Право собственности в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

В числе признаков вещного права чаще всего фигурируют указания на то, что вещное право носит бессрочный характер; объектом этого права является вещь; требования, вытекающие из вещных прав, подлежат преимущественному удовлетворению по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав; вещному праву присуще право наследования и что, наконец, вещные права пользуются абсолютной защитой. В ст. 216 ГК РФ к вещным правам отнесены:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Институт вещного права в Древнем Мире
2. Право феодальной собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

В классический и постклассический периоды римское право стало  различать «право собственности» и «владение».

 

Институт юридического владения предполагал  фактическое самостоятельное обладание  вещью. Преторские интердикты (запрещающие  приказы) защищали интересы фактического обладателя имущества от незаконных посягательств до судебного разбирательства правомерности притязаний других лиц на это имущество. Если владение было добросовестным, т.е. вещь не была украдена или насильственно отнята у законного собственника, то вещь становилась собственностью на основании давности владения. От владения отличалось понятие «держание» - фактическое несамостоятельное обладание вещью без намерения относиться к вещи как к своей (например, аренда).

 

Регулирование взаимоотношений собственников  привели к появлению сервитутов.

 

Сервитут - это строго ограниченное право пользования чужой собственностью (право прохода, прогона скота, проведения воды через соседний участок), а также законное ограничение прав собственника (требование обрезать деревья, чтобы они не причиняли вред соседнему участку, ограничение застройки). В древнейшем праве сервитуты были связаны с регулированием соседских поземельных отношений. В классический период появились личные сервитуты - узуфрукт и узус.

 

Узуфрукт предоставлял право пожизненного пользования чужой собственностью с правом получения от нее плодов и доходов. Узуфрукт не мог отчуждаться и должен был использоваться строго по назначению.

 

Узус давал право  пользоваться вещью без права  на доходы от нее (например, право проживания прислуги в доме).

 

В римском праве впервые  произошло противопоставление вещного  права, как права абсолютного  и обязательственного права, как  права относительного Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М., Сытин, 1917. С. 147.

 

2. Право феодальной  собственности

 

 

Центральным институтом феодального права являлась земельная  собственность, но его становление  специфично. В раннефеодальных государствах земельная собственность существовала в форме аллода. Понятие аллод  впервые появилось в Салической правде. Первоначально аллодиальная собственность представляла собой общинный надел большой семьи, который наследовался по мужской линии. Ранний аллод был неполной собственностью, владением, которое ограничивалось верховной собственностью общины и правами большой семьи, но с тенденцией к превращению в частную собственность. К VII-VIII вв. аллод прекращает свое существование как нераздельная земельная собственность большой семьи и превращается в свободно отчуждаемую, передаваемую по наследству индивидуально-семейную собственность.

 

С развитием феодализма в Х-ХII в. аллод трансформируется в крупное феодальное землевладение. Монопольное право на земельную  собственность переходит к сословию феодалов, но их права были множественными или расщепленными, что связано с условным характером феодальной собственности. Собственником земли считались одновременно несколько феодалов: и ее непосредственный держатель (вассал), и пожаловавший землевладение (сеньор). На основе вассально-сюзеренных связей выстраивалась иерархическая структура земельной собственности сеньоров, вассалов и арьер-вассалов.

 

Вначале земли передавались в пожизненное условное держание - бенефиций. Если бенефициарий отказывался  нести законную военную службу или  разорял хозяйство, то бенефиций можно было отобрать. После смерти жалователя или получателя бенефиция землевладение возвращалось первоначальному собственнику или его наследникам. Для того чтобы продлить владение, бенефицием требовалось возобновить пожалование (заключить новый договор с наследниками). К ХI в. пожизненное землевладение превращается в наследственное условное держание - феод (или лен). Передача феода от сеньора (первоначального собственника) вассалу (получателю земли) называлась инвеститурой. Ввод во владение феодом сопровождался торжественной церемонией с принесением клятвы верности сеньору: вассал публично при знавал себя человеком другого феодала.

 

Вассальный договор  четко фиксировал обязанности сторон Графский В.Г. Всеобщая история государства  и права. М., Наука, 2000. С. 134.. Сеньор должен был обеспечить защиту вассала и его земель от третьих лиц. В случае смерти вассала сеньор должен быть опекуном малолетних наследников вассала, а также оберегать его вдову и дочерей. Вассал обязывался признавать верховенство сюзерена (сеньора), нести военную службу (40 дней в течение года), участвовать в судебных собраниях под предводительством сюзерена, оказывать денежную помощь (при выкупе из плена, при посвящении в рыцари старшего сына, при выдаче замуж дочерей). Отказ от выполнения вассальных обязанностей служил основанием для потери феода. Феод мог свободно отчуждаться, но вместе с землевладением переходили и обязанности нового владельца служить сюзерену. Однако правомочия земельного собственника ограничивались не только условием службы, но и семейно-родовыми отношениями. Права на землю были не индивидуальными, а родовыми, и в отсутствие прямых наследников собственность возвращалась в род. Поэтому первоначально для продажи земли требовалось согласие родственников, позднее родственники приобрели право выкупа недвижимости в течение определенного срока со дня продажи.

 

Особенности феодальной сеньории (или вотчины) как крупной  земельной собственности состояли в том, что она включала в себя две условные части: домен, находившийся в нераздельной собственности господина, и зависимые крестьянские держания. С установлением личной и имущественной зависимости крестьян от крупных земельных собственников, владельческие права крестьян на землю сохранялись. Договор о передаче крестьянами права собственности на свои земельные участки феодалу предусматривал последующее их получение в прекарий (условное держание земли). Выделялся прекарий данный, когда надел передавался безземельному крестьянину во временное пользование при условии выполнения определенных повинностей (барщина, оброк). Прекарий возвращенный возникал в результате залога земли: крестьянин передавал надел землевладельцу и получал его обратно под обязанности выполнять повинности и выкупить землю в течение определенного срока. В противном случае надел навечно переходил к землевладельцу. Наконец, прекарий с вознаграждением означал получение большего по размерам, чем прежний, надела.

 

Внутренняя жизнь поместья и правовое положение крепостных крестьян (сервов или вилланов) регламентировались манориальным правом. Крестьяне обладали определенными правами: правом на брак, дом, имущество, землю. Обязанности крестьян были связаны с их жестким прикреплением к земле (не могли ее покинуть без разрешения помещика, переходили к другому феодалу вместе с землей при ее передаче), выполняли феодальные повинности (барщина, рекрутская, транспортная, повинность, выплата ренты и разовых податей и т.д.).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе была проанализирована, мировая история вещного права.

На основании проведенного анализа сделан следующий основной вывод. Вещные правоотношения следует отличать от обязательственных по признаку определенности обязанных субъектов. Вещные права являются абсолютными и действуют в отношении всех подчиненных данной правовой системе лиц, юридически значимое же действие обязательственных прав ограничивается конкретным лицом - должником. Отсюда следует ряд принципиальных отличий в способах защиты прав, их содержании и основаниях возникновения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Гражданский Кодекс РФ. Часть I,II,III.

 

2. Боботов С.В. Наполеон  Бонапарт - реформатор и законодатель. М., Юрист, 2006.

 

3. Графский В.Г. Всеобщая  история государства и права.  М., Наука, 2000.

 

4. Иоффе О.С. Избранные  работы по гражданскому праву.  М., Наука, 2000.

 

5. Лифшиц Р.З. Судебная практика как источник права. // Журнал российского права. №6 - 2006.

 

6. Покровский И.А. История  Римского Права. Издание 3-е,  исправленное и дополненное. М., Сытин, 1917.

 

7. Скловский К.И. Собственность  в гражданском праве. М., Наука, 2000.

 

8. Скрябин С.В. Право  собственности в республике Казахстан:  Сравнительно-правовой комментарий  книги Уго Маттеи «Основные  принципы права собственности». Алматы, Казахстан 2000.

 

9. Тархов В.А., Рыбаков  В.А. О понятии права собственности  // Юрист. 2002. №4.

 

10. Толстой Ю.К. К  разработке теории юридических  лиц на современном этапе. // Проблемы  современного гражданского права:  Сборник статей.- М.: 2000.

 

11. Толстой Ю.К. Содержание  и гражданско-правовая защита  права собственности в СССР. Л., Нева, 1955.

 

12. Юшкевич В.А. Наполеон на почве гражданского правоведения и законодательства. М., Сытин, 1905.                            

 

Анализ нормативно-правовых  актов 

Декларация  независимости США 1776 г.

 

Американская революция  обладает некоторыми особенностями, отличающими ее как от предшествовавшей английской буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре после ее завершения Великой французской буржуазной революции:

она произошла на территории, которая фактически не знала феодализма как общественно-экономической формации. Американское общество революционного периода не знало наследственной аристократии, помещиков и крепостных, государственной бюрократии (кроме чуждой ему британской администрации), цехов, гильдий, привилегированного духовенства и других феодальных атрибутов Европы. Это общество было в массе своей демократично по своему духу, по своим настроениям и убеждениям. Социальные противоречия в нем были менее остры, чем в континентальной Европе.

она преследовала национально-освободительные  цели. Эта революция началась как борьба — первоначально мирная, а затем вооруженная — с британским колониаль­ным гнетом.

 

Американская революция  началась как национально-освободительное  движение, переросшее в войну за независимость, но по мере развития событий  в ней во все возрастающей степени проявлялись социальные противоречия: в результате нарастающего раскола в американском обществе война за независимость одновременно становилась вой­ной гражданской. Наиболее яркое выражение этот раскол нашел в движении лоялистов, которые стали на сторону Британской короны, открыто выступили против восставшего народа. Ряд представителей наиболее состоятельных слоев, примкнувших к национально-освободительному движению, отшатнулись от него, поняв, что независимость и демократия идут нога в ногу.

 

Американская революция  оставила в неприкосновенности рабовладельческую  систему Юга, которая в течение 80 лет после окончания войны  за независимость сдерживала развитие американского капитализма. Она  слабо затронула и отношения  собственности, сложившиеся в колониальный период, ликвидировав лишь пережитки феодализма в поземельных отношениях.

 

Достижения войны за независимость:

завоевание независимости;

создание единой федеративной республики;

конституционная и правовая институционализация буржуазно-демократических прав и свобод.

 

По инициативе законодательного собрания Вирджинии, которое обратилось ко всем колониям с призывом созывать ежегодно конгресс для обсуждения "общих  интересов Аме­рики", 5 сентября 1774 г. в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс, который принял решения, которые неизбежно вели к разрыву с британской метрополией: бойкотировался ввоз английских товаров и экспорт из колоний. Исполнение решений конгресса возлагалось на выборные комитеты связи в колониях.

 

В апреле 1775 г. произошло сражение при Лексингтоне, положившее начало национально-освободительной войне. Второй Континентальный конгресс, собравшийся 10 мая 1775 г. в Филадельфии, был открыто мятежным органом, хотя и обратился к королю с последним примирительным посланием. Делегаты конгресса, избранные не колониальными ассамблеями, а революционными конгрессами и конвентами, были настроены весьма решительно. Они приняли декларацию причин и необходимости взяться за оружие, а также решение об объединении войск колоний и о назначении Дж. Вашингтона главнокомандующим.

 

Огромное влияние на ход революционных событии и  на политико-правовое сознание колонистов оказала Декларация прав Вирджинии, одобренная конвентом Вирджинии 12 июня 1776 г. Эта декларация является одним  из важнейших документов в истории американского конституционализма.

 

В Декларации прав Вирджинии  было провозглашено:

все люди по природе своей  в одинаковой степени свободны, независимы и обладают присущими им правами, от которых они не могут отказаться сами или лишить таковых свое потомство;

выбор религии и способ ее исповедания "могут быть определены только разумом и убеждением, а  не силой и насилием";

вся власть пребывает  в народе и происходит от народа, а правители являются доверенными  слугами народа и несут перед ним ответственность;

право народа на изменение  правительства, его свержение, если оно будет действовать вопреки  интересам народа;

"свобода печати  является одним из оплотов  свободы вообще, и она никогда  не может быть ограничена никем,  кроме деспотического правительства".

Декларация 

независимости

1776

г.

 

Выдающуюся роль в  развитии американской демократии и  конституционализма сыграла Декларация независимости 1776 г. Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим  Континентальным конгрессом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер.

 

Декларация независимости  США подразделяется как бы на две  основные части:

философско-правовое обоснование  права колонистов на обособленное и  самостоятельное существование;

практическая аргументация в пользу необходимости и оправданности использования права народа на выбор формы правления, которая наилучшим образом обеспечит ему безопасность и счастье.

 

В декларации приводились  следующие аргументы в пользу смены формы правления:

является самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и что они наделены творцом прирожденными и неотъемлемыми правами, к числу которых относится "право на жизнь, свободу и на стремление к счастью";

для обеспечения этих прав люди создают правительства, наделенные социальной принудительной властью с согласия тех, кем они управляют;

если какая-либо организация  правительственной власти нарушает эти принципы, народ имеет право "изменить или отменить" такое  правление (именно "отменить", а  не "уничтожить", как нередко переводят слово abolish во многих существующих хре­стоматиях и учебниках, поскольку речь идет об отмене договоренностей между народом и правительственной властью) и установить правительство, основывающееся на таких принципах и на такой форме правления, которые, по мнению народа, могут наилучшим образом обеспечить ему "безопасность и благоденствие".

Информация о работе Право собственности в Древнем мире