Право в период абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями в XVII век. Социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) – недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы – Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

Файлы: 1 файл

Реферат по ИОГП на тему Право в период абсолютизма.docx

— 24.82 Кб (Скачать файл)

В царствовании Петра  Великого были проведены реформы во всех  областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований  уходят  корнями в XVII век. Социально-экономические преобразования  того  времени  послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было  формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

    Петр  превратил  Россию  в  подлинно  европейскую  страну  (во  всяком  случае, как он это понимал)  – недаром выражение  «прорубил   окно  в  Европу» стало настолько  часто употребляемым. Вехами на  этом  пути  стали  завоевание  выхода к Балтике, строительство  новой столицы –  Санкт-Петербурга,  активное вмешательство в европейскую  политику.

    Деятельность  Петра создала все условия  для более  широкого  знакомства  России с культуры, образом жизни,  технологиями европейкой цивилизации.

      Ёще одной важной особенностью  петровских  реформ  было  то,  что они затронули все слои общества, в отличии  от  предыдущих  попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы – все это становилось делом всей страны.

 

В рассматриваемый  период источниками права являлись законодательные акты, изданные в  форме указов, регламентов, уставов  и манифестов. 
Наиболее важные мероприятия различного плана определялись Указами: 
* Указ о единонаследии от 18 марта 1714 г.  
* Табель о рангах от 2 января 1722 г.  
* Указ о форме суда от 5 ноября 1723 г.  
Регламентами учреждались государственные органы управления, состав и порядок их работы: 
* Генеральный регламент коллегии от 29 февраля 1720 г.  
* Регламент главному Магистрату от 16 января 1721 г.  
* Духовный регламент от 29 января 1721 г.  
Под уставами понимались сборники законов, где были собраны нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства: 
* Устав о векселях 1722 г.  
* Устав о купеческом водоходстве 1781 г.  
* Устав благочиния 1782 г.  
* Воинский Устав 1716 г.  
* Морской Устав 1720 г.  
Манифестами объявлялись особо важные и торжественные мероприятия. Так, например: Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г. 
В 1715 г. были созданы: 
"Артикул воинский" - уголовный кодекс, и "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" - процессуальный кодекс. 
Источником права являлось и Соборное уложение 1649 года. Попытки создать новое Уложение при Петре I и Екатерине II не увенчались успехом из-за противоречий в интересах различных сословий, блокировавших работу комиссии. 
Получило развитие гражданское право. Большое внимание было уделено регулированию права собственности на недвижимое имущество, в первую очередь на землю. Завершился длительный процесс по установлению единого правового режима вотчин и поместий, получивших наименование "недвижимое имение". Указом от 23 марта 1714 г. "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" были определены следующие установки: 
* земельное владение могло передаваться по завещанию только одному из сыновей, а при отсутствии завещания оно переходило стершему сыну, другие получали имущество и привлекались на службу;  
* при отсутствии сыновей недвижимость переходила дочери,  
* запрещалось отчуждать недвижимость за исключением продажи "по особой нужде",  
* старший сын и его потомство имело право выкупа имущества (вотчины, поместья, городского имущества, фабрики и т.д.) в течении 40 лет ( в 1837 г. этот срок был сокращен до 3-х лет, а право внука предоставлено всем родственникам).  
Указ о единонаследии был отменен в 1781 году по требованию дворянства. По Указу от 10 декабря 1719 г. государство сохраняло за собой право на недра земли и на "произрастание земли" (т.е. на леса). Запрещалась под страхом смертной казни вырубка корабельного леса (в 1782 г. Указ был отменен Екатериной II и дворяне становились неограниченными собственниками недр и лесов). 
В целях поощрения промышленности собственникам земель разрешалось устройство заводов или же получать 1/32 часть прибыли от разработки полезных ископаемых на его землях. Было разрешено промышленникам ставить заводы и на казенных землях. 
Указом "О покупке деревень к заводам 1721 г." промышленность обеспечивалась рабочей силой. Купленные к заводам деревни не подлежали отчуждению отдельно от предприятий. 
Но дворянство добивалось полного и монопольного права на землю. И это удалось: 
* В 1781 г. - отменен указ о единонаследии,  
* В 1782 г. - завоевано право на недра и леса своих земель,  
* В 1785 г. - по жалованной грамоте получило право свободно распоряжаться имением.  
Вместе с тем во II половине XVIII века запрещено купцам приобретать населенные деревни к заводам и фабрикам. 
Все земли, не находящиеся в собственности дворянства, были государственными. 
Способами установления права собственности были: 
* завладение никому не принадлежащей вещью (добывание ископаемых, поимка животных, ловля рыбы),  
* приплод от животных и плоды от растений,  
* пожалование земель государством,  
* приращение (высохший берег реки),  
* находка (если не обнаружен собственник) или вознаграждение в размере 1/3 цены вещи,  
* договоры (дарование, мена, купля-продажа, залог - в случае просрочки выкупа).  
С развитием ремесла, мануфактуры, торговли, транспорта, строительства в XVIII в. широкое распространение получило обязательственное право. 
Отличительной особенностью сферы обязательственного права было то, что дворянство, духовенство и купечество пользовались широкими возможностями, а для мещан и крестьян устанавливались большие ограничения. 
Известны следующие договоры: 
1. Договоры товарищества разрешались еще Указом 1698 г. с целью создания как торговых, так и промышленных предприятий. 
2. Договор подряда применялся для производства различных работ: строительства или ремонта. При заключении договора поставки для государства необходимо было поручительство. 
3. Договор личного найма получил широкое распространение (от домашних услуг до промыслов) . 
4. Договор имущественного найма совершался письменно и только "крепостным" порядком. 
5. Договор купли-продажи осуществлялся определением предмета договора, цены и "очищением" от претензий на вещь третьих лиц. 
6. Договоры дарения и мены по Указу 1714 г. не касались недвижимого имущества. В 1731 г. ограничения были отменены. 
7. Договор поклажи мог заключиться на любое движимое имущество всеми лицами за исключением монахов, которым по Духовному регламенту запрещалось брать на хранение чужие вещи и деньги. 
До 1754 года запрещалось взимать проценты с должника, а после было установлено получение по договору займа 6% годовых. В 1754 году был создан заемный банк. С 1729 года купцы получили право выдавать векселя. 
В брачно-семейном праве произошли существенные изменения. Указом о единонаследии 1714 года был установлен брачный возраст 20 лет для мужчин и 17 для женщин. После смерти Петра I был установлен прежний брачный возраст 15 и 13 лет соответственно. В 1830 году во избежание "вредных последствий, кои происходят от сочинения браков между несовершеннолетними и потрясают добрые нравы" был установлен брачный возраст 18 и 16 лет. 
Указом Синода 1744 г. определены предельный брачный возраст - 80 лет. "Брак от бога установлен для умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно, ибо ... человек может быть в силах только до 80 лет ...". Синод также осудил несоразмерность лет между брачующимися (женят же в крестьянстве малолетних ребят с возрастными девками, а сии их умерщвляют), но не запретил их. 
Указом 1722 г. запрещено было вступать в брак с неполноценным рассудком ("дуракам"), "которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся". 
Указ 1724 г. требовал учитывать волю брачующихся под угрозой "тяжкого штрафования". Для вступления в брак требовалось знание основных начал вероучения, для служащих - дозволение начальства. 
По указу 1714 г. разрешалось венчать только дворян, которые представляют свидетельство о знании грамматики, арифметики и геометрии. 
Обручение брачующихся проводилось обычно задолго до венчания, а в 1775 г. обручение и венчание были слиты в одну процедуру. 
Прекращение брака устанавливалось в случаях: 
* политической смерти и ссылки в вечную каторгу супруга, брак при этом считался расторгнутым без всякого ходатайства (приказ 1720 г.), а с 1753 г. с санкции Синода;  
* пострижении в монахи обоих супругов при достижении женой 50-ти летнего возраста, при отсутствии малолетних детей;  
* безвестное отсутствие (указ 1723 г.) в течение 5 лет (указ 1810 г.);  
* неизлечимая болезнь "освидетельствованная врачами";  
* прелюбодеяние одного из супругов (жена в этом случае ссылалась в Сибирь или монастырь);  
* неспособность к брачному "сожитию", с запрещением неспособному супругу вступать в новый брак;  
* покушение на жизнь супруга;  
* принятие христианства одним из супругов, при нежелании второго (указ 1739 г.).  
Бракоразводные дела рассматривала духовная консистория, которая направляла решение на усмотрение архиерея. 
Устав благочиния 1782 г. определяет власть родителей над детьми. Артикул воинский разрешает применять "лозы" для наказания детей. А Учреждение о губерниях 1775 г. - предоставляет право заключать в смирительные дома. 
В XVIII в. получил развитие институт опеки над несовершеннолетними детьми, с получением 5% дохода управляемого им имущества. По достижении опекаемому 14 лет опекун заменялся попечителем, опекаемый при этом пользовался правом распоряжения имуществом, но с согласия попечителя. 
Петр I учредил опеку над умышленными и над жестокими помещиками. 
Уголовное право в XVIII в. характеризуется усилением репрессивных мер против зависимого населения. Основным источником, созданным в этот период, Артикул воинский, состоящий из 24 глав и 209 артикулов(статей). 
При Петре I впервые появляется термин "преступление" для обозначения наказуемых деяний. Преступлением является деяние общественно опасное для господствующего класса и государства. 
Более детально рассматриваются деяния случайные, неосторожные и умышленные. Случайные деяния не наказывались, в зависимости от степени неосторожности. 
Законодательство более четко устанавливает различия между умышленным и предумышленным, т.е. заранее задуманным намерением. Например, умышленное убийство наказывалось смертной казнью через отсечение головы, предумышленное - колесованием. 
Не до конца разработан был принцип индивидуальной ответственности. За совершение некоторых преступлений отвечали, наряду с виновниками, их близкие - жена и дети. 
Более подробно разработаны стадии совершения преступления. Голый умысел "злая воля", т.е. намерение совершить преступление в 3-х случаях: 
* когда кто "умышлять будет царское величество полонить или убить или учинить ему какое насильство";  
* когда кто "какую измену или тому подобное учинить намерится";  
* когда "многие умышлят к неприятелю бежать".  
По Морскому уставу даже умысел на убийство наказывался смертной казнью. Наличие голого умысла в сознании устанавливалось пыткой.

 

 

Впервые идея "общего блага" была высказана Петром в 1702 году в манифесте о призыве  иностранцев на русскую службу. Несмотря на то, что манифест был составлен  по частному поводу и предназначался для читателей, находившихся за пределами  страны, его с полным основанием можно назвать документом программного значения. Петр намеревался так управлять, "дабы всяк и каждый из наших верных подданных чувствовать мог, какое  наше единое намерение есть о их благосостоянии и приращении пещися". Эту мысль почти два десятилетия спустя Петр выразил яснее: "надлежит трудитца о пользе и прибытке общем, который бог нам пред очи кладет как внутрь, так и вне, от чего облегчен будет народ". 
 
Что подразумевал Петр под "пользой и прибытком общим", каков реальный смысл этих слов? Дать четкий ответ на поставленный вопрос не представляется возможным прежде всего потому, что этой четкости, видимо, не было и у самого царя, по крайней мере, мы ее не обнаруживаем в изданных им законах. Понятие "общее благо" фигурировало в приличествующих случаю актах, и оно в зависимости от конкретной обстановки и целей, преследуемых данным актом, наполнялось различным содержанием. И все же, сопоставляя эти акты, изданные в разное время и по разному поводу, мы можем восстановить собирательный смысл "общего блага". Под ним подразумевалось развитие торговли, ремесел и мануфактур, соблюдение правосудия, искоренение "неправды и тягости" в сборах налогов и наборах рекрутов, защита безопасности границ страны и целостности ее территории. Все это вместе взятое должно было обеспечить повышение "благосостояния" подданных, их жизнь "в беспечалии".

 

 

 

Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное  государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные  — офицеры и матросы, действующие  по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых  — превратить Россию в великую  европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю  как великий реформатор. Но какой  ценой были достигнуты эти результаты?  
 
Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.  
 
Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной “бюрократической революции”, последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.  
 
Поглощению личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей “униженных и оскорбленных”, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.


Информация о работе Право в период абсолютизма