Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:51, лекция
Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.
№1
3. Предмет экономической теории
Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.
Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.
Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:
- эта наука о видах
деятельности, связанных с обменом
и денежными сделками между
людьми; - эта наука о повседневной
деловой жизнедеятельности
- эта общественная наука,
которая изучает поведение
- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;
- эта наука о богатстве;
- эта наука о законах,
управляющих производством и
обменом материальных благ на
различных этапах развития
- А. Маршалл сводит предмет
науки к исследованию
- эта наука, которая
занимается общественными
Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.
Скорее ясно, чем не занимается эта наука:
- она не является экономикой домоводства;
- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;
- она не является технической наукой.
Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.
Современная буржуазная экономическая
теория (будем пока называть ее так,
не вкладывая в это название отрицательного
смысла) больше внимания уделяет изучению
явлений, описанию фактов: рынок, деньги,
кредитные отношения, инфляция, безработица,
прибыль, спрос и предложение. В
какой связи они находятся
между собой, каков допустимый уровень
инфляции, безработицы, военных расходов
и т.д. Эта наука имеет выраженную
практическую направленность, и только
от обобщения огромного количества
фактов она движется к обоснованию
тенденций и экономических
В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7).
4. Метод экономической теории
Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".
Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.
5. Современные направления и школы экономической теории
С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.
Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.
Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.
Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).
Принципы предельной полезности
послужили основанием для разработки
обширной концепции предельных величин.
Великая депрессия 29-33 годов показала
невозможность путем свободной
конкуренции разрешать
На волне кризиса 30-х
годов возникла теория эффективного
спроса, которая предложила свои рецепты
регулирования экономики и
В 70-80 годах, когда чрезмерное
вмешательство государства в
экономику стало тормозить
Монетаризм - это теория стабилизации
экономики, в которой главенствующую
роль играют денежные факторы. Для 70-х
годов стала характерной не безработица,
как это имело место во времена
великой депрессии, а инфляция при
одновременном снижении производства
(стагфляция). Началась переоценка ценностей.
Был выдвинут лозунг "назад к
Смиту", что означало отказ от
методов активного
Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.).
Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.
Институционально-
Таковы в общем плане основные направления в современной экономической мысли. Правящие структуры и политические партии суверенных государств, возникших на развале СССР, пытаются вывести экономику государств из кризиса, придерживаясь того или иного направления.
№2
Основные проблемы экономической
организации общества
Два фундаментальных факта
образуют основу экономики и, по существу,
охватывают всю проблему экономии. Совершенно
необходимо тщательно определить и глубоко
осмыслить эти два факта, поскольку все,
что явится предметом изучения в области
экономики, прямо или косвенно связано
с ними. Первый факт таков: материальные
потребности общества, то есть материальные
потребности составляющих его индивидов
и институтов, буквально безграничны или
неутолимы. Второй факт: экономические
ресурсы, то есть средства для производства
товаров и услуг, ограниченны или редки.
Рассмотрим первый факт. В общем, можно
сказать, что в каждый данный момент индивиды
и институты, составляющие общество, испытывают
множество неудовлетворенных материальных
потребностей. Некоторые из этих потребностей
— пища, одежда, жилье — имеют общее из
биологических потребностей человека.
Однако другие возникают под влиянием
сложившихся в обществе обычаев и привычек:
специфические виды пищи, одежды, жилья,
которые мы стремимся приобрести, часто
предопределяются общей социальной и
культурной средой нашего обитания. С
течением времени потребности изменяются
и умножаются в результате появления новых
изделий и под воздействием широкой рекламы
и энергичного стимулирования сбыта. Наконец,
подчеркнем также, что конечная цель или
задача всей экономической деятельности
заключается в стремлении удовлетворить
эти многообразные материальные потребности.
Рассмотрим теперь второй фундаментальный
факт: экономические ресурсы— ограниченны
или редки? Что мы подразумеваем под понятием
"экономические ресурсы"? В общем,
мы имеем в виду все природные, людские
и произведенные человеком ресурсы, которые
используются для производства товаров
и услуг. Всё это включает большой круг
объектов: фабричные и сельскохозяйственные
строения, всякого рода оборудование,
инструменты, машины, используемые в производстве
промышленных товаров и продуктов сельского
хозяйства; разнообразные средства транспорта
и связи; бесчисленные виды труда; наконец,
последнее, но не менее важное — землю
и всевозможные полезные ископаемые.
Ресурсы можно классифицировать
следующим образом:
1) материальные ресурсы — земля,
или сырьевые материалы, и капитал; 2) людские
ресурсы — труд и предпринимательская
способность.
Земля. К понятию "земля"
относятся все естественные ресурсы —
все "даровые блага природы", которые
применимы в производственном процессе.
В эту широкую категорию входят такие
ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения
минералов и нефти, водные ресурсы. Капитал.
Понятие "капитал", или "инвестиционные
ресурсы", охватывает все произведенные
средства производства, то есть все виды
инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские,
складские, транспортные средства и сбытовую
сеть, используемые в производстве товаров
и услуг и доставке их к конечному потребителю.
Труд. Труд — это широкий термин, который
экономист употребляет для обозначения
всех физических и умственных способностей
людей, применимых в производстве товаров
и услуг (за исключением особого вида человеческих
талантов, а именно предпринимательской
способности). Предпринимательская способность.
Она заключается в способности человека
генерировать оригинальные, новаторские
идеи, в его умении и готовности организовать
бизнес или любое новое дело, принимая
на себя связанные с ним затраты, риск
и ответственность.