Правовое положение привилегированных сословий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Государство Древнего Египта – одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н.э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.

Файлы: 1 файл

Правовое положение.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

     Государство  Древнего Египта – одно из  древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н.э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.

     Во второй  половине IV тысячелетия до н.э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования – номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ.

     Номов ко  времени образования единого  египетского царства было на  его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства – Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

     К концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

     История  Древнего Египта делится на следующие периоды:

- период Раннего царства  (3100 – 2800 гг. до н.э.);

- период Древнего царства  (около 2800 – 2250 гг. до н.э.);

- период Среднего царства  (около 2250 – 1700 гг. до н.э.);

- период Нового царства  (около 1575 – 1087 гг. до н.э.).

- период Позднего царства  (около 1085 – 332 гг. до н.э.)

 

 

 

Правовое положение привилегированных сословий (классов) и их отношения с господствующим классом и основным населением страны.

Среднее царство.

Распад единого государства  привел к упадку ирригационной системы и кризису экономики. Ограниченных средств номов не хватало для поддержания ирригационной системы в рабочем порядке и, тем более, для строительства новых каналов. Такое положение вызывало недовольство народных масс и восстания беднейшей части населения страны (именно о них, по мнению многих египтологов, повествуется в «Речении Ипусера» и «Речении Неферти»). Внутренним упадком воспользовались племена ливийцев на западе и кочевники востока,  опустошившие Дельту.

     Вновь возникла необходимость в объединении и укреплении государства. На севере центром объединения стал Гераклеополис, а на юге - Фивы, боровшиеся за общеегипетское главенство. В этом соперничестве победили Фивы, их правитель - Ментухотеп - стал основателем XI династии. Настал период расцвета централизованного Египетского государства.

     К этому  времени относится освоение производства  бронзы и изделий из нее,  начало производства пастового  стекла. Появляются излишки производства, но Египет нуждается в металлах (серебро, олово), которых не имеет на своей территории. Это дает толчок к развитию международной торговли.

    Быстрее падает удельный вес храмовых хозяйств, но, наряду с вельможными, сохраняют ведущее значение. Происходят существенные изменения в организации производства. Существуют сведения и о мелких хозяйствах, которые обрабатываются их хозяевами и дополнительной рабочей силой, в том числе рабами.  В египетских поселениях выделяются зажиточные «дома», включающие целый коллектив родственников. Особенностью экономики Среднего царства явилось укрепление средних хозяйств: отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда, определенная независимость. Царские имения делятся на мелкие участки, которые передаются в пользование земледельцам с обязательной уплатой налогов и выполнением повинностей, то же происходит и в храмовых хозяйствах. Все непосредственные производители называются «царские люди», это обуславливает особенности распределения рабочей силы: все «царские люди» переписывались и распределялись по профессиям, после чего они направлялись в различные хозяйства, где должны были работать пожизненно, хотя возможны были и перераспределения. Такие работники либо получали довольствие за работу, либо получали земельный надел и с него кормились, могло иметь место и совмещение этих видов содержания. Однако, это не отрицает использование рабского труда, количество рабов увеличивается. В период среднего Египта активно развивается частное рабовладение, т. к. при распределении «царских людей» учитывались интересы крупных хозяйств. Можно также говорить о расширении состава господствующего класса, теперь в его состав наряду с родовитой и служилой аристократией, высшим жречеством входят средние и мелкие рабовладельцы в качестве членов государственного аппарата низших звеньев. Однако фараонам не удалось поставить под контроль номовую знать, попытка сделать это привела к возникновению заговоров и, в конечном итоге, к усилению сепаратистских настроений. В такой ситуации правители предпочитают приближать ко двору выходцев из средних слоев. Сложные отношения внутри господствующего класса, в частности между номовой родовитой аристократией и служилой знатью во главе с фараоном, в целом усиливали общее социальное положение в стране.

     Важную роль в управлении страной играл главный судья. Первоначально он  принимал непосредственное участие в хозяйственной деятельности: управлял царской сокровищницей, государственными складами, был организатором царских работ. Позже его функции были отделены от хозяйственных. Судебная власть осуществлялась коллегиальным органом (в разное время это были «совет десяти», «верховная палата шести»). Однако соблюдение верховных предписаний не было нормой деятельности египетских судов; процветало взяточничество.

     Вновь проявляют активность варвары на границах: наибольшую опасность представляет формирующийся на просторах Южной Палестины, Северной Аравии и Синайского полуострова союз гиксосов. Происходит крупное восстание народных масс против существующего строя и его властей (некоторые историки относят "Речение Ипусера" и "Речение Неферти", повествующие о восстании, к концу I переходного периода, некоторые - к концу Среднего царства). Народное восстание потрясло всю страну, но, будучи стихийным, потерпело поражение. Внутренним ослаблением государства воспользовались гиксосы, которые в конце XVIII в. оккупировали всю Дельту, затем сформировали правящие общеегипетские династии. Они объединили Египет, Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь. На юге Египта существовало правительство Фиванского нома, в Верхнем Египте правили номархи. Гиксосскому царю Хиану удалось на короткое время подчинить себе Верхний и Нижний Египет. После его смерти в Фивах началось движение за освобождение страны.

Новое царство.

Египет был освобожден, и гиксосский этнический конгломерат перестал существовать. Начался период Нового царства - самый блестящий период в истории Древнего Египта. Была создана крупнейшая по территории египетская держава. Активизируется внешняя завоевательская политика по старым направлениям, для этого проводится коренная реорганизация армии, в том числе внедряется новая система набора в армию: призывается один воин из 10 взрослых мужчин. Результатами успешных походов были обширные завоевания: побережье Средиземноморья (Сирия, Палестина), Финикия, северные земли до излучины Евфрата, южные земли до четвертого порога Нила.

     Теперь организуется не только захват материальных ценностей при завоевании территорий, но и получение с них систематической ежегодной дани, что имело стимулирующее влияние на экономику Египта. Все это дало толчок развитию технической базы и технологии производства.

     Египетское общество все еще делилось на три класса: господ, мелких производителей, рабов. В Новом царстве появились прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе. Укреплялись рабовладельческие отношения - появилась прослойка мелких рабовладельцев. Усложнялась структура господствующего класса - люди незнатного происхождения, низшие должностные лица в администрации, обязанные своим благополучием царской милости, становятся прочной опорой фараонов. Выделяется служилая аристократия, наследная номовая знать, жрецы. Противостояние этих высших слоев египетского общества вылилось в религиозную реформу Эхнатона.

     «Социальная обстановка  в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильна, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией».1

     Расширение территории вызвало перестройку государственного аппарата  - в связи с усложнением функций и увеличением объемов государственного управления, увеличилось количество чиновников, внедрялась четкая иерархия подчинения и регламентирование обязанностей каждой ступени управления.

В целом, структура управленческого аппарата выглядела следующим образом: 
1. Во главе государства стоял центральный аппарат управления, подчиненный высшему сановнику - везирю (чати), он не столько направляет деятельность ряда ведомств, сколько сосредотачивает их функции в своих руках. Зачастую существовало два везиря - для Верхнего и Нижнего Египта.

2. Аппарат регионального администрирования, подчиненный номарху. Выделение этого регионального звена способствовало большей централизации, преодолению традиционного сепаратизма. Удалось вытеснить номовую знать из аппарата номового управления, и поставить его под строгий контроль везиря. В целом, управление в номах строилось по образцу центральной администрации и состояло из соответствующих палат со своим штатом чиновников;

3. окружное управление (более мелкие административные  единицы);

4. управление в деревнях  и поселках, подчиненное окружному  начальству.

Весь этот сложный  аппарат подчинялся верховному сановнику - везирю.

     Систематическая эксплуатация завоеванных государств требовала создания постоянной египетской администрации на местах. Южные территории управлялись специальным ведомством во главе с сановником. Для управления областями в Азии была создана египетская администрация во главе с наместником «северных стран». Однако, такая власть никогда не была особенно сильной, что создавало основу для сепаратизма.

Религиозно-политическая реформа  Эхнатона.

После освобождения Египта от гиксосов утвердился культ верховного бога Амона-Ра. Жрецы этого культа постепенно приобретали огромное влияние: они получили возможность влиять на передачу власти по наследству через, так называемый, оракул Амона. Усиливающееся политическое влияние фиванского жречества вызвало недовольство других слоев господствующего класса, кроме того, оно  объективно препятствовало политической централизации власти в стране. Аменхотеп IV объявил бога Атона главным и единственным, а себя сыном Атона, и меняет имя на Эхнатон, по его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. «Культ Атона олицетворяет могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики».1 Столь существенные изменения привели к перестройке самого культа и изменили функции и положение жречества. Реформу поддержал слой служилой знати, средние прослойки египетского общества; против выступало жречество, номовая знать и основная масса простых людей. После смерти Эхнатона культ Атона был отменен. «В области политики, несмотря на крушение реформ, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями».2

   Новый фараон  осторожно, без репрессивных мер  для новой знати, реставрировал старую. Была проведена податная реформа, регулирующая сбор налогов с разных слоев населения. Новый правитель продолжает привлекать к управлению средние классы, вместе с тем усиливая надзор за чиновничеством. Изменения были проведены и в структуре армии: улучшилась комплектация за счет набора большего количества наемных иноземных войск, вся армия делилась на два корпуса: Северный и Южный. Восстанавливается внутренняя стабильность и внешнее могущество, развиваются мирные международные отношения (1280г. до н. э. - мирный договор Египетского и Хеттского государств). В конце XIX династии возникает угроза так называемых народов моря - конгломерата различных племен западной части Малой Азии и островов Средиземноморья. 

     Претерпела изменения судебная власть. Высшим судебным органом стало «Присутствие Тридцати», юридическая практика становится обязательным образцом для судебных коллегий округов и городов. Судьям помогают множество писцов. Наряду с этим продолжают существовать храмовые и номовые суды.

     Новая религиозная политика фараона, направленная на культ бога Птаха, приводит к росту напряжения между фараоном, его окружением и влиятельным фиванским жречеством. Такие разногласия повлекли за собой ослабление центральной власти, массовые, стихийные восстания и потерю территорий Палестины и Сирии. XX династия восстанавливает потенциал страны, армии с помощью увеличения количества наемников и новой призывной системы. После прекращения этой династии Египет пришел в упадок, подвергаясь набегам варваров и теряя завоеванные территории. Единое государство распалось, на Юге власть захватили жрецы, а на Севере правила XXI династия, под властью которой оставался только  Нижний Египет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы дать краткий обзор общественного строя Древнего Египта и показать механизм его постепенного эволюционирования.

     В период  Древнего царства развитие хозяйства  имело высокий уровень. Социальное  и имущественное расслоение населения  уже было четко определено. Власть  государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараона. Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов еще мало. Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков.  Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.

Информация о работе Правовое положение привилегированных сословий