Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 18:09, доклад
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".
В российском образовании
приоритет все больше отдается именно
воспитанию и в частности воспитанию
гражданственности и
Воспитание гражданина всегда
было важной задачей государства
и школы, но сегодня это одна из
самых острых и актуальных проблем.
Среди целей исторического и
обществоведческого образования в
Федеральных государственных
Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.
Кроме того, интерес к гражданско-правовому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического, правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Первостепенной задачей в стране и в образовании стало воспитание личности законопослушного гражданина, способного построить такое государство и общество, сознательно разделяющего демократические и гражданские ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие своего народа, знающего свои права и обязанности и умеющего их применять в условиях реального времени. Решение проблемы воспитания гражданственности является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.
Практическая значимость гражданско-правового воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:
- уроков истории, работы
школьного музея, школьного
- опыта предшествующих поколений;
- памятных дат и знаменательных
событий российской истории
- в творческом поиске
учителем различных форм
Воспитание гражданственности
будет эффективным при
- ориентации учителя и
учащихся при изучении истории
и обществознания на
- опоры на такие ценности
как: государственная
- активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования;
- вовлечения школьников
в исследовательскую и
- включения обучающихся
в деятельность, требующую непосредственного
участия детей в
Для упрочения национального сознания необходимо так же опираться на такие ценности как "государственная символика, примеры служения Отечеству выдающихся людей России". (6).
Важным является координировать взаимодействие корпуса, семьи и общественности в системе гражданско-патриотического воспитания. Кроме того, необходимо диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий. С учетом современных подходов к воспитанию, решение задач гражданско-правового воспитания должно происходить на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность.
«Гражданское становление
личности подростка на уроках и во
внеурочной деятельности расширяет
диапазон проявления его способностей,
увеличивает возможность
В понятии гражданин сливаются
воедино духовно-нравственный компонент
понятия патриотизма и
Большое значение воспитанию
гражданственности и
"… Общество лишь
тогда способно ставить и
В статье 2 Закона РФ "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В Федеральных государственных
образовательных стандартах нового
поколения определены ценности, являющиеся
основой духовно-нравственного
Гражданско-правовое воспитание предполагает:
- формирование гражданской
позиции - осознание личностью
прав и обязанностей по
- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;
- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;
- формирование уважения
к законам и символам своего
государства: флагу, гербу
- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.
- формирование системы ценностных ориентаций.
Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется:
- проблемно-диалогическая
технология ведения урока,
-мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;
- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;
- урок защиты реферата;
- уроки подготовки и
заслушивания сообщений о
Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?
История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому необходимо привлечение на уроках краеведческого материала. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» целесообразно привлечь материал об участии населения Колпашевского края в этом событии.
Тема Великой Отечественной
войны особенно тесно связывает
историю страны и историю Вологодского
края. Учитель может приводить
множество примеров героизма вологжан
- воинов на фронтах войны, тружеников
в тылу, партизан и разведчиков. Ученики
с интересом изучают тему войны.
Они особенно стремятся узнать о
подвигах героев, об известных маршалах
и генералах, делают сообщения о
мужестве солдат, готовят исторические
справки о людях и событиях
войны. Большой интерес у ребят
вызывают исторические личности. Об этом
говорит тот факт, что в кабинете
истории накопилось немалое количество
детских сообщений и рефератов
об известных полководцах, адмиралах
флота, правителях государства, замечательных
людях разных эпох, о героях и
деятелях культуры, искусства. Важно, чтобы
рассказ ученика носил
Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.