Негосударственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
«Университет управления «ТИСБИ»
Юридический факультет
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государства
и права зарубежных стран»
на тему: «Предмет история государства
и права зарубежных стран
Выполнил(а):
студент группы ЗЮК-31
Шайдуллина З.Н.
Проверил(а):
Садрисламов Г.Ф.
Казань 2014
Предмет государства
и права зарубежных стран
Предмет
науки история государства и
права зарубежных стран и ее
место в системе юридических
наук. История государства и права
зарубежных стран относится к
числу тех общественных наук,
которые принято называть историко-правовыми,
поскольку они имеют прямое
отношение, как к науке истории,
так и к науке о государстве
и праве. По своему характеру
история государства и права
зарубежных стран — правовая
(юридическая) наука, поэтому она
входит в число основных учебных
курсов, которые представляют собой
неотъемлемую часть и необходимый
элемент высшего юридического
образования. В отличие от общей
истории историко-правовые науки
не исследуют общество в целом,
а имеют предметом своего изучения
исторические процессы развития
сложной системы государственных
и юридических учреждений.
В силу конкретно-исторического
подхода к государственно-правовым
явлениям и процессам, присущим
тому или иному обществу на
том или ином этапе его развития,
история государства и права
зарубежных стран оперирует множеством
фактов, конкретных событий политической
жизни, деятельности государств, правительств,
классов, партий и пр. Но история
государства и права не представляет
собой простой набор знаний
о прошлом государства и права.
Она ставит своей целью выявление
исторических закономерностей развития
государства и права.
Конкретно-исторические закономерности
развития государства и права
имеют свою специфику по сравнению
с закономерностями развития
общества, ибо государство и право
занимает в нем особое положение,
обладает относительной самостоятельностью.
История государства и права
зарубежных стран тесно связана
с другой юридической наукой
и учебной дисциплиной — теорией
государства и права, также изучающей
закономерности развития государства
и права. Но теория государства
и права с помощью логического
метода отражает исторический
процесс в абстрактной форме,
освобожденной от всех исторических
случайностей. Она вырабатывает
свою систему общеправовых понятий
и категорий, которые широко используются
в учебном курсе истории государства
и права.
В отличие от теории государства
и права историко-правовые науки
изучают конкретные процессы
развития государственно-правовых
институтов и явлений, развивающихся
в хронологической последовательности
и проявляющихся в определенном
историческом пространстве.
Таким образом, история государства
и права изучает государство
и право отдельных (зарубежных) стран
мира в процессе их возникновения
и развития в определенной
конкретно-исторической обстановке,
в хронологической последовательности,
на основе выявления как общеисторических
закономерностей, действующих в
рамках тех исторических эпох,
которые являются важнейшими
ступенями в развитии конкретных
обществ. Наука истории государства
и права зарубежных стран (на
Западе она нередко именуется
всеобщей историей права, историей
права и институтов и т.д.) имеет
собственную историю. Как самостоятельная
область научного знания она
берет свое начало с конца XVIII—ХIХ
в. Так, большую роль в накоплении историко-правовых
знаний сыграла историческая школа права
в Германий (Г. Пухта, Ф.Сминьич др.), которая
вела исследования главным образом по
истории римского и национального германского
права. Затем труды представителей этой
школы сменяют работы с более широким
охватом разных стран и исторических эпох
(Э. Лабуле и Р. Дареста — во Франции, Г.
Мэна и Г. Спенсера — в Англии, А. Лосто
— в Германии, Л.Г. Виноградова и Н.И. Кареева
— в России и др.).
Широкое распространение во второй
половине XIX — начале XX в. историко-сравнительного
метода способствовало изучению
истории государства и права
в контексте экономических и
социальных отношений; в историко-правовых
исследованиях социологическое
направление пришло на смену
позитивизму. Важной вехой в развитии
этого направления.явились работы русского
ученого М.М. Ковалевского, немецкого историка
права Э. Нейкампа, американского юриста
О. Холмса и др.
В западной литературе по вопросам истории
государства и права в XIX—XX вв. был накоплен
и обобщен огромный фактический материал,
что сделало возможным издание ряда фундаментальных
работ: многотомной “Истории права” немецких
ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), “Панорамы
правовых систем” (1928) и “Истории права”
(1924) американских историков права Д. Вигмо
ра и У. Сигля. После Второй мировой войны
ряд крупных работ по истории права и политических
институтов опубликовали французские
ученые Ж. Эллюль, Р. Монье, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон
и др. Определенный вклад в освещение историко-правовых
проблем внесли представители науки сравнительного
правоведения (Р. Давид и др.). Развитие
историко-правовых исследований сделало
возможным введение в целом ряде университетов
Западной Европы и США специальных курсов
по истории национального, а также иностранного
права или же по истории права и политических
институтов. Попытки введения таких курсов
предпринимались и в университетах дореволюционной
России. Так, в 1804 году профессор Московского
университета П. Цветаев читал курс по
“праву знатнейших древних и нынешних
народов”, а в начале XX века (1907 — 1908 гг.)
профессор В.Г. Щеглов осуществил издание
курса по всеобщей истории права в
нескольких выпусках.
Велико теоретическое и практическое
значение изучения истории государства
и права зарубежных стран. Историю
часто называют памятью народа,
она представляет собой гигантскую
лабораторию мирового социального
опыта. В силу своей познавательной
ценности, информативности история
государства и права—действенный
инструмент формирования исторического
сознания. Эта наука дает возможность
не только глубже понять государственно-правовые
реалии современности, но и прогнозировать
дальнейшее развитие государства и права.
Она вооружает юристов, которым предстоит
трудиться на рубеже XX и ХХI вв., необходимыми
знаниями, которые помогут им в практической
деятельности по дальнейшему осуществлению
программы глубоких экономических реформ,
по демократизации политической жизни
и охране прав граждан, по реализации конституционной
идеи правового государства в Российской
Федерации.
Методология науки и курса
истории государства и права.
Научное познание в области
истории государства и права
не сводится к описанию фактов
и событий исторического прошлого.
Оно предполагает концептуальное
и теоретическое осмысление этих
фактов, что требует в свою
очередь использования философских
и специальных научных методов
исследования.
Историко-правовой наукой, как было
отмечено выше, накоплен значительный
арсенал различных методологических
приемов и средств, которые используются
также и в преподавании. Современная
мировая наука включает в себя
широкий диапазон философских
установок, позволяющих с разных
позиций объяснять исторические
процессы развития государства
и права. Отказ от монистически-материалистического
взгляда на историю и методологический
плюрализм характерны и для общественных
наук в современной России. В историко-правовой
литературе разных стран можно видеть
много концепций, объясняющих происхождение
и последующую эволюцию государства и
права, начиная от религиозных теорий
(неотомизм, исламский фундаментализм)
и кончая марксистскими и иными леворадикальными
теориями, рассматривающими историю государства
и права главным образом через призму
классовой борьбы.
В российской историко-правовой
литературе последних лет показывается
ограниченность и односторонность
взгляда на историю в свете
господствовавшей в течение ряда
десятилетий марксистской пятичленной
формационной периодизации исторического
процесса (первобытнообщинный строй,
рабовладение, феодализм, капитализм,
коммунизм). Доктринерский характер
господствовавшей исторической
схемы дал толчок к поиску
других подходов, основанных на
анализе не только бесспорно
важных объективных, независимых
от воли людей производственных
связей, но и связей личностных,
субъективных. Это и привело к
широкому использованию в отечественной
науке понятия “цивилизация”, которое
окончательно сложилось в Европе
еще в эпоху Просвещения в
середине XVIII в.
При рассмотрении той или иной
цивилизации сторонники новых
подходов ставят на первое
место человека, так как объективные
процессы истории в значительной
мере опосредованы личностью, проходят
через его внутренний мир и
опыт. выражается в образе жизни человека,
его мировоззрении, способах ориентации,
системе ценностей.
Эти подходы были вызваны к
жизни полной невозможностью
уложить в формационную схему
историю ряда обществ, например
восточных, что и привело к
безоговорочному признанию не
только их социально-экономической
и политической специфики, но и двух путей
развития человеческого общества, двух
цивилизаций —Запада и Востока.
Неоправданно переносимые на весь мир
формационные подходы, сложившиеся на
базе изучения эволюции европейских обществ,
крайне обедняли рассмотрение принципиально
важных вопросов истории государства
и права восточных стран, отличающихся
не только особой, “азиатской”, системой
производственных отношений, сопряженной
со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим
влиянием на всю общественную жизнь религиозной
идеологии, традиций и пр.
В истории государства и права
зарубежных стран в силу специфики
изучаемого объекта особенно
важное значение имеет использование
и других подходов (частнонаучных,
специальных методов), таких как
конкретно-исторический, сравнительно-правовой
и системный.
Конкретно-исторический подход предполагает
рассмотрение государственно-правовых
явлений в тех особых и неповторимых
условиях, в которых они сложились
и получили развитие, т.е. в той
социальной среде, которая обусловливает
своеобразие, а в ряде случаев
и уникальность того или иного
государства или же правовой
системы. Использование сравнительного
метода, напротив, позволяет выявить
некоторые общие закономерности
и совпадающие признаки в развитии
государства и права в одно
и то же время, но в разных
странах (синхронное сравнение) или
же в разных временных срезах
исторических эпох (диахронное сравнение).
Поскольку государство и право
уже на начальных ступенях
своего развития представляют
собой достаточно сложные социальные
образования, в историко-правовых
исследованиях важный эффект
дает системный анализ, с помощью
которого возможно вычленение
из всей взаимосвязанной структуры
государственно-правовых явлений отдельных
ее элементов, в которых наиболее ярко
отражаются существенные признаки или
же, наоборот, неповторимые особенности
конкретных государств или правовых систем.
Периодизация истории государства
и права. Материал учебного курса
располагается в хронологической
последовательности. В отечественной
литературе принято выделять
в истории человеческого общества
следующие основные эпохи: древний мир,
средние века, новое и новейшее время (XX
в.). Каждая из этих эпох представляет собой
историческую ступень в развитии государства
и права. Авторами учитывалось то обстоятельство,
что эволюция древних и средневековых
обществ Востока шла особым цивилизационным
путем, отличающим его от развития античных
рабовладельческих обществ и феодальных
обществ Запада. Это и делает в значительной
мере условными применяемые в учебнике
понятия — древность и средневековье
в отношении стран Востока.
Список использованной литературы
1. История государства
и права зарубежных стран: в 2 ч. / гл.ред. Н.Крашенинникова.,
О Жидкова .- 2 часть.-М.: Издательство НОРМА,
1996, 480 с.