Право Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм. Т.об. можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении. Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет».

Файлы: 1 файл

Семинар № 1.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Право Древней  Руси

 

  1. Источники древнерусского права

 

а) договоры Руси с Византией  как источник права

б) княжеские уставы как  источник права

в) Русская Правда (краткая  и пространная редакции) – первые русские судебники 

 

а) Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм. Т.об.  можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении. Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет».

Обычное право весьма консервативно, оно часто долго  соседствует с правом публичным  в условиях, когда уже складывается государство и все институты  права. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др.

Второй источник права  Киевской Руси – это собственное  законотворчество раннефеодального государства  в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. О том, что таковое имело место, узнаем из текстов договоров Руси с Византией, могущественным южным соседом державы Рюриковичей. Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров 911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этому времени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы.

Договоры Руси с Византией  — первые известные международные  договоры Древней Руси, заключённые  в 911, 944, 971, 1043 годы. Сохранились только древнерусские тексты договоров, переведённые с греческого языка на старославянский и дошедшие в составе «Повести временных лет», куда были включены в начале XII века.

Договор 2 сентября 911 года заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию около 907 (См. статью Русско-византийская война 907 года). Он восстанавливал дружественные отношения государств, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право (вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении)[1].

Договор 945 года заключён после неудачного похода войск князя  Игоря на Византию в 941 и повторного похода в 944 (См. статью Русско-византийская война 941—944 годов). Подтверждая в несколько изменённом виде нормы 911 года, договор 945 года обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять застав в устье Днепра, помогать друг другу военными силами.

Договор июля 971 года подвёл итог русско-византийской войне 970—971 годов. Заключён князем Святославом Игоревичем с императором Иоанном Цимисхием после поражения русских войск под Доростолом (по версии «Повести временных лет», после победы союзного войска над византийским). Договор содержал обязательства Руси не нападать на Византию, а также не подталкивать к нападению на Византию третьи стороны и помогать Византии в случае таких нападений.

Договор 1043 года подвёл итог русско-византийской войне 1043 года.

Договоры Руси с Византией  являются исключительно ценным источником по истории Древней Руси, древнерусского и международного права, русско-византийских отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Древнерусские княжеские уставы представляют собой памятники княжеского законодательства, акты, посвященные вопросам государственного управления, судопроизводства и налогообложения. Большая часть сохранившихся памятников такого рода определяет место церковной организации в системе государства. Их появление было вызвано тесной связью государства и церкви в Средневековье, существованием наряду со светской, государственной властью, особой церковной власти митрополита, епископов и их чиновников, которая осуществлялась в общегосударственном и местном масштабах в финансовой сфере, в области управления и суда.

Наиболее значимыми  древнерусскими источниками церковного права государственного происхождения являются Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных и Устав князя Ярослава о церковных судах. Устав князя Владимира определяет место церковной организации в государстве – источник ее материального обеспечения, сферы юрисдикции. Он основан на соглашении между государственной и церковной властями.

Второй устав «о судех  церковных» был издан Ярославом  на основании устава Владимира. Если в Уставе князя Владимира лишь намечаются предметы церковного регулирования, то в Уставе князя Ярослава перечень церковных судов представлен в развернутом виде и к тому же с указанием последствий нарушения норм церковного права.

Данный аспект имеет  значительное влияние в развитии истории судопроизводства до времен Петра I, т. к. компетенция церковного суда в Древней Руси была необычайно обширна. Церковь имела свой суд не только в делах чисто церковных, но и в гражданских.

По княжеским уставам IX – X вв. судам церкви принадлежали почти все семейные дела: браки, разводы, суд между родителями и детьми, дела по наследству и по опеке, утверждение духовных завещаний и раздел наследственных имуществ, а так же дела по преступлениями против нравственности и церковных постановлений.

Церковь имела суд  по всем гражданским и уголовным делам, исключая убийства, эти дела входили в юрисдикцию княжеского суда. Под юрисдикцию церкви попадали как люди церковные, так и нецерковные. По Уставам существовало три вида судов: церковный, княжеский и «сместный». Правовые нормы уставов святых Владимира и Ярослава сохраняли полную силу вплоть до Петровской реформы. В Стоглаве приводится полный текст церковного устава Владимира как действующего закона.

 Писаные законы (княжеские уставы) стали издаваться на Руси с X в. Тогда был издан Церковный устав князя Владимира, устанавливавший десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже князь Ярослав Мудрый.

 

 

 

 

 

 

в)  Русская Правда – первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три  редакции: Краткую, Пространную и  Сокращённую. Древнейшая из них Краткая  Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Яросяавичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву, говорила ещё о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015–1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярославичей (ст. 19–43 Краткой  Правды) вобрала в себя законодательную  и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 – годом смерти одного из его сыновей. Отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.

Создание второй редакции Русской  Правды – Пространной Правды –  исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой  созданного в одно и то же время  единого свода законов. Её составляющие – Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53–121), целиком состоящий из постановлений этого князя. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей- 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наследственное, основательно разработан юридический статус категорий населения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав, введен­ный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.

Сокращенная редакция считается  сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII–XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

  1. Правовое положение основных категорий населения по Русской Правде и церковному Уставу Ярослава Мудрого:

 

а) привилегированные  субъекты правоотношений

б) правовой статус смердов

в) правовой статус закупов

г) холопы и  челядь

 

К IX в., времени образования  Древнерусского государства, у восточных  славян установилась феодальная собственность на землю и сложились — феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. По мнению доктора исторических наук А. А. Горского, в 9 в. и позднее на Руси ещё не сложился феодализм как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим же классом была не общинная знать, сведений о которой у нас нет, а корпорация дружины во главе с князем. Боярами же являлись представители и потомки «старшей» дружины, а не общинной знати.

После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась  в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется другая категория феодалов — дворцовые слуги, служивые люди, получавшие землю за службу и на время службы.

Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. (Сюзере́н — тип крупного феодального правителя, власть которого основана на вассальном подчинении ему более мелких феодалов, получавших от сюзерена право на часть земли (феод) в его владениях. Вассалите́т— система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров).  Система сюзеренитета — вассалитета, так называемая «феодальная лестница» (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал»). Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами — местные князья — сюзерены своих бояр и служилых людей. Феодалы-вассалы в качестве вознаграждения за службу получали земельные владения. Это усиливало зависимость крестьян, которые им платили ренту.

В Древнерусском государстве  складывалась типичная для феодализма иерархическая организация различных  групп господствующего класса феодалов, основанная на системе феодального землевладения.

С увеличением могущества феодалов росли их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа  дани, приобретали право иметь  дружину, судить зависимое от них  население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. Русская Правда определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передаче имущества по наследству, в том числе дочерям.

Класс феодально-зависимых  крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации привел к тому, что свободных крестьян почти  не стало. Основной группой крестьянства были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от феодала могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать феодальные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству к замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви (если жили на ее земле).

Положение смердов нельзя определить как крепостное. Они не были прикреплены к земле или  личности феодала, но их зависимое состояние  сомнения не вызывает.

Информация о работе Право Древней Руси