Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:49, контрольная работа
Целями данной контрольной работы будет являться выяснить следующее:
1. особенности возникновения законодательства;
2. влияние конфуцианства и легизма на развитие права, общие и отличные черты этих течений;
3. выявить этапы в процессе возникновения и становления права;
4. какие отрасли права получили наибольшее развитие;
5. какой вид собственности преобладал и почему;
6. устройство семьи; ее место и роль с точки зрения конфуцианства и легизма;
7. устройство судебной системы и системы наказаний.
Введение …………………………………………………………………….………………….3
1. Особенности формирования права в Древнем Китае……………….…………………....4
2. Уголовное право…………………………………………………….…………………….10
3. Брак и семья………………………………………………………….…………………….14
4. Регулирование имущественных отношений…………………………………………….17
5. Судебное право……………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………………………………...24
Система «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти.
Крупным реформатором Китая эпохи династии Цинь являлся Шан-Ян (390-338 гг. до н. э.). Ядром его преобразований была аграрная реформа. Земля стала объектом купли-продажи, заклада. Размер земельных участков не ограничивался. Земли больших семей подлежали разделу. «Если в семье было двое сыновей, не разделивших имущество, то с них взыскивался двойной налог». Эти меры окончательно разрушили прежнюю родовую общину.
Те, кто давали казне больше зерна, ткани, превосходили других в трудолюбии, могли освобождаться от повинностей. Те, кто «стремился к выгоде посредством второстепенных занятий», лентяи, бездельники могли быть обращены в государственных рабов. Вероятно, речь шла об изгоях, потерявших источник существования. Народ получил общее, универсальное звание - «черноголовые».
Налог стал взиматься с учетом количества земли, а не с семьи, как раньше. Казна получала регулярный доход, потери от засухи, наводнений ложились на плечи владельца земли. Налог был фиксирован, независим от урожая. Вместо прежнего ополчения было сформировано постоянное войско - главная опора государства.
Жители объединялись в десятки и пятерки семей, связанных круговой порукой. Они отвечали за проступки своих членов. Вводилась табель наказаний. Недоносительство, укрытие преступника каралось смертной казнью. Доносчику полагалось вознаграждение. Прежнее деление жителей по племенам, родам отменялось, вводился территориальный принцип строения государства. Остатки общинного самоуправления исчезли. Во главе уездов ставились царские чиновники: воеводы, инспектора. Раздробленность страны, сепаратизм заменялись более централизованным управлением во главе с императором. Чиновникам предписывалось чтить не только волю монарха, но и законы. Вместо прежних родовых обычаев стал господствовать закон.
Шан-Ян напоминал, что существуют разные
источники права: обычаи, законы, указы
царя. Он не скрывал скептического
взгляда на обычаи, которые могли
толковаться по-разному в
«Законы предназначены для наставления народа, для преодоления ошибочного и ложного, для искоренения вредных обычаев, чтобы поощрить людей к добру»5. Он сожалел, что народ и чиновники предпочитают действовать по обычаям, а не по законам, уложениям, указам. Неповиновение законам равнозначно умышленному преступлению. Для проверки соблюдения законности на места направлялись отряды инспекторов, уполномоченных, наделенных правом увольнять чиновников, виновных в нарушении законности, привлекать их к ответственности.
Хорошим чиновником считался тот, кто знал законы, указы, уложения, был компетентен, хорошо служил правителю, был неподкупен, честен, не брал взяток. К дурным чиновникам отнесены те, кто «не сведущ в законах, не умеет вести дела, корыстолюбив, не заботится о служении своему правителю, не энергичен, болтлив, бесстыден, оскорбляет людей, не знает чувства справедливости, стремится к самовозвеличиванию. Такие люди таращат глаза, сжимают кулаки, чтобы показать свою власть и силу, с самозабвением болтают, что им взбредет в голову, дабы показать свою способность управлять людьми. Они обычно задирают свою голову, смотрят на нижестоящих с пренебрежением. Такие самодуры, тупицы не могут считаться хорошими администраторами и подлежат увольнению или наказанию». Это была первая в истории аттестация чиновников-бюрократов.
Реформа Шан-Яна была еще одной попыткой учредить идеальный аппарат управления.
Указы Шан-Яна содержат сентенции
о качествах мудрого правителя,
о законности, справедливости. «Порядок
в государстве достигается
Во второй половине IV в. царство Цинь стало одной из мощных держав Китая. Но знать возненавидела Шан-Яна, он стал жертвой заговора и был казнен. Такова участь многих реформаторов, опередивших свою эпоху. Преобразования великого деятеля не могли остановить недовольство народа. Власти с большим трудом подавили восстания «краснобровых» сторонников «Зеленого леса», «желтых повязок» и др.
Реформа Шан-Яна подорвала основы общинного землевладения. Положение крестьян ухудшилось. Появление денег, ростовщичества, продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития. Земля в Китае стала продаваться и покупаться, дробиться на мелкие участки или концентрироваться в крупные наделы, но, какие бы превращения землепользование не претерпевало, частный или коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом владения ею, никогда не переходящим в полную частную собственность. На этом пути стояло всесильное государство, сохранявшее неизменно свою руководящую роль в хозяйственной жизни. «Азиатская» социально-экономическая структура исключала правовые и политические гарантии, которые могли бы создать условия для процветания частной собственности вообще, на землю в особенности. Кризисный для такой структуры рост частной собственности незамедлительно влек за собой реформы, восстанавливающие экономический контроль государства.
Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в частное владение, община еще в I в. до н.э. могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении поземельных сделок. Согласно источникам I в. н.э. заключать договоры купли-продажи земли могли женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отражением ранее распространенного обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с куплей-продажей распространен был договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины, ее заклад. Широко были распространены также договоры найма людей, ростовщического займа, условия которых регулировались обычным правом.
В целях поощрения земледелия с древнейших времен существовало право каждого занимать бесхозные или покинутые земли. По истечении определенного срока эти земли записывались в кадастр как частные за обрабатывающими их.
В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкого крестьянского землевладения. Это особенно ярко проявилось в I в. до н.э. в изменении государственной политики в отношении лиц, попавших в рабство за долги, и в отношении рабовладения. Обычай закладывать детей за долги, которые становились рабами, если не были выкуплены в течение трех лет, существовал повсеместно.
В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, «если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений». Были освобождены в ряде областей Китая также рабы, продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, «силой чинившим препятствия» освобождению рабов, было предписано применять наказания «в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство».
Реформы Шан-Яна нанесли сильный удар по прежней родовой аристократии, на первое место вышли сословие военных и преуспевающие богачи, новые землевладельцы. Был сделан важный шаг по пути развития рыночного хозяйства, к феодализму, хотя рабство, как институт, еще сохранилось не одно столетие.
В состязательном по своему характеру процессе в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линьши). Оно начиналось с заявления или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. «Право» на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа «возврата обвинения», карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор, например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.
Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений свидетельствует о применении пыток в судах в том случае, «если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или если преступник менял свои показания в ходе дознания». Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого. Гарантией от злонамеренного применения пыток, битья палками было наказание следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками. Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.
Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной контрольной работы можно сделать ряд выводов о специфике права Древнего Китая.
Прежде всего, особенность традиционного китайского права проявлялась в том, что оно не подвергалось воздействию ни одной из мировых религий. В понимании права древние китайцы не исходили из идеи божественного промысла. Кроме того, традиционное право Китая развивалось преимущественно как уголовное право, которое было направлено на достижение гармонии и порядка в обществе. Большое влияние на развитие права оказали два течения: конфуцианство и легизм.
Уголовное право являлось наиболее разработанной и совершенной отраслью в Древнем Китае. В правовой мысли Китая источником преступных деяний выступает природа человека. Выделялись предумышленные и преднамеренные преступления, а также совершенные без умысла и по ошибке. В Древнем Китае долго сохранялась кровная месть и принцип талиона. Система наказаний исторически менялась и зависела от типа политического режима.
В Древнем Китае существовала большая патриархальная семья, где абсолютная власть принадлежала отцу. Присутствовали элементы многоженства. Отец мог продать детей (кроме старшего сына), наказать, убить. Конфуцианство и легизм по-разному трактовали место и роль семьи. Легисты выступали против больших патриархальных семей, которые были основой сепаратизма местных правителей, поэтому они призывали к их разделу. Конфуцианство же в больших семьях видело пути достижения гармонии и порядка, человеколюбие, почтительность к родителям и старшим. Право Древнего Китая устанавливало ряд требований, в соответствии с которыми заключались браки:
Государство вмешивалось в семейные
отношения и следило за тем, чтобы
установленные правила
В Древнем Китае в основном была
развита государственная
Судебный процесс в Древнем Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. Судебная система была организована иерархически. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который мог адресовать дело в центр. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей и других родственников. Подлежали смертной казни рабы, доносившие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Установление судебной истины осуществлялось на основе свидетельских показаний, вещественных доказательств, полученных в ходе осмотра, клятв.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства.- М.: Норма, 2007. – С. 111
2 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства.- М.: Норма, 2007. – С. 113
3
4
5