать 3-х-польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес. Основными орудиями производства оставались: соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. Происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, и в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства.

- развивается ремесленное производство. Углубляется разделение труда. В развитии ремесленного производства в конце XVII века явно прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство (увеличивается число ремесленников работающих на рынок). Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации, готовил почву для возникновения мануфактур. Их создание ускорялась государственными потребностями. Мануфактурное производство складывалось в местах развития товарного производства. Если западноевропейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, так как рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически отсутствовал.

 В конце XVII века  в России интенсивно развивалась  торговля. Но на пути развития  торговли и купечества имелись  существенные препятствия. Остро  стоял вопрос о выходе к  морям, отсутствие которого тормозило  развитие торговли. Иностранный  капитал стремился захватить  российские рынки, что вело  к столкновению с интересами  русских купцов. Купечество России  требовало от государства оградить  их от конкуренции с иностранными  торговцами. В итоге был принят  новоторговый устав (1667), в соответствии  с которым, иностранным купцам  была запрещена розничная торговля  на территории России.

Также, можно отметить, что во второй половине XVII века в России развивается тенденция перехода к абсолютной монархии. В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившегося вмешиваться в управление государством; практическое прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества; принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства дворян военная служба стала обременительной.

Что касается внешней политики. То Россия потерпела поражение с  Польшей, также были предприняты, в 1687 и 1689г.г., два неудачных похода против Крымского ханства.

Преобразования, проводимые Петром I в XVII – XVIII веках не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Так как Пётр твёрдо решил, что всё хорошее находится на западе, то с самого начала своего правления он стал ломать русскую жизнь на западный лад. В стране было изменено фактически всё при помощи целого ряда реформ.

 

2. Военная реформа

Военные реформы   занимают   особое   место   среди   Петровских преобразований.   Они  имели  наиболее  ярко  выраженный  классовый характер. Сущность военной  реформы состояла в ликвидации дворянских   ополчений   и   организации   постоянной   боеспособной   армии   с   единообразной     структурой,     вооружением,     обмундированием, дисциплиной, уставами. Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь мирных лет за 36-летнее царствование Петра.  Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора.  Однако  военные реформы важны  не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной. "Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х годов становится все более и более серьезной. В 1689 году Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые “потешные полки” - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры.

С 1699 года начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадских, было сформировано два полка. К 1705 году собрано уже 27 полков. Набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной  войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня.  Срок  службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за  счет  дворян,  обучавшихся   в   гвардейских   дворянских   полках   или   в   специально   организованных  школах   (пушкарская,   артиллерийская,   навигационная,   фортификационная, Морская академия и т.д.). Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов. В 1716 году был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных. В 1720 г. был принят Морской устав. Военная реформа была продолжением изменений, начатых Алексеем Михайловичем. Но, в то время, как при Алексее Михайловиче такие изменения подгонялись к русским условиям, петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. На службу в русскую армию стекались проходимцы со всего света.

 Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: 

- создание боеспособной регулярной  армии,  одной  из сильнейших  в мире, которая дала России  возможность воевать со  своими  основными противниками и побеждать  их;

- появление  целой   плеяды  талантливых  полководцев  (Александр Меншиков, Борис Шереметев,  Федор Апраксин, Яков Брюс и  др.);

- создание мощного военного  флота;  -  гигантский  рост  военных расходов и покрытие  их за счет жесточайшего выжимания  средств из народа.

 

К концу царствования Петра  численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и  до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял  из 48 линейных кораблей, 787 галер и  других судов; людей на всех судах  было почти 30 тысяч.

 

3. Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Церковная политика Петра,  как и его политика  в  других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике  произошел после смерти  патриарха Адриана. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя  патриаршего  престола".

В 1701 году образуется Монастырский приказ - светское учреждение для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Параллельно с этим государство  усилило контроль над доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства. В 1701 году царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 году количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 году видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института  патриаршества и образование нового органа – Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович.

Создание Синода явилось началом  абсолютистского периода русской  истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в  руках Петра. Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем  более что для надзора за Синодом  было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Церковь стала послушным орудием  власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так  равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия и на разрушение ее храмов.

Церковная реформа, главным  образом, заключалась в отмене патриаршества  и учреждении "Святейшего правительствующего Синода", которому стала подчиняться  церковь. Сделал это Пётр для того, чтобы, на подобие западным королям, избавиться от морального контроля над  собой церкви. Отмена патриарха и  последующее ослабление участия  церкви в жизни страны привело, в  конце концов, к крушению русской  православной монархии.

 

4. Реформы в области управления

В первой четверти XVIII века в  России проведены реформы в области  управления. Основной смысл этих преобразований заключается в создании административной системы, проникнутой идеей централизма  и всецело подчиненной верховной  власти. Россия стала абсолютной монархией.

В 1708 – 1710 годах была проведена  реформа органов власти на местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан  и крестьян, на плечи которых вся  тяжесть реформ. Во главе губерний стояли губернаторы, в руках которых находились вся полнота административно-полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов.

Указом 22 февраля 1711 года был  учрежден новый государственный  орган – Правительствующий сенат. Все его члены были назначены  царем из числа его непосредственного окружения. Все назначения отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Структура Сената складывалась постепенно. С начала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позже в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата – по судебным делам и Сенатская контора по вопросам управления. У Сената была своя канцелярия, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. У Сената были вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. В 1720 году при Сенате была учреждена должность, получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. В 1722 году последовало назначение на должность герольдмейстера, в обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3. Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти XVIII века было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711 года предполагалось «учинить фискалов во всяких делах». Фискалитет состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. После учреждения Юстиц-коллегии фискальные дела перешли в ее владение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723 году был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов, он имел право требовать к себе любое дело, его помощником был обер-фискал. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора» устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля над фискалами.

Информация о работе Правление Петра I