Право древней месопатамии. Законы хамураппи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.
Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи.

Содержание работы

1. ПРАВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ. ………….3
1.1. Источники права. Общая характеристика Законов Хаммурапи. …. …3
1.2. Правовое регулирование имущественных отношений………………..4
1.3. Торговое и обязательное право …………………………………………5
1.4. Брачно-семейное и наследственное право ………………………….. ...6
1.5. Преступление и наказание. Судопроизводство ………………………..8
2. КАЗУС……………………………………………………………………………10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...11

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 32.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Факультет экономики и  права

 

 

Кафедра правоведения

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Истории государства и права зарубежных стран

Вариант №2

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2012г. 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРАВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ. ………….3

1.1. Источники права. Общая  характеристика Законов Хаммурапи. …. …3

1.2. Правовое регулирование имущественных отношений………………..4

1.3. Торговое и обязательное  право …………………………………………5

1.4. Брачно-семейное и наследственное право ………………………….. ...6

1.5. Преступление и наказание. Судопроизводство ………………………..8

2. КАЗУС……………………………………………………………………………10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВО ДРЕВНЕЙ  МЕСОПОТАМИИ. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ.

 

1.1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ.

 

Древним источником права  в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.

Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует  рассматривать появление кодекса  Хаммурапи.

Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия - в Московском музее им. А. С. Пушкина).

Судебник Хаммурапи затрагивает  самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника  содержат положение процессуального  характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены  регулированию имущественных отношений, защите собственности и права  распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят  о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о  защите личности и ее здоровья. Последняя  часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящена труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах [1, с. 26].

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о  путях достижения "истинного счастья  и доброго правления" (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу. В источниках времени его правления упоминаются "указы о восстановлении справедливости", которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, возмещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий [1, с. 28].

 

 

1.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 

Во времена правления  Хаммурапи частная собственность  достигла высокого уровня развития. В  Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: земли  царские, храмовые, общинные, частные.

          Значительные массивы плодородной обрабатываемой земли сосредоточивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов, которые часто пополнялись за счет многочисленных пожертвований со стороны правителей. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, передавались за службу: воинам, тамка-рам, жрицам и др.

Значительное внимание в законодательстве уделялось землевладельческим правам воина. Воинский надел по Законам Хаммурапи полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Эта земля не переходила по наследству.

Частное землевладение было различным  по своему объему, крупные  землевладельца  использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие –  сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю  вело к сокращению общинных земель, упадку общины.   Земли могли  свободно продаваться, сдаваться в  аренду, передаваться по наследству.

В области имущественных  отношений законы четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности  за утерю, хищение, невозврат собственности  или причинение вреда имуществу [2, с. 86].

1.3. ТОРГОВОЕ И  ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО.

 

Значительное развитие в  Вавилоне получило обязательственное  право. Обязательства возникали из: 1) договора; 2) из причинения вреда. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным её хозяином. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех- и даже шестикратном размере [2, с. 95].

Изменить договор можно  было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого  правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства  становилось невозможным по независящим  от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий). Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм. Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность  за то, что именно он приобрел данную вещь. Договор займа отличался  в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал  кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для  займа зерна. Он предоставлял кредитору  право принимать в залог землю  и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к  семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника  на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др. [3, с. 65].

В законах Хаммурапи имеется  ряд  статей, регулирующих аренду,  земли, игравшую, большую роль в  земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась  обычно одной трети урожая.  При  аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель  обязывался  участвовать  в расходах или в работе по обработке  поля. Сад, который давал  больше дохода, сдавали за  две трети урожая. Аренда была краткосрочной  (на один или два года).

На Законодательство, определяющее  отношения между  хозяином  земли  и арендатором, способствовало  развитию хозяйства. Если  арендатор  не обрабатывал взятую   землю,  то он должен был уплатить  хозяину поля   исходя из  объема урожая, выращенного соседями.    Кроме аренды  поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

Также, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажа), товарищества, мены, поручения. Законы Хаммурапи знают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба).

 

 

1.4. БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО.

 

Общими для всех сословий были требования брачно –семейного закона. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний  не регулировались, т.к. в этом случае  действовали нормы обычного права. Не характеризовались и права  главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества  и самих членов семьи. Законы Хаммурапи  регулировали более усложненные  ситуации брачно- семейных отношений. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

Брак  был действительным только при наличии  письменного  договора, заключенного между будущим  мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились  на главенстве  мужа.  Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако, замужняя женщина  не была бесправна: она  могла иметь  свое имущество, сохраняла право  на приданное  имела право развод, могла  наследовать  после мужа вместе с детьми.

Брак прекращался со смертью  одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в  растрате совместного имущества  и др.). Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

Сильная власть отца над  детьми  проявилась в  возможности  продавать  детей, отдавать  в  качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Отношения  родителей и детей строились  на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешения на брак дочери, имел право по собственной воле « брать жен» для сыновей. Тем не менее, закон ограничивал эту власть. Так отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления, однако суд исследовал обоснованность этого решения  и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца ( в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданные замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама.  Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге вдове. Наследство женщин получали только их дети . 

Наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила:

1. Дети, независимо от  пола, получают равную долю наследства.

2. Долю умершего наследника  получают его дети.

3. Усыновленные лица наследуют  на равных основаниях с другими  наследниками.

4. Преступники-рецедивисты  лишаются права наследования.

Законы Хаммурапи признавали  усыновление  детей. Наследственные отношения  строились по принципу семейной  общности. Наследство по завещанию  существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему нравился, определенное имущество, например, дом или сад. Договор дарения составлялся  в письменной форме. При смерти мужа жена получала «вдовью долю». Если при  жизни муж не оставлял ей долю, то ей выделяли часть из общего наследства. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети  от рабыни- наложницы, если отец признавал их своими. Оформление специальным договором, эти дарения считались неоспоримыми  и наследственному пределу не подлежали [3, с. 72]. 

 

 

 

 

 

1.5. ПРЕСТУПЛЕНИЕ  И НАКАЗАНИЕ. СУДОПРОИЗВОДСТВО.

 

Законы не проводили различия между преступлением и гражданским  правонарушением. Более четко обособлялись некоторые формы виновности —  различные виды недоносительства, укрывательства.

Виды преступлений:

- преступления против личности;

- против собственности;

- против семейных устоев;

- должностные и государственные преступления.

 

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление  словом и действием, ложные обвинения. Большое значение имело социальное положение обвиняемого и потерпевшего, которое способствовало возникновению  особого тарифа поранений и иных форм причинения вреда здоровью или  имуществу.

В числе преступлений против собственности чаще всего встречаются  кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов: кража  и укрывательство раба, снятие с  раба знака его рабского состояния.

Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение  и подмену ребенка.

В разряде совершающих  должностные преступления упомянуты  судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный  состав. Не упомянуты государственные  преступления в виде измены или мятежа, как полагают, в силу их общеизвестной  и безусловной наказуемости.

К отягчающим обстоятельствам  относили:   посягательства на личность или имущество представителей высших сословий; дерзость рабов по отношению к хозяевам; дерзость детей по отношению к родителям [4, с. 41].

Виды наказаний:

- смертная казнь;

- штраф;

- обращение в рабство;

- гонение из страны (помимо обычных наказаний в виде штрафов и членовредительства);

- наказания по принципу талиона.

Наиболее употребимым  было наказание в виде денежного  штрафа. Некоторые разновидности  штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смертной казни.

Наиболее суровыми были наказания  за лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в случаях несправедливых обвинений в убийстве. К смерти приговаривали того, кто после  продажи своего товара обвинял покупателя в том, что тот украл у него товар.

Смертная казнь осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания  на кол. Широко применялись также  устрашающие членовредительные  наказания: отсечение руки, пальцев  рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона.

В Законах Хаммурапи можно  обнаружить три разновидности наказаний  по принципу талиона: наказание по типичному (простому) талиону "око за око" для авилума, по правилу символического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лекарю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и по правилу так называемого зеркального  талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша  построенного им по заказу дома и загубила жизнь сына хозяина дома).

Информация о работе Право древней месопатамии. Законы хамураппи