Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:24, реферат
Описание работы
На протяжении последнего десятилетия интерес к религии значительно возрос. Многие связывают такой подъем религиозного интереса у людей с разными явлениями, которые происходят на планете. Общество настораживают внезапные демографические скачки, экологические катастрофы, затянувшиеся социальный и экономический кризисы. И конечно различные предсказания о приближении «конца света». Людей пугает неопределенность и неизвестность и поэтому они начинают искать надежду на спасение. Обратившись к религии, многие открывают для себя что-то новое. Религия, в наше нелегкое время, дает обществу надежду на спасение и на чудо. Поэтому интерес к ней у миллионов людей в России так естественен и понятен.
Содержание работы
Введение 3 Исторические аспекты взаимоотношений церкви и государства Российской Федерации. 4 Дореволюционный период. 4 Послереволюционный период. 6 Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства российской федерации. 8 Заключение 10 Литература
Исторические аспекты взаимоотношений
церкви и государства Российской
Федерации. 4
Дореволюционный период. 4
Послереволюционный период. 6
Правовое регулирование
взаимоотношений церкви и государства
российской федерации. 8
Заключение
10
Литература
12
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последнего десятилетия
интерес к религии значительно возрос.
Многие связывают такой подъем религиозного
интереса у людей с разными явлениями,
которые происходят на планете. Общество
настораживают внезапные демографические
скачки, экологические катастрофы, затянувшиеся
социальный и экономический кризисы. И
конечно различные предсказания о приближении
«конца света».
Людей пугает неопределенность
и неизвестность и поэтому они начинают
искать надежду на спасение. Обратившись
к религии, многие открывают для себя что-то
новое.
Религия, в наше нелегкое время,
дает обществу надежду на спасение и на
чудо. Поэтому интерес к ней у миллионов
людей в России так естественен и понятен.
Если вспомнить историю, то
видно, что путь к сегодняшнему православию
был долгим и тернистым. Многие люди в
социалистическое время не владели объективной
информацией о религии, поэтому право
выбора у них почти отсутствовало.
В Советском Союзе господствовал
стереотип, что религия- это « пережиток
буржуазного строя», поэтому на данном
этапе развития истории государства зародилась
новая форма взаимоотношений- обязательно-принудительный
атеизм.
На ранних стадиях цивилизации
оно выступает как достаточно примитивная
организация общества, сущность которой
кроется в систему органов и учреждений
принуждения, осуществляющих классовую
или иную диктатуру. И только на условиях
демократического общества , государство
приобретает способность обеспечить основные
ценности общественного развития- народовластие,
экономическую свободу и свободу личности.
Именно для того, чтобы понять процесс
внедрения цивилизации в государственно-организованное
общество, необходимо знать само государство
и как оно способствует развитию общества.1
Вопросы взаимоотношений государства
и церкви порождали споры, исследования,
войны. Многие ученые и мыслители в разные
времена работали над ними.
Протоирей Александр Шаргунов
в статье « Церковь и власть» цитировал
известных представителей духовенства
о церкви, религии и государстве. Апостол
Павел говорил: «…люди…должны повиноваться
государственному закону не только по
страху наказания, но и по совести, по сознанию
долга…». Иоанн Златоуст поддерживает:
«…ты должен повиноваться закону не только
потому, что, не подчинившись ему… ты противишься
Богу…, но и потому, что закон…есть величайший
твой благодетель…». Ясно, что церковь
должна при всяком режиме, даже при безбожническом,
находить свой способ существования.2
Из вышесказанного видно, что
вопросы взаимоотношения церкви и государства
всегда актуальны и востребованы в нравственном
воспитании общества.
Цель данной работы - рассмотреть
взаимоотношения церкви и государства
с правовой точки зрения.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дореволюционный
период
К религии относятся различные
формы вероисповедания: ислам, католическая
и др. Но многие тысячелетия русский народ
придерживается православия.
Православная церковь на Руси
имеет многовековую историю. Со слов сказания
народа киевского, православие началось
с благословения Святого апостола Андрея
Первозванного, который благословил будущий
город Киев.
Христианство на Руси распространялось
быстро. В 954 году прошла княжна Киевская
Ольга. А позднее, в 988 году состоялось
великое Крещение Руси. В Xв. Возводят храмы.
В XIв. Начинают свое развитие монастыри.
В XIIв. Русская церковь единственная сохраняла
и поддерживала идею единства русского
народа, которую не сломило татаро-монгольское
нашествие. Именно церковь не давала сломить
веру в освобождение от порабощения.
Также, одним из важнейших этапов
развития отношений церкви и государства
являются радикальные реформы Петра I.
Петр Великий, вместе с частью
умственных верхов Москвы XVIIв. Не мог не
взяться, по его бурному реформаторскому
темпераменту, за проведение в жизнь территориализма
в применении к Русской церкви. Получилась
сокрушительная идейно-каноническая и
бытовая ломка, серьезности которой Петр
до конца не осознавал. В свете нового
нерелигиозного мировоззрения родилась
и новая форма верховной власти в Русском
государстве, и новая форма высшего управления
в Русской церкви: Императорская Россия
и Синодальная Церковь.3
Благодаря этой реформе история
развития отношений церкви и государства
совершило большой скачок вперед.
За время Синодального периода,
по сравнению с патриаршим периодом, Русская
церковь почти десятикратно возросла
количественно. Этот количественный рост
не есть только автоматический результат
роста населения, но и результат активного
систематического внутреннего и внешнего
миссионерства Русской церкви.4
В этот период особое внимание
уделялось и духовному просвещению. Строились
новые храмы, поддерживалось развитие
истории, языкознание, востоковедение.
К концу Синодального периода церковь
утратила свою независимость и стала частью
высшей министерской бюрократии.
Уже в XVIIIв. В России распространяются
разные формы массонского и вольтерианского
свободомыслия. В XIXв. Появляются первые
убежденные атеисты- Писарев, Чернышевский,
Добролюбов и другие.
Церковь и власти отслеживали
и пресекали в корне любую религиозную
«ересь». До самого конца самодержавия
в России переход из православия в другие
конфессии был уголовно наказуемым преступлением.
Во всех школах преподавались основы православного
вероучения, издание книг, критикующих
церковь и полемизирующих с официальным
православием, было невозможно. И именно
этими заслонами на пути свободной религиозной
мысли, церковь и самодержавие направляли
общественную мысль в нерелигиозном и
антирелигиозном направлении.5
Церковь и самодержавие считали,
что «нигилизм» и безбожие - это проявление
специфического поведения интеллигенции.
А остальной народ все также преданно
верен царю. Но как показывают события
1905 и 1917 годов - они ошибались. Крайняя
жесткость самодержавно - православной
системы породила радикализм русской
революции.
Послереволюционный
период
С приходом к власти большевиков,
после революции 1917 года, множество священников,
епископов и монахов были подвергнуты
расстрелам и репрессиям. Так как Русская
православная церковь была идеологическим
противником сторонников социализма.
Религия была главным препятствием установлению
советской коммунистической идеологии.
В 1922 году Политбюро ЦК РКП была
создана «Комиссия по проведению отделения
церкви от государства», позже переименованная
в «Антирелигиозную комиссию». В том же
году ВЦИК опубликовал декрет о принудительном
изъятии церковных ценностей, основываясь
на принятом Президиумом ВЦИК постановлении
«О ликвидации церковного имущества».6
В результате отделения от государства
дальнейшему существования института
церкви угрожало разрушение. К середине
XXв. церковные организации были практически
полностью ликвидированы.
В начале второй мировой войны
в истории взаимоотношений государства
и церкви наступил новый этап. Русская
православная церковь вступила в период
восстановления, т.к. Советское правительство
пересмотрело антицерковную политику.
В январе 1945 года принят устав, восстанавливающий
организационную основу Русской церкви.
Она вновь обрела право на существование.
Дальнейшая деятельность Русской
православной церкви тесно связана с «борьбой
за мир». Ко времени смерти Сталина, церковь
вновь обрела в обществе и государстве
духовную силу, но затем последовали новые
испытания».7
Н.С. Хрущев развернул антирелигиозную
компанию (1959-1964). Он полагал, что религия-
это пережиток сталинизма, который существенно
мешает победе коммунизма. За эти годы
церковь утратила 2/3 своих институтов:
храмов, монастырей.
И только празднование Тысячелетия
Крещения Руси дало новый толчок к развитию
церковно- государственных отношений.
Признания огромного вклада церкви в формирование
нравственных устоев нации.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Согласно ст. 14 Конституции
России Российская Федерация является
светским государством: «Никакая религия
не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной. Религиозные объединения
отделены от государства».
Но мы знаем, что правовые взаимоотношения
церкви и Российского государства регулируются
не только Конституцией России, но и Федеральным
Законом «О свободе совести и о религиозных
объединениях».8
Законодательство Российской
Федерации о свободе совести, вероисповедания
и о религиозных объединениях состоит
из:
- соответствующих норм Конституции
Российской Федерации9
- Гражданского Кодекса
Российской Федерации10
- Федерального Закона
«О свободе совести и о религиозных
объединениях»11
- нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации.
Принятие подобных законопроектов
зачастую сопровождались политическими
разногласиями и противоречиями.
Нельзя не поразиться тем, что
противники законопроекта грозят религиозным
расколом в обществе. Более того - оказывается,
закон несет собой реальную угрозу внутренней
религиозной волны.12
Письмо В. Борщова, С. Ковалева
и других профессиональных диссидентов
кликушествует: «Закон фактически разжигает
войну между традиционными и подвергнутыми
дискриминации нетрадиционными конфессиями».13
Проводники новой государственной
политики настаивают на необходимости
усилить контроль над созданием религиозных
объединений. И данные полномочия возложить
на исполнительную власть, правоохранительные
органы.
Согласно законодательству,
во избежание множественного образования
сект и объединений неизвестных религиозных
направлений и вероисповеданий, религиозные
объединения могут быть созданы в форме
религиозных групп и религиозных объединений.
Правоспособностью юридического лица
обладают только зарегистрированные в
органах юстиции религиозные организации.
Но следует подчеркнуть, что обязательная
государственная регистрация предусмотрена
лишь для объединений, созданных в форме
религиозной организации.
Однако же права юридических
лиц могут распространяться не только
на организации обладающие статусом общероссийского
религиозного объединения, но и на местные
и централизованные религиозные организации
и без временного ценза. Но они обязаны
ежегодно перерегистрироваться в течении
15 лет.
Органы исполнительной власти
контролируют соответствие федеральному
законодательству внутренних установлений
религиозных организаций.
В Законе сказано, что каждый
человек имеет право на выбор религии.
И воспрепятствование осуществлению права
на свободу совести и свободу вероисповедания,
в том числе сопряженное с насилием над
личностью, с умышленным оскорблением
чувств гражданина в связи с отношением
к религии, с пропагандой религиозного
превосходства, запрещается и преследуется
в соответствии с Федеральным Законом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что история развития
взаимоотношений церкви и государства
насыщена разными яркими событиями.
По-прежнему, как и раньше, основной
проблемой являются религиозные фанатики,
которые поломали много человеческих
судеб. Но несмотря ни на что, люди продолжают
верить в чудеса. Именно на вере основывается
религия.
В настоящее время церковь встала
на защиту семьи и нравственных ценностей.
И цель государства в развитии взаимоотношений
с церковью не только установить прочный
мир и согласие, а поддержать и сохранить
развитие нравственных устоев нации, воспитание
национальных духовных традиций.
История свидетельствует,
что на протяжении многих веков
государственно- церковные отношения
развиваются, хоть и меняются в зависимости
от политических, экономических и общественных
направлений. Церковь во все времена сильно
влияла на развитие общества.
Правовые отношения церкви
и государства в Российской Федерации
регулируются Законами и нормативными
правовыми актами. Но когда возникают
вопросы защиты права на свободу совести
и свободу вероисповедания, но и по вопросам
деятельности религиозных объединений
действует Федеральный Закон.
Право человека на свободу совести
и свободу вероисповедания может быть
определено согласно Федеральным Законам
в целях защиты Конституционного строя,
нравственности, безопасности общества
и страны, здоровья, прав и законных интересов
человека.
Будущее нашей страны во многом
определяют взаимоотношения церкви и
государства, т.к. должны учитываться интересы
не только политической и экономической
жизни, но также развитие культуры и нравственности.
Литература
Конституция Российской Федерации
(с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ
РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.