Праздничный миф. Историческое переосмысление 23 февраля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:56, доклад

Описание работы

"Памятные, праздничные даты важны для каждого человека, каждой семьи. Важны они и для народов, государств. Такие даты объединяют людей, превращают население в граждан, ответственно любящих свою Отчизну"-
День вооруженных сил РТ — праздник, установленный в СССР. После распада СССР праздник также продолжают отмечать в ряде стран СНГ, в том числе и в республике Таджикистан. Можно даже сказать, что 23 февраля в стране отмечается, как своего рода противовес женскому празднику 8 марта, как праздник всех мужчин.

Файлы: 1 файл

праздничный миф.docx

— 25.59 Кб (Скачать файл)

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА имени  ЛОМОНОСОВА М.В. в г. ДУШАНБЕ

 

 

 

Доклад на тему:

 

«Праздничный миф. Историческое переосмысление 23 февраля»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила  студентка 1ого курса  направления МО

 

Дормодехина Кристина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

 

"Памятные, праздничные даты важны для каждого человека, каждой семьи. Важны они и для народов, государств. Такие даты объединяют людей, превращают население в граждан, ответственно любящих свою Отчизну"-

День вооруженных сил  РТ — праздник, установленный в СССР. После распада СССР праздник также продолжают отмечать в ряде стран СНГ, в том числе и в республике Таджикистан. Можно даже сказать, что 23 февраля в стране отмечается, как своего рода противовес женскому празднику 8 марта, как праздник всех мужчин.

Однако, праздничная дата 23 февраля для многих стала днем мужчин, точнее, днем настоящих мужчин, которые служат в армии, или в милиции, или еще в каких-либо силовых структурах. Или когда-то служили. Или не служили вовсе нигде, но являются мужчинами и потому вроде бы заслужили чествования наравне с остальными. Можно даже сказать, что 23 февраля в стране отмечается, как своего рода противовес женскому празднику 8 марта, как праздник всех мужчин.

 Многие настолько привыкли  к празднованию этого дня, с  шумными застольями, подарками, что никто и не помнит, а почему вообще возник этот праздник. С чего все началось? Что дало смысл существованию этого дня? Кто сочинил тот миф о победе над немецкими войсками под Нарвой и Псковом в 1918 году, что дало рождение так называемой Красной Армии?  История знает множество великих сражений и поистине грандиозных побед, так чем же обусловлен выбор именно этой даты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После прихода к власти в октябре 1917 года, большевики видели будущую армию, как создаваемую строго на добровольных основах при местных Советах, без мобилизаций, с выборностью командиров снизу и обсуждением солдатами отдаваемых им приказов. Написанная Лениным 1917 году фундаментальная работа «Государство и революция» отстаивала, в том числе, принцип замены регулярной армии «всеобщим вооружением народа». Вскоре после своего прихода к власти, большевики 16 декабря 1917 года приняли декрет об отмене в старой армии всех чинов и званий, «начиная с ефрейторского, и кончая генеральским», и о введении принципа выборности командиров всех уровней.

Однако, когда Гражданская война в России стала реальностью, большевики осознали необходимость замены Красной гвардии централизованными силами. Совет Народных Комиссаров основал Красную армию(показать документ) декретом от 28 января 1918 года на базе красногвардейцев. Основателем Красной армии часто называют Льва Троцкого, народного комиссара военных и военно-морских дел 1918—1924. Ему удалось создать дисциплинированную военную силу из разношёрстных добровольцев раннего периода. Троцкий провёл решение о мобилизации в РККА бывших царских офицеров.

Попытки основать РККА на добровольных началах под лозунгом «Социалистическое  Отечество в опасности!»( показать документ) оказались безуспешными. Ричард Пайпс указывает, что на первых порах львиную долю добровольцев составляли безработные, привлечённые возможностью получить паёк. В мае 1918 года численность армии удалось довести до 200 тыс. чел., после чего поток добровольцев начал снижаться.

Результатом стал быстрый  переход к мобилизациям. В Красную  армию мобилизовались члены партии и красногвардейцы, запрещается  роспуск немногих сохранивших боеспособность частей бывшей царской армии, например, гвардейских Преображенского и Семёновского полков.

Так выпускник МГУ, а ныне профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктор исторических наук Волков пишет: "Никакой Красной армии как организованной силы в реальности тогда не существовало, она была представлена теми же формированиями, которые были известны ранее под общим названием Красной Гвардии, которые и составляли вооруженную силу большевиков в первые месяцы их власти."

Председатель Реввоенсовета  Троцкий Л. Д. принял курс на строительство  армии на традиционных принципах: единоначалие, восстановление смертной казни, мобилизации, восстановление знаков различия, единой формы одежды и даже военных парадов. (показать документ)

Особенностью РККА, по сравнению  с противостоявшими ей белыми армиями, стала, в том числе, наводившаяся самыми драконовскими методами жёсткая  дисциплина. Важными шагами большевиков  стала борьба с «военным анархизмом»  первых месяцев существования РККА. Потребность в эффективной военной  силе заставила их пойти на введение в армии обязательности исполнения приказов командиров, восстановление расстрелов за дезертирство, и проведение массовых мобилизаций, с тем, чтобы обеспечить требуемую численность войск. Для контроля над лояльностью «военспецов» были учреждены должности комиссаров. Летом 1918 отменяется выборность командиров.

Нарком Троцкий вскоре наглядно продемонстрировал методы восстановления военной дисциплины, 10 августа 1918 года лично прибыв в  Свияжск для участия в боях за Казань. 2-й Петроградский полк самовольно бежал с поля боя, захватив по пути пароход на Волге; Троцкий  применил в отношении беглецов древнеримский  ритуал децимации (казнь каждого  десятого по жребию).

Другой особенностью РККА стала её политизация сверху донизу. Важное место в армии с самого момента её основания занимала непрерывная  политическая агитация. Кроме того, при строительстве армии коммунисты активно применяли классовый  подход; своей основной социальной базой они традиционно считали, в первую очередь, заводских рабочих. И наоборот, офицерство старой армии  считалось «контрреволюционной» силой, для контроля над которой в  армии была учреждена система комиссаров. Так называемые «нетрудовые элементы» не подлежали призыву в РККА, отбывая воинскую повинность в тыловом ополчении.

Так как большинство населения  России того времени составляли крестьяне, переход к массовым мобилизациям летом 1918 года означал, что РККА по своему составу также станет преимущественно  крестьянской. Неуверенность в лояльности крестьян большевизму вызвала определённые колебания коммунистов при переходе к призыву.

 

 

 Мобилизация, однако, не принесла ожидаемых результатов, и в ночь на 24 февраля Совет народных комиссаров был вынужден принять германский ультиматум.    Так был подписан Брестский мир целиком на германских условиях.

Академик Волков отмечает: И вот как раз в день, который  нам предлагают отмечать как День защитника Отечества, в этот самый  день, 23 февраля, состоялось заседание  ЦК РСДРП (б), рассмотревшее предъявленный  германским командованием ультиматум, на котором большинство проголосовало  «за немедленное подписание германских условий». Той же ночью ВЦИК и СНК РСФСР сообщили об этом германскому правительству. То есть именно этот день, 23 февраля 1918 года, — дата капитуляции большевистского руководства перед Германской империей. Странное совпадение…

 

 В статье «Тяжёлый, но необходимый урок», опубликованной в «Правде» 25 февраля, Ленин так характеризовал ситуацию тех дней: "Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожить все и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве. … В Советской республике нет армии". 

 

 

   10 января 1919 года Председатель Высшей  военной инспекции РККА Николай Подвойский отправляет во ВЦИК, предложение отпраздновать годовщину РККА 28/12: "28 января, исполняется год со дня издания Советом Народных Комиссаров декрета о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии. Было бы желательно отпраздновать годовщину создания Красной Армии, приурочив празднование к 28 января, дню издания декрета".  

 

 

 Так было решено совместить праздник с другим праздником —  Днем Красного подарка 17 февраля. Но так  как 17 февраля приходилось в том  году на понедельник, решено было перенести  его на ближайшее воскресенье, и  праздник был отмечен 23 февраля. При  этом в газетах так и было сообщено, что 23 февраля будет отпразднована  годовщина создания Красной Армии, «приходящаяся на 28 января». Однако после этого о «празднике»  забыли, а когда вновь вспомнили  в 1922 году, то «годовщиной Красной  Армии» было названо уже не 28 января, а 23 февраля, то есть фактически за годовщину  создания РККА была взята годовщина  первого празднования ее годовщины.

Нарком обороны К.Е.Ворошилов  в 1933 году во время отмечания 15-летия  РККА признавал, что «приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля  носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает  с историческими датами».    

Впоследствии был сочинён  миф о победе, одержанной в этот день над немцами под Псковом  и Нарвой. Однако Псков был занят  небольшим отрядом немцев 24 февраля  почти без сопротивления, а к  Нарве немцы подошли 3 марта и  заняли её на следующее утро после  нескольких часов перестрелки с  отрядами Дыбенко и ночного бегства последних, причём за бегство из-под Нарвы Дыбенко был снят с поста наркома, исключен из партии и отдан под трибунал. Псков и Нарва были упомятуты оттого, что в реальности это были крайние пункты продвижения немцев, и уже в 20-е годы стали появляться утверждения (например у Н. В. Крыленко), что немцы не сами остановились на псковско-нарвской линии, но были остановлены на ней петроградским пролетариатом.   

 Миф же о «победе  под Псковом и Нарвой» был  сформулирован в 1938 году лично  Иосифом Сталиным, изложившим его  в «Кратком курсе истории ВКП(б)»  в следующих выражениях: "Вооружённая интервенция немецких империалистов вызвала мощный революционный подъём в стране. В ответ на брошенный партией и Советским правительством клич «Социалистическое отечество в опасности!» рабочий класс ответил усиленным формированием частей Красной армии. Молодые отряды новой армии — армии революционного народа — героически отражали натиск вооружённого до зубов германского хищника. Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма — 23 февраля — стал днём рождения молодой Красной армии". 

 

 

   В этом тексте ещё наблюдается  некоторая двусмысленность. Гораздо  более однозначная формулировка  дана Сталиным в приказе от 23 февраля 1942 года: "Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля 1918 г. был объявлен днём рождения Красной Армии".    

Несмотря на абурдную неубедительность этой версии, она многие годы поддерживалась государственной пропагандой в СССР.

 

 

 

Итак, с 1919 -1946 День Рабоче-Крестьянской Красной армии  

 

1946-1992 (по 7 мая) День Советской армии (и Военно-Морского флота) 

 

 

Словом, культивируемый десятилетиями  праздничный миф о 23 февраля 1918-го начисто вытравил из общественного  сознания горькую правду связанную  с этой датой. «23 февраля – красный  день календаря» – отныне и во веки веков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заимствование главного воинского  праздника у ненавистников российской государственности и привязка его  к столь прискорбным событиям, как избиение русского офицерства и  Брестский мир, при наличии в  тысячелетней истории России множества  действительно славных дат, связанных  с победами ее вооруженных сил, крайне прискорбно.

Хочется еще раз цитировать Сергея Владимировича Волкова: "Только печальная привычка последних десятилетий  уравнивать добро со злом, палачей  с жертвами, героев с преступниками  может объяснить празднование этой даты сегодня. Объяснить, но не оправдать."

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Праздничный миф. Историческое переосмысление 23 февраля