Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 07:25, реферат
Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Может ли Православие быть в наше время государственной религией? – на этот вопрос я постаралась ответить в своей работе, основываясь на различных книгах, опросах респондентов и собственного мнения
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. О религии и политике…………………………………………………...3
Глава 2. Православие и ислам – религии сильных……………………………...4
Глава 3. Православие в России…………………………………………………..7
3.1.Идеалы Православия в русской культуре …………………………………..8
3.2.Православие и государство ………………………………………………...10
Глава 4. Православие как государственная религия…………………………..12
Заключение ………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………... 14
Эти великие христианские идеалы проносит русский народ через все испытания, стараясь проявлять милосердие и терпение к каждому человеку, поступаясь материальными благами ради блага высшего, всеобщего, всебратского во имя Христа. Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни. Достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество иных личных, национальных, политических и социально-культурных идей, очень непросто. По этому поводу Ф. М. Достоевский писал:
«...народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно. В сущности в народе нашем кроме этой "идеи" и нет никакой, и всё из неё одной и исходит, по крайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим. Он именно хочет, чтоб всё, что есть у него и что дают ему, из этой лишь одной идеи и исходило. И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного. Но и самые преступник и варвар хоть и грешат, а все-таки молят Бога, в высшие минуты духовной жизни своей, чтоб пресекся грех их и смрад и всё бы выходило опять из той излюбленной "идеи" их».
Здесь говорится о наличии сил для возрождения народа и каждого (даже погибающего) человека. Эти силы — в правильном понимании спасения как освобождения от грехов благодатью Божией, в способности к покаянию как необходимом условии спасения и в горячей молитве как проявлении воли души ко спасению.
Православие и государство
Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси.
С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи, с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения.
Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа. В XVI – XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся. Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги.
Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.
Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству.
После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское правительство приняло Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Государство и общество были объявлены атеистическими (атеизм — отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещен колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения. Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России. А в закрытых храмах зачастую само время, словно не смело касаться тлением ликов святых. С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку. Возрождению православной культуры не могла воспрепятствовать и даже «способствовала» деятельность проповедников-сектантов, разного рода «целителей», а также миссионеров (распространителей) иных религий. С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш — предмет, якобы наделенный сверхъестественными свойствами). Причиненный ими многообразный вред обратил многих россиян за духовкой защитой к родным традициям. В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России, так как традиции православной религии сохранялись в России на протяжении всей её истории и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство. В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно в современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.
Православие как государственная религия
Данный Всероссийский репрезентативный опрос проводился среди россиян в 2001 и 2008 годах Службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка 1500 человек)
Респондентам задавался вопрос:
Как Вы считаете, православие
должно стать государственной религией
в России или Церковь должна быть отделена
от государства?
30% россиян выступают за то, чтобы православие
получило статус государственной религии.
Практически такая же ситуация была десять
лет назад: весной 2001 года 29% опрошенных
говорили, что православие должно стать
государственной религией (согласно данным
опроса, проведенного фондом «Общественное
мнение»).
А вот по сравнению с опросом трехлетней давности число желающих, чтобы православие стало государственной религией, немного увеличилось: в 2008 году так говорили всего 25 % российских граждан (по данным опроса Фонда «Общественное мнение»).
Если в 2001 ратующих за отделение Церкви от государства было 53%, то в 2011 – 48%. По сравнению с 2008 годом число одобряющих отделение Церкви от государства, пусть совсем немного, но также увеличилось с 45% до 48%, — зато сократилось число затруднившихся с ответом.
16 декабря портал "Религия и СМИ" опубликовал интервью известного журналиста
Михаила Леонтьева главному редактору
портала Александру Щипкову. В ходе беседы
М. Леонтьев поделился своими взглядами
на то, каким образом следует выстраивать
отношения РПЦ с государством.
По его мнению, "в России православие
де факто является государственной религией",
и "если бы РПЦ стала государственной
Церковью... если бы это было бы ясно прописано
в законе, то это бы не умалило прав других
религиозных конфессий". Более того,
М. Леонтьев заявил, что хотя "мы должны
добиваться межконфессиональной гармонии",
"никакой гармонии не может быть, пока
Русская Православная Церковь не займёт
того места, которое ей принадлежит по
праву". При этом он заметил, что "некоторые
религии, имеющиеся в России, находятся
в такой близости к политике, что это становится
опасным для страны".
Отвечая на вопрос А. Щипкова об отношении
президента Путина к православию и к РПЦ,
М. Леонтьев сказал: "Президент Путин
- реально православный человек, он понимает
этику культуры поведения прихожанина.
Отношения Путина с иерархией: должная
дистанция при полном уважении. Он реализуется
как православный своими действиями, например,
в шагах по объединению разрозненных частей
русского православия. Президент в данном
случае взял на себя функцию, свойственную
русским царям. Он очень аккуратно, упорно,
целенаправленно способствовал созданию
ситуации, когда можно было сделать очень
много. Мне кажется, что Церковь до конца
не поняла ситуацию и не воспользовалась
шансом. Ведь государство не может взять
на себя функцию объединения церквей.
И не должно. Государство может помочь
создать условия. Способствовать. Задачи
церкви за церковь никто решать не может".
В заключение М. Леонтьев высказался за
создание в России "государственного
института в рамках администрации, который
бы занимался вопросами государственной
политики в отношении религий". По его
словам, "религиозные институты, особенно
их члены, являются колоссальной силой,
политическим инструментом", и поэтому
"нельзя позволить государству устраниться
из области вероисповедной политики. Будет
очень обидно, если по каким-то историческим
опасениям и предрассудкам именно РПЦ
будет препятствовать созданию такой
структуры. Это неправильно".
Заключение.
Лично мне, конечно, хотелось бы видеть
Россию православной страной, и в идеале,
даже православным государством. Но тут-то
и начнутся у нас тяжелейшие дебаты, какое
государство считать православным? Нормы
православной государственности разрабатывались для Империи, для монархического
строя. Новой истории, в общем-то, неизвестна
иная форма существования православной
государственности. Мы сегодня Россия,
но мы не Империя. Долго думая
над этой непростой темой, я пришла к выводу,
что Православие, как гос. религия и, что
самое главное, как культурный стержень
нации невозможно в ближайшее время, но
в перспективе - почему бы и нет?
В последнее время наблюдается рост популярности
т.н. "сильных" вероисповеданий
- и в первую очередь ислама (а у нас ещё
и родноверия). Нация сейчас в моральном
упадке, поэтому стремление к агрессивным,
воинственным, предельно нетолерантным
(а религия иной быть не может) к иноверцам
религиям естественно. Это надо для спасения
нации. И, увы, придётся признать, что Православие
сейчас с этой ролью не справляется. Не
в последнюю очередь это связано с продажностью
и ересью некоторых крупных "шишек"
из РПЦ. Для начала надо восстановить истинную
Русскую Церковь, ибо на отравленной почве
трава не растёт.
Вторая причина - негативная репутация
христианства, как религии слабаков и
смиренцев. Нужны новые националистические
концепции, подходящие к нашему времени,
чёткая идеология. Нужны новые достоевские,
хомяковы, ильины... Наша задача сейчас
- заложить фундамент Новой Русской Идеи,
переломить печальную тенденцию.
И только после этого можно будет говорить
о государственной религии и Возрождении
Святой Руси.
Список литературы
1. «Отделение Церкви от государства – признак цивилизованной страны» Виталий Дымарский
2. «Основы православной культуры» Бородина А.В. 2003 г.
3. Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
4. Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010 г.
5. Статья Михаила Леонтьева: "В России православие де факто является государственной религией"
6. Социологическая Служба "Среда" | 14 июля 2011 г.
mailto:?subject=Православие%