Предмет и метод курса «История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление предмета такой науки, как история экономических учений, с помощью чего появляется четкое представление о том, что следует рассматривать и исследовать дабы получить конечный результат в изучении. В связи с поставленными целями возникают задачи, которые необходимо решить в ходе написания данной работы, а именно: проанализировать историю экономической мысли, проследить эволюцию методологии истории экономических учений.
При этом с целью изучения вопроса, поставленного перед настоящей работой также необходимо использование ряда методов, в частности: структурно-хронологического, аналитического и пр.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….
Предмет истории экономических учений…………………………………
Развитие экономической мысли …………………………………………..
Экономические учения эпохи дорыночной экономики……………
Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики……………………………………………………………….
Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики………………………………
Методология истории экономических учений…………………………….
Заключение ……………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная история эк. учений.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

филиал

Государственного  образовательного  учреждения

высшего  профессионального  образования-

Всероссийского заочного финансово-экономического института

 в г.Туле

 

 

 

 

 

                                          

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «История экономических учений»

на  тему: «Предмет и  метод курса «История экономических  учений»

 

 

 

 

 

                                           Выполнил: студент  2  курса

                                                        Факультета  МиМ

                                                        специальности  МО

                                                        группы  дневной

                                                        Шерко О.В.

                                                        № л.д. 09ммб02745

 

                                           Проверил: Свиридов А.Н.

 

 

 

 

 

 

                                                 Тула 2011 г.

 

Содержание

 

 


Введение ……………………………………………………………………….

  1. Предмет истории экономических учений…………………………………

  1. Развитие экономической мысли ………………………………………….. 

    1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики……………

    1. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики………………………………………………………………. 
    2. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики……………………………… 
  1. Методология истории экономических учений…………………………….      

Заключение …………………………………………………………………….. 

Список используемой литературы…………………………………………….                       

 

Введение

История экономических учений — фундаментальная экономическая наука, изучающая эволюцию экономической теории.

Решение проблемы определения  положения изучаемого предмета или  явления в совокупности всех причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе.

При этом последовательность развития экономических явлений  во времени позволяет отслеживать  характеристики и основы, которые в нем присутствуют.

Отсюда возникает потребность в организации строгой системы в исследовании того или иного вопроса, как системы, ориентирующей характер и направленность процесса изучения экономического явления.

Сбалансированность состояния  экономической системы в этой связи достигается за счет наличия критериев экономического исследования, включаемых в исследовательскую систему. В этих условиях содержание истории экономических учений раскрывает перечисленные необходимые параметры экономического исследовательского действия, которые рассматривают различные экономические школы и их представители. В этом и заключается актуальность данной работы.

Целью данной работы является выявление предмета такой науки, как история экономических учений, с помощью чего появляется четкое представление о том, что следует рассматривать и исследовать дабы получить конечный результат в изучении. В связи с поставленными целями возникают задачи, которые необходимо решить в ходе написания данной работы, а именно: проанализировать историю экономической мысли, проследить эволюцию методологии истории экономических учений.

При этом с целью изучения вопроса, поставленного перед настоящей работой также необходимо использование ряда методов, в частности: структурно-хронологического, аналитического и пр.

 

  1. Предмет истории экономических учений

 

История экономических  учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических  теорий и школ. Данная наука не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; она стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

Историю экономических  учений интересует, под влиянием каких  условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических  концепций, ученые стремятся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на современные представления.

История экономических  учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений. [1, C.9]

Некоторые экономисты считают  излишним обращаться к теориям и  взглядам прошлого. Они считают, что  эти теории и взгляды «обросли ракушками», потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не следует тратить время.

Тех, кто придерживается подобного, сугубо негативного мнения, сравнительно немного. Абсолютное большинство  специалистов его не разделяют.

Почему же экономисту полезно, а подчас просто необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися и имевшими хождение еще сто, двести и более лет тому назад?

  • Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Изучение истории экономической  науки помогает проникнуть в самую суть экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс экономической теории.

  • Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.
  • В-третьих, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.

Как считают многие авторитеты, основы современных представлений «сидят в прошлом». И эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории; они несут элементы сегодняшних и нередко завтрашних, будущих взглядов.

Обращаться к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков прошлого необходимо уже потому, что это дает возможность глубже понять и осмыслить проблемы современности, освободиться от устаревшего, сохранить и использовать все полезное. Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы популярны они ни были.

Экономические школы  и теории так или иначе отражают сложность и противоречивость хозяйственной практики. Они, эти школы и теории, развиваются, переживают периоды популярности, эволюции, трансформации. Вместе с тем экономические учения сами «выходят» из прошлого, органично сохраняя связь с патриархами экономической науки, порой весьма прочно и в то же время противоречиво.

  1. Развитие экономической мысли

 

В данной работе крайне необходимо дать кратко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли, концепция которых хорошо прослеживается у Ядгарова Я. С. [7, C.25]

    1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и  экономической мысли. С точки  зрения истории экономики, этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального  накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли, этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко: в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу

В частности, на заре своего исторического  восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наименование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства.

 

 

 

    1. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.

Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с  конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение  которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал принцип абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря  промышленному перевороту совершила  переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX вв., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйствования, обусловленные преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренцией, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической  теории практически около 200 лет  — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в., изложенным в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего «зла» капиталистического настоящего.

Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и  взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию, неоклассическая  экономическая теория стала ее преемницей, прежде всего, благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

Информация о работе Предмет и метод курса «История экономических учений