Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:56, реферат
Актуальность темы исследования определяется ее научно-практической и теоретической значимостью. История повседневности представляет собой одно из наиболее перспективных направлений, получивших свое развитие в отечественной историографии с конца XX столетия. Тема актуальна на фоне возросшего на рубеже XX – XXI вв. интереса к исследованию статуса российской женщины в современном обществе, для чего необходимо изучение и осмысление экономического и социально-политического положения женщины в России на протяжении длительного исторического периода.
Всесторонний анализ жизни и деятельности женщин, начиная с начала XIX века, позволяет вернуться к истокам процесса вхождения женщины в социум, где и произошло осознание важности и необходимости присутствия женщин в жизни общества. Изучение проблемы взаимоотношений женщины и социума обеспечит понимание значимости активной деятельности женщин в становлении правового государства, а также будет содействовать повышению статуса женщины.
Введение 2
Глава I. Семья и имущественные отношения женщины первой половины XIX в. 6
1.1 Положение женщины в семье. 6
1.2 Имущественные отношения женщины 10
Глава II. Женское образование в первой половине XIX в. 13
2.1. Первоначальный этап. 13
2.2. «Канцелярский» период. 15
Заключение 22
Библиографический список..................................................................................23
Кроме того, обучение и воспитание в частных пансионах отличалось еще одним отрицательным свойством. Преобладающее большинство их содержали иностранцы (женские пансионы – в основном француженки, мужские – большей частью немцы). Изучение европейских языков, европейской истории и литературы производилось в них в ущерб русскому языку, русским истории литературе22.
В итоге министр просвещения вынужден был обратить взимание царя на антипатриотическое воспитание, даваемое в пансионах, начальники которых «не зная нашего языка и гнушаясь оным, не имея привязанности к стране для них чужой, юным россиянам внушают презрение к языку нашему и охлаждают сердца их ко всему домашнему, и в недрах России из россиянина образуют иностранца».
В результате в 1811 году последовал указ, предписывающий обязательное преподавание русского языка в частных пансионах. Однако, как уже говорилось, контроль министерства носил чисто формальный характер, положение существенно не менялось в течение первой четверти XIX века.
Однако уже с 30-х годов контроль этот ужесточился. Особенно строгим стал административный надзор за частными школами в Дерптском, Варшавском и Виленском учебных округах, где они были очень распространены и являлись центрами противодействия русификаторской политике правительства.
В 1833 году последовал запрет на открытие частных пансионов в Москве и Петербурге. В провинции же открытие их разрешалось только с ведома попечителя учебного округа особо благонадежным лицам.
Значительная часть детей дворян, не определенная родителями в гимназии или частные пансионы, получала домашнее воспитание. Качество его, конечно, зависело и от состоятельности родителей, и от их собственных культурных потребностей.
Родители, воспитывая дома детей, в возрасте 7 – 8 лет с рук няни передавали девочек на попечение француженки-гувернантки. Очень часто ими бывали люди, не только не подготовленные к роли педагога, но и просто мало образованные.
Познавательный аспект в домашнем воспитании девушек был выражен слабо. Главной целью была подготовка их к светской жизни, поэтому в обучении многое делалось «напоказ». Обязательным считалось знание французского языка умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого курса закона Божьего, истории, географии и арифметики. В богатых столичных домах для девочек специально приглашали учителей танцев. Нередко это принудительное и очень активное обучение грации и танцам было тяжелым для детей23.
Таким образом, процесс домашнего обучения молодых дворян был в достаточной степени произволен – мог варьироваться в зависимости от просвещенности, взглядов и заинтересованности родителей. Однако ряд объективных факторов, и, прежде всего принадлежность определенному сословию – обуславливали ряд общих моральных законов и норм поведения при воспитании ребенка. Общие принципы домашнего воспитания давали хорошие результаты только в тех семьях, где им руководствовались люди, обладающие высокой культурой и человеческой незаурядностью.
В первой половине XIX в. говоря о женском вопросе, необходимо, затронуть тот факт, что теперь положение женщины рассматривается не только в семье, но и в рабочей сфере. Женщина становится субъектом трудовых отношений. Но предпринимаются попытки к реорганизации положения женщины в обществе и уравнению ее прав с мужчиной. Это нашло сове отражение в женском образовании, оно становится великим завоеванием женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу.
C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола.
Таким образом, статус женщины (социальный, экономический, правовой), ее роль на том или ином этапе общественного развития во многом предопределялась характером самого общества, уровнем развития его материальной и духовной культуры. В связи с этим проблема определения положения женщины в обществе требует своего истолкования с позиций многофакторного анализа. Изменения произошедшие в России в последние время и вызвавшие модификацию ролевых функций женщины, служат дополнительным фактором для переосмысления традиционных компонентов изучения.
1 Федосова Э. П. Бестужевские курсы – первый женский университет в России. М., 1980.
2 Пушкарева Л. Н. Женщины Древней Руси. М., 1989.
3 Васильева Л. И. Организация труда в крестьянском хозяйстве. М., 1989.
4 Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: новая картина Европейского прошлого. М., 2002.
5 Калабихина И. Е. Социальный пол и проблемы населения. М., 1995.
6 Мольтман Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину: Феминистская теория и человеческая идентичность // Вопросы философии. М., 1993. № 3. С. 56 – 60.
7 Литвинцева Н. А. Женская психология. М.: Просвещение, 1994.
8 Муравьева О. С. Как
9 Хрестоматия по истории школы и педагогики России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Под ред. Ш. И. Ганели. М., 1974.
10 Пушкарева Н. Л. Женщины России и Европы на пороге Нового времени. М., 1996. С. 213.
11 Власова И. В. Указ. соч. С. 428.
12 Тишкин Г. А. Женский вопрос в России в 50 – 60-е годы XIX в. Л., 1984. С. 21.
13 Тишкин Г. А. Указ. соч. С. 28.
14 Репина Л. П. Указ. соч. С. 205.
15 Листова Т. А. Указ. соч. С. 104.
16 Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995. С. 220.
17 Яковкина Н. И. История русской культуры. XIX век. СПб., 2000. С. 386.
18 Яковкина Н. И. Указ. соч. С. 387.
19 Паршина В. Н. Указ. соч. С. 108..
20 Королева К. П. Семейное воспитание и школа в России. М., 1994. С. 168.
21 Женщина и вещественный мир культуры народов Росси и Европы. СПб., 1998. С. 155.
22 Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XIX вв.) СПб., 2000. 402.
23 Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание // Очерк русской культуры XIX в. М., 2001. Т. 3. С. 329.
Информация о работе Правовое женщины первой половины XIX века