Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:43, реферат
И. А. Ильин полагал, что возникновение права определялось способом существования людей: «человечество живет на земле так, что человек человеку остается всегда психофизическим инобытием, а все люди вместе представляют множество одинаково одиноких, но своеобразных, духовно-творческих монад, связанных общею основою существования»1. Поскольку, духовная замкнутость, отъединённость людей требует какого-то преобразования, интеграции для того, чтобы реализовалась высшая ценность, понимаемая как их духовное единство.
Условия возникновения права, по мысли И.А. Ильина, могут быть дифференцированы на общесоциальные и общекультурные2.
И. А. Ильин полагал, что возникновение права определялось способом существования людей: «человечество живет на земле так, что человек человеку остается всегда психофизическим инобытием, а все люди вместе представляют множество одинаково одиноких, но своеобразных, духовно-творческих монад, связанных общею основою существования»1. Поскольку, духовная замкнутость, отъединённость людей требует какого-то преобразования, интеграции для того, чтобы реализовалась высшая ценность, понимаемая как их духовное единство.
Условия возникновения права, по мысли И.А. Ильина, могут быть дифференцированы на общесоциальные и общекультурные2.
Общесоциальные условия возникновения права можно подразделить на социопсихические и социокультурные.
Социо-психическими условиями права являются возникновение у индивидуумов способностей: 1) понимать идеальный смысл правил должного поведения, выраженных в общеобязательных нормах, т.е. адекватным образом их истолковывать, интерпретировать; 2) признавать их в качестве необходимых оснований своих внешних поступков и 3) самостоятельно действовать, реализовывать вытекающие из них полномочия и обязанности.
К социокультурным условиям относится наличие в обществе самих общезначимых и общеобязательных правил поведения, определяющих права и обязанности членов социума и выступающих в качестве общезначимых ценностей, своеобразных культурных кодов, способных властно воздействовать на поведение субъектов.
«Основная сущность права – пишет И.А. Ильин,- выражается в терминах: объективно значащее правило внешнего социального поведения3».
В чисто нормативном,
собственном смысле, считает И. А.
Ильин, право вообще не есть что-то реальное,
оно является выражением (или отражением)
глубинных отношений между
Право понимается И. А. Ильиным, как сложное и многостороннее образование, представляющее собой совокупность норм, задаваемых извне предписаниями, созданными уполномоченными на то лицами и связывающими и их самих, и других членов союза, независимо от согласия тех, кто должен подчиняться этим нормам, которые формулируются в обусловленном законом порядке. При этом право контролирует только внешнюю, а не внутреннюю жизнь человека.
В соответствии с традицией, идущей еще от римских юристов, И. А. Ильин различает естественное право и положительное право. Обычно под естественным правом понимается некое идеальное право, а под положительным - реальное, исторически существующее право.
Философ полагал, что естественное право выражает вечный аспект существования человека как морального существа, представляет идеал, в рамках которого реализуется моральная сущность человека, выступающая условием существования человеческого общества.
Центральным элементом естественного права являются универсальные моральные нормы. Их абсолютность и моральность основывается на природе человека, отличающегося от представителей животного мира наличием разума и совести. Отсюда Ильин делает вывод о духовной природе права и видит в этом его главное назначение и сущность.
Не отрицая значимость положительного права, И.А. Ильин рассматривает естественное право как ориентир для позитивного права. Возможность позитивного права полнее реализовать предписания естественного права обусловлена уровнем существующего правосознания.
Ключевой категорией права у И. А. Ильина является категория правосознания. Поскольку: «право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность»
Универсальным основанием «правильного» правосознания», с точки зрения И. А. Ильина, выступают фундаментальные духовные категории. Вера, любовь, свобода и совесть как универсальные элементы духовности и вместе с тем ее ценностные основания образуют органическое единство в правосознании и поэтому, как писал ученый, они делают это сознание творческим и деятельным.4
Солидарность, патриотизм, «истинный» национализм, справедливость, ответственность, долг, «жертвенное служение» основы, которыми, по мнению И. А. Ильина, должен руководствоваться человек, определяя свое сопричастие к обществу и государству..
Правосознание формируют три основных закона (аксиомы). К их числу он относил: 1.необходимость добровольного соблюдения действующих законов и принятие новых исключительно в рамках Конституции;2. обретение свободы через добровольное выполнение возложенных на гражданина обязанностей, поиск свободы только через закон и посредством закона (т.е. полное отрицание любых революционных действий, которые, по мнению ученого, ведут исключительно к анархии); 3.закон должен быть основан на естественном христианском правосознании.
Однако правосознание совсем не сводится к тому, что человек «сознает» свои права и о них «думает». Человек есть существо общественное, и если он об этом забудет, то умаление или прямое попрание его прав быстро напомнит ему об этом. «Разумея свои права, человек призван разуметь и свои обязанности; он должен разуметь и то, что ему запрещено, чего он не смеет. Он призван также понимать, что всем другим людям и каждому человеку в отдельности тоже присущи права, которые он должен признавать и уважать».
Как социальное существо, человек должен функционировать не только на уровне собственного сознания, но и понимать, что он является частью целого, целостность которого определяется балансом интересов субъектов, его составляющих. И. А. Ильин приходит к выводу о том, что правосознание следует рассматривать как базу, фундамент для обеспечения стабильного духовного развития общества. Необходимость соблюдения прав и исполнения обязанностей гражданами –те основания, которые, по мнению И. Ильина, обеспечивают возможность нормального развития общества.
Согласно первой и основной аксиоме правосознания, духовное достоинство есть корень всякой истинной жизни, а уважение к себе есть источник государственной силы и политического здоровья. Это относится как к личности, так и к обществу в целом.
Вторую аксиому Ильин сформулировал так: в основе всей правовой и государственной жизни лежит способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной, волевой самодисциплине.
И. А. Ильин убежден, что гражданин должен иметь самостоятельные убеждения о добре и зле, о сущности и назначении человека, о высшей цели права и государства, сознательную и зрелую волю.
Третья аксиома правосознания гласит, что в основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей, уважение и доверие их друг к другу.
Правосознание в учении И.А. Ильина рассматривается как творческий источник права. Для понимания сущности действующего права, необходимо пропустить его содержание через живое правосознание законодателя, рядового гражданина. Тогда выясняется, что правосознание связано с внутренним источником их духовной жизни: им необходима вера, любовь, внутренняя свобода, совесть, патриотизм, чувство собственного достоинства и справедливости. Живое правосознание органически связано с нравственными ценностями, которые призваны наполнить закон справедливостью.
По мнению Ильина « государство есть организованное единение духовно-солидарных людей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотической любовью». Государство в концепции философа, есть не столько полезное, но духовно-необходимое явление, цель которого – служение высшим ценностям. Он писал: «Высшая цель и единое задание государства состоит в ограждении и организации духовной жизни людей, принадлежащих к данному политическому союзу».Ошибочными, по мнению И. А. Ильина, являются те убеждения, суть которых состоит в том, что государство – есть машина принуждения, подавления, господства одного класса либо социальной группы над другими.
По своей основной идее государство, считал Ильин, является духовным союзом людей, которые обладают зрелым правосознанием, общественным сознанием, которые проникнуты духом единения и солидарности. В идеале государство должно по его мысли было бы сведено к самоуправлению народа. Препятствием на пути формирования такого государства является человеческая психология, его несовершенство. Несовершенство человека не позволяет, как полагал Ильин, соединить на практике идеи совершенного государства и реальной государственной (общественной жизни) людей.
Ильин своеобразно трактовал понятие формы государства. У него это понятие скорее сущностная характеристика, отвечающая на два вопроса:
Наиболее совершенной формой государство, по его мнению, будет та, которая полнее всего соответствует трем выведенным им аксиомам правосознания. Он писал: «наиболее совершенна та форма, которая воспринимает в себя дух христианства и пропитывает ритм политического единения – началами любви, уважения и доверия, началами духовного самоутверждения, бытового-земного самоответжения»5.
Право поэтому в концепции И.А. Ильина представляет собой единство с совестью, верой в Бога, стремлением к свободе и иными свойствами человеческого духа, и, следовательно, на этом уровне не ставиться вопрос о его отличии от морали, религии и иных социально-духовных институтов.
Особое значение И.А. Ильин придавал концепции правосознания, и можно сказать, он был одним из немногих в российской юриспруденции, кто уделил ей столь глубокое внимание. Правосознание трактовалось обычно как знание законов, И.А. Ильин же раскрыл роль и значение правосознания в масштабном нормативном комплексе морали и права.
Правосознание как неотъемлемая часть духовности человека является центральной категорией философии права И.А. Ильина и выступает как один из способов духовного познания, связанный со всеми элементами и свойствами последнего, представляя собой единственно адекватную возможность познания права.