Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:34, контрольная работа
История – это наука о развитии человеческого общества. Предметом изучения истории явл. действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.
По широте изучения объекта история подразделяется: история мира, история континентов (например Африки), история отдельных стран и народов. Отрасли исторических знаний выделяют: гражданскую, политическую, историю государства и права, государственного управления, историю хозяйства, религии, культуры, музыки, языка, литературы, военную, социальную
3. Историческое событие и факт истории. Исторический факт как продукт «мыслительной реконструкции»
Исторический факт — это реальное
событие прошлого. Все прошлое человечества
соткано из исторических фактов, их множество.
Факт - войны Александра Македонского,
факт – единичное событие из личной жизни
одного человека. Конкретно-исторические
факты мы получаем из исторических источников
(под историческими источниками понимаются
все остатки прошлого, в которых отложились
исторические свидетельства, отражающие
реальную деятельность человека. Все источники
можно разделить на группы: письменные,
вещественные, этнографические, фольклорные,
лингвистические, кинофотодокументы).
Все прошлое человечества состоит из фактов,
но для получения исторической картины
требуется факты выстроить в логическую
цепочку и объяснить их.
В исторической науке выделяются простые
и сложные исторические факты. Если первые
сводятся к событиям, происшествиям (общепринятым
истинам), то вторые уже включают в себя
момент истолкования — интерпретации.
К сложным историческим фактам относятся
такие, которые объясняют процессы и исторические
структуры (войны, революции, крепостничество,
абсолютизм). В целях четкого разведения
научных категорий мы считаем возможным
говорить лишь о простых фактах — общепризнанных
истинах.
В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах:
1) как явление, имевшее место в истории;
2) как его отражение в исторической науке
(факт — знание).
Но между ними существует тесная связь.
Второе невозможно без первого.
Сами по себе «голые факты» как «фрагменты
действительности» могут ничего не говорить
читателю. Только историк дает факту известный
смысл, который зависит от его общенаучных
и идейно-теоретических взглядов. Поэтому
в разных системах взглядов один и тот
же исторический факт получает разное
толкование, разное значение. Таким образом,
между историческим фактом (событием,
явлением) и соответствующим ему научно-историческим
фактом стоит интерпретация. Именно она
превращает факты истории в факты науки.
Не означает ли такое наличие различных
интерпретаций исторических фактов, что
исторической истины нет или их несколько?
Нет, не означает. Просто меняются наши
представления об истине. Движение науки
идет как бы от неполной, относительной
истины к более полной. Но абсолютной истины,
как известно, не существует, поэтому,
пока живет общество, не будет написано
и «последней главы» истории.
4. Историческое время и проблема периодизации в истории.
Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.
Понятие исторического времени
неоднократно менялось. Это нашло отражение
в периодизациях исторического процесса.
Почти до конца XVIII века историки различали
эпохи по правлению государей. Французские
историки в XVIII веке стали выделять эпохи
дикости, варварства и цивилизации.
В конце XIX века историки-материалисты
разделили историю общества на формации: первобытно-общинную,
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую,
коммунистическую. На рубеже XXI века
историко-либеральная периодизация делит
общество на периоды: традиционный, индустриальный,
информационный (постиндустриальный).
Проблема периодизации истории.
С вопросами общего направления развития
человечества тесно связана проблема
периодизации истории. Пяти общественно-экономическим
формациям соответствует привычное для
нас деление истории на периоды: история
Древнего мира, история Средних веков,
история Нового времени и история Новейшего
времени. (В последнее время от истории
Древнего мира стали отделять эпоху первобытности
— предысторию. )
Данная периодизация отражает ряд объсктнвнь1х
закономерностей, однако она построена
в основном на материале западноевропейской
истории. К другим регионам эта периодизация
прикладывается во многом механически.
В истории Азии, Африки,
Америки существовали сходные в чем-то
периоды, но они не совпадали по времени
с европейскими. Для этих регионов можно
выстроить свои периодизации, так же как
можно разработать периодизацию истории
каждой отдельной страны.
Периодизация важна при исторических
исследованиях. Но еще больше она важна
при обращении к истории как учебному
предмету. При изучении всемирной истории
необходимо придерживаться единой периодизации,
несмотря на ее недостатки для внеевропейской
истории. По традиции историю всех стран
делят на древнюю, средневековую, новую
и новейшую. Этого деления будут придерживаться
и авторы учебника. Определенные коррективы
в эту схему вносит материал по истории
России. Здесь применяется своя периодизация,
но она синхронизирована с общей периодизацией
всемирной истории.