Правовое воспитание на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 18:09, доклад

Описание работы

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

Файлы: 1 файл

история доклад.docx

— 23.92 Кб (Скачать файл)

В российском образовании  приоритет все больше отдается именно воспитанию и в частности воспитанию гражданственности и патриотизма  у подрастающего поколения.

 

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства  и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и  обществоведческого образования в  Федеральных государственных образовательных  стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям  нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям  современного общества".

 

Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.

 

Кроме того, интерес к  гражданско-правовому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического, правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Первостепенной задачей в стране и в образовании стало воспитание личности законопослушного гражданина, способного построить такое государство и общество, сознательно разделяющего демократические и гражданские ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие своего народа, знающего свои права и обязанности и умеющего их применять в условиях реального времени. Решение проблемы воспитания гражданственности является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.

 

Практическая значимость гражданско-правового воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:

 

- уроков истории, работы  школьного музея, школьного клуба;

 

- опыта предшествующих поколений;

 

- памятных дат и знаменательных  событий российской истории как  фактора возрождения гражданской  позиции;

- в творческом поиске  учителем различных форм организации  деятельности учащихся, в ходе  которой осуществляется воспитание  человека - гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие  ценности.

 

Воспитание гражданственности  будет эффективным при условиях:

 

- ориентации учителя и  учащихся при изучении истории  и обществознания на отечественные  ценности - любовь к Родине, уважение  к своему народу, обществу, верность  своей стране, гордость за свое  Отечество, малую родину, за героизм  наших предков, долг и честь,  ответственность за свои дела  и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

 

- опоры на такие ценности  как: государственная символика,  права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся  людей, памятные даты и знаменательные  события отечественной истории  и истории родного края;

 

- активного вовлечения  учащихся во внеурочные формы  деятельности, предлагаемые центрами  дополнительно образования;

 

- вовлечения школьников  в исследовательскую и поисковую  деятельность;

 

- включения обучающихся  в деятельность, требующую непосредственного  участия детей в благоустройстве  города, в школьном самоуправлении, в работе школьного музея, клуба  (проведение экскурсий, пополнение  коллекций, встречи с выпускниками  школы и др.).

 

Для упрочения национального  сознания необходимо так же опираться  на такие ценности как "государственная  символика, примеры служения Отечеству  выдающихся людей России". (6).

 

Важным является координировать взаимодействие корпуса, семьи и общественности в системе гражданско-патриотического воспитания. Кроме того, необходимо диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий. С учетом современных подходов к воспитанию, решение задач гражданско-правового воспитания должно происходить на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность.

 

«Гражданское становление  личности подростка на уроках и во внеурочной деятельности расширяет  диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого  выпускника школы занять достойное  положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность».

 

В понятии гражданин сливаются  воедино духовно-нравственный компонент  понятия патриотизма и социальный и правовой компоненты понятия гражданственности. В своих исследованиях педагоги подчеркивают органическую взаимосвязь  патриотического и гражданского воспитания, основой которого является развитие у воспитанников чувства  Родины.

 

Большое значение воспитанию гражданственности и патриотизма  придает государство. В Национальной доктрине образования Российской Федерации  отмечено: "Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного  отношения к историческому и  культурному наследию народов России, воспитание патриотов".

 

"… Общество лишь  тогда способно ставить и решать  масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение  к родному языку, к самобытной  культуре и к самобытным культурным  ценностям, к памяти своих предков,  к каждой странице нашей отечественной  истории. Именно это национальное  богатство является базой для  укрепления единства и суверенитета  страны, служит основой нашей  повседневной жизни, фундаментом  для экономических и политических  отношений". /Послание Президента  России Федеральному собранию  Российской Федерации в 2008 году /.

 

В статье 2 Закона РФ "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и  нацеленного на совершенствование  этого общества.

 

Современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин  России, принимающий судьбу Отечества  как свою личную, осознающий ответственность  за настоящее и будущее своей  страны, укорененный в духовных и  культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

В Федеральных государственных  образовательных стандартах нового поколения определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые  национальные ценности, хранимые в  религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению  и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. «Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития».(10).

Гражданско-правовое воспитание предполагает:

 

- формирование гражданской  позиции - осознание личностью  прав и обязанностей по отношению  к обществу, способствующие развитию  ее потребности в социально  значимой деятельности;

 

- воспитание патриотизма,  любви к родной стране, ответственности  за ее судьбу;

 

- формирование знания  и уважения к отечественной  истории и к истории малой  родины;

 

- формирование уважения  к законам и символам своего  государства: флагу, гербу гимну;

 

- формирование знания  прав гражданина и уважения  к основным правам гражданина  России.

 

- формирование системы  ценностных ориентаций.

 

Для лучшего осмысления учениками  событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма  и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой  Отечественной войны и других переломных событий используется:

 

- проблемно-диалогическая  технология ведения урока, позволяющая  удовлетворить потребность ребенка  быть услышанным на уроке, дающая  возможность сосредоточить

 

-мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

 

- уроки самостоятельного  поиска ответов на вопросы  в документах и текстах;

 

- урок защиты реферата;

 

- уроки подготовки и  заслушивания сообщений о личностях:  героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим  прошлым важно уделять подбору  такого материала, который вызывал  бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться  своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли  наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?

 

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому  необходимо привлечение на уроках краеведческого материала. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» целесообразно  привлечь материал об участии населения  Колпашевского края в этом событии.

 

Тема Великой Отечественной  войны особенно тесно связывает  историю страны и историю Вологодского края. Учитель может приводить  множество примеров героизма вологжан - воинов на фронтах войны, тружеников в тылу, партизан и разведчиков. Ученики  с интересом изучают тему войны. Они особенно стремятся узнать о  подвигах героев, об известных маршалах и генералах, делают сообщения о  мужестве солдат, готовят исторические справки о людях и событиях войны. Большой интерес у ребят  вызывают исторические личности. Об этом говорит тот факт, что в кабинете истории накопилось немалое количество детских сообщений и рефератов  об известных полководцах, адмиралах  флота, правителях государства, замечательных  людях разных эпох, о героях и  деятелях культуры, искусства. Важно, чтобы  рассказ ученика носил ценностно-нравственную окраску, собственную оценку деятельности и поступков людей, в которых  можно много почерпнуть патриотизма, проявлений высокой гражданственности, примеров служения Отечеству, героизма, верности и преданности своей  Родине, своему народу.

Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.


Информация о работе Правовое воспитание на уроке истории