Предпосылки и цели реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Конец XVII – первая четверть XVIII вв. ознаменовались крупномасштабными реформами Петра I (1689-1725), радикально изменившими уклад российского государства.
Пётр I родился 30 мая 1672 г. в Москве. На протяжении всей жизни его отличала всесторонность дарований. Он был великим реформатором общественной и государственной жизни, мужественным полководцем и принципиальным дипломатом, незаурядным законодателем и великолепным кораблестроителем. Таким же разнообразием отличались и качества характера Петра I. Он был и нежным, и жестоким, простым и надменным в общении, буйным и выдержанным в проявлении страстей.

Содержание работы

Введение 3
1. Предпосылки и цели реформы Петра I 4
2. Ход реформы 6
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Петр I (10).doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                     3

1. Предпосылки и цели реформы Петра I                                               4

2. Ход реформы                                                                                         6

Заключение                                                                                               12

Список использованной литературы                                                    13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конец XVII – первая четверть XVIII вв. ознаменовались крупномасштабными реформами Петра I (1689-1725), радикально изменившими уклад российского государства.

Пётр I родился 30 мая 1672 г. в Москве. На протяжении всей жизни его отличала всесторонность дарований. Он был великим реформатором общественной и государственной жизни, мужественным полководцем и принципиальным дипломатом, незаурядным законодателем и великолепным кораблестроителем. Таким же разнообразием отличались и качества характера Петра I. Он был и нежным, и жестоким, простым и надменным в общении, буйным и выдержанным в проявлении страстей.

Вокруг имени Петра сложилось множество положительно окрашенных стереотипов, которые для многих стали аксиомами. К таким относятся "царь-плотник", "работник на троне", "прорубил окно в Европу", "суровый, но справедливый и демократичный, нечета своим преемникам" и т.п.

Это восхищение вполне естественно, ведь Петр навсегда изменил диковатый облик России, придал её жизни динамизм. Институты, созданные Петром, показали удивительною жизнеспособность: коллегии просуществовали 80 лет, Сенат – 206 лет, подушная система налогообложения – 163 года, и этот факт свидетельствует о значительнейшей глубине петровских преобразований.

Но присутствовала ли эта глубина в экономических реформах, и, если да, то в чём проявлялась? В ходе этой работы опишем реформу и попытаемся дать развёрнутый ответ на этот вопрос.

 

 

 

 

 

1. Предпосылки и цели реформы Петра I

В начале XVII в. отсталость России во всех отношениях по сравнению с Западом была очевидна. Впервые осознание неизбежности и необходимости преобразований Отечества возникает у царя как раз по возвращении из Великого посольства, где он прочувствовал дух, силу, военное и культурное могущество развитой Европы.

В Англии и Нидерландах прогремели буржуазные революции, в результате чего торговля, промышленность и мореплавание были на подъёме. Процветали наука и культура. В России же было несколько железоделательных заводов и 20-30 мануфактур. Этот контраст не мог не подействовать Петра, он породил "государственную мечту" царя.

Экономическая политика Петра I может быть условно разделена на два этапа: первый (примерно до 1717 года) и второй (1717-1719 гг.).

Петр I осознавал необходимость наличия выходов к морям. Отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в дальнейшем экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости. Окрылённый успехом Азовского похода, царь организует выход с сорокатысячной армией к Нарве, шведской крепости на Балтике, тем самым начиная затянувшуюся на двадцать лет Северную войну. Военное положение России, решающей неотложные внешнеполитические задачи, требовало мощной материальной базы, которой не было и не могло быть в условиях натуральной экономики. На развитие этой базы и была ориентирована экономическая политика на первом этапе.

В поражение под Нарвой была практически полностью потеряна артиллерия, следовательно, возникала задача скорейшего её перевооружения и переоснащения армии, что в свою очередь требовало огромных средств и ресурсов. Необходимо было развитие промышленности, особенно, тяжёлой. Поэтому было необходимо вмешательство государство в экономику. А для этого нужны были финансы. Петр I искал пути пополнения государственной казны. В качестве такого пути Пётр рассматривал совершенствование торговли и предпринимательства

Кроме того, Северная война, означала экономическую изоляцию Россию от Швеции, которая поставляла высококачественную сталь, чрезвычайно требовавшуюся в российской армии. Это обстоятельство также вынуждало Петра начать индустриализацию.

Развитие торговли и промышленности было затруднено проблемами денежного обращения, поэтому вполне закономерным было проведение денежной реформы. Индустриализация способствовала развитию товарно-денежных отношений, но копейка, находившаяся в достаточном количестве в обращении, не отвечала этой тенденции. Подсчёт значительной суммы требовал огромных затрат времени, а кроме того, требовал содержать специальный штат счётчиков.

С другой стороны копейка не годилась для оплаты мелких товаров, так как была достаточно дорогой, а полушек и денежек почти не было. В результате в обращении было много резаных и фальшивых монет.

Кроме того, денежная реформа могла разрешить проблему дефицита бюджета, необходимого для развития, постройки городов, армии, попутно принеся казне дополнительный доход.

Второй этап реформ был связан с модернизацией России и выводом её на уровень мощной европейской державы. В соответствии с представлениями Петра, который разделял концепцию меркантилизма, о высоком уровне государственного развития свидетельствовало благосостояние подданных и богатство страны. Это и определило пути и средства достижения "общего блага". Среди этих средств были и поощрение, и принуждение, и регулирование экономической жизни подданных.

 

 

 

 

 

2. Ход реформы

 

Реформа в сфере промышленности шла по двум направлениям: стимулирование развития лёгкой промышленности и создание отраслей тяжёлой индустрии. Реформируя промышленную сферу, Петр акцентировал внимание на развитии мануфактурного производства, и, прежде всего тех его отраслей, которые обеспечивали военные нужды. В итоге реформа дала импульс развитию трёх основных видов мануфактур: казённых, частных и помещичьих.

Обладая огромными финансовыми и материальными ресурсами, государство взяло на себя регулирование всего, что связано с производством, начиная с размещения предприятий и кончая номенклатурой необходимой продукции.

Создавались новые промышленные районы и строились новые предприятия. В результате по-настоящему широко распространились мануфактуры, т.е. случился подлинный перелом в промышленности страны. Особенно чётко последнее прослеживается на примере металлургии. В Карелии, в Воронежско-Тамбовском крае, в центре в сжатые сроки строились новые заводы, расширялись старые, нередко отобранные у предпринимателей, которые были не в состоянии оперативно справиться с государственными заказами. Кроме того, петровские резиденты в Западной Европе активно приглашали иностранных горных специалистов и металлургов. Одним из итогов такой политики стало основание уральской металлургической области, без которой трудно представить экономику будущей России.

Пётр энергично развивал и лёгкую промышленность. Предпринимателям выдавались огромные заказы на продукцию, которая должна была обладать высочайшими качественными характеристиками. Приглашали работать иностранных и русских специалистов. Происходило взаимное обогащение опытом и стремительный рост мануфактур.

Местным властям предписывалось всемерно содействовать строительству предприятий в кратчайший срок. Строительство заводов требовало огромных средств, которыми не располагал ни один частный предприниматель или ростовщик. Но эти средства легко находились в казне, ещё не истощённой войной.

Пётр I помогал частным промышленным предпринимателям, предоставляя беспроцентные ссуды, льготные пошлины, бесплатные земельные участки, освобождая владельцев новых предприятий от обременительных выборных служб или даже давая право на монопольный выпуск продукции какого-то вида.

Однако такие поощрения имели место только в отношении "нужных" государству товаров. Выпуск "ненужных" же очень ограничивался или совсем запрещался.

Заметную роль в промышленном развитии страны сыграли вотчинные промышленные предприятия, развитие которых началось со второй половины 1710-х гг. Работали эти предприятия исключительно на крепостном труде как правило в кожевенной или текстильной отрасли. Благодаря этим предприятиям в России выделяются ранее не существовавшие подотрасли, продукты которых шли на экспорт или удовлетворяли потребности зажиточных россиян.

Примерно такими же методами вовлекались в производство и крестьяне. Многие из них, например, И. Гарелин, Я. Ямановский, Хлудовы, Найдёновы стали крупными предпринимателями и промышленниками.

В целом был достигнут экономический успех. Но здесь не обошлось без негативных моментов. Свободное предпринимательство нуждалось в источнике трудовых ресурсов, которого в России не было – слой горожан составлял примерно 3% от всего населения. Поэтому были вынуждены обратиться к крестьянскому труду. Указ от 18 января 1721 г. разрешал частным предпринимателям выкупать крестьян целыми сёлами и приписывать к производствам. Указ 1722 г. даёт право не возвращать крестьян, овладевших мастерством. Таким образом, политика Петра I способствовала и закрепощению крестьян, уничтожала наёмный труд, и в то же время развивала предпринимательство. Это закладывало преграды дальнейшего развития промышленности, обеспечивая лишь недолговременный выход из кризиса.

Создав по своей инициативе производство, Пётр I по своей инициативе создал и торговлю. В первую очередь можно выделить введенные им монополии. Монополии вводились на товары, необходимые государству в качестве источника высокой прибыли, например, лён и соль, а также на товары нужные армии – пенька, парусина и т.д. Согласно указу от 1705 г. о введении монополии на соль, государство открыто прибирало к своим рукам прибыльную отрасль, а кроме того реализовывало её продукцию получая 100%-ю добавочную прибыль.

В числе мер относительно торговли первого этапа экономической реформы указ 1699 г., согласно которому все торгующие люди были обязаны записаться в посад, в противном случае их деятельность запрещалась. Эта мера была принята с целью улучшения контроля над торговцами, для лучшего осуществления налоговых сборов и сборов повинностей.

С целью увеличения поступлений денег в казну и извлечения максимальной финансовой выгоды от торговой сферы Петр I предпринял ряд конкретных мер, направленных на активизацию внутренней торговли.

В 1719 г. же с купцов и торговцев снимаются постойные и подворные повинности; они получали различные льготы и привилегии государства. Отменяются монополии на большинство товаров. Эта мера, служащая для увеличения торговой активности населения, сопровождалась ещё и реформой органов контроля торговлей. Были введены органы купеческого управления и суда – магистраты, подчинённые Главному магистрату, которые должны были всячески помогать купцам и промышленникам. Интересы российских купцов за границей защищала коммерц-коллегия. Она же обеспечивала упорядочение внутреннего рынка при помощи указов, регламентов, проверок и т.д. Берг-мануфактур коллегия должна была отчитываться за качество, сдерживать конкуренцию предпринимателей, рассматривала предложения о нововведениях, обсуждать регламентации цен, масштабов производства.

Также государство практиковало подряды и откупа. Подряд - выполнение заказов по производству товаров монополизированных отраслей. Это было выгодно подрядчикам, так как они получали в качестве аванса 2/3 стоимость подряда под оборотный капитал, а также гарантию государства на получение фиксированной прибыли

Откуп – право производить "заповедный" товар в обмен единовременную выплату 90% прибыли. Чтобы компенсировать эту трату откупщики взвинчивали цены. Особенно бесчинствовали винные откупщики.

При помощи откупов, монопольных торговых компаний и жёстких таможенных тарифов государство держало в своих руках всю внешнюю торговлю, защищавшие отечественное производство от иностранной конкуренции. Для оживления международной торговли вывоз товара был назначен исключительно через более удобный для этого Петербург.

Таможенный устав 1724 года имел явно выраженный протекционистский характер. Товары, аналоги которых производились в России, облагались 75% налогом. Умеренными налогами облагались шерстяные ткани, орудия кожа и т.д. Эти меры позволяли уберечь российские товары от конкуренции с европейскими, которые были лучшего качества. Оборотной стороной протекционизма было снижение внешнеторговой активности.

С этими мерами внешне проявилось ослабление роли государства в экономике. На самом деле государство и не собиралось отстраняться от экономики. "К концу Северной войны, - говорит Е.В. Анисимов - мы имеем как бы новую редакцию прежней политики: если раньше воздействие государства на экономику осуществлялось насильственным путём через систему запретов и ограничений, то теперь, когда оправдывающая этот диктат ситуация осталась позади, вся сила тяжести была перенесена на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины". Он указывает на факт, подтверждающий действие этой машины: "Внимательно вчитавшись в условия передачи мануфактур, мы увидим, что компания не обладает правами настоящего владельца капиталистического предприятия… Например, Демидову государство гарантирует владение его же собственным заводом до тех пор, пока тот будет бесперебойно поставлять в казну необходимую продукцию."

Таким образом, в промышленности при Петре главным был бюрократ, знавший какую отрасль следует развивать, а какую замедлять, определявший, сколько что должно стоить и в каком количестве должно быть выпущено.

С конца 90-х годов началась перестройка денежной системы. К 1704 г. вместо примитивной монетной системы, представленной одной лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой и ее частями, сложился полновесный набор серебряных монет в одну копейку, алтын (3 коп.), пятачок (5 коп.), гривенник (10 коп.), полуполтину (25 коп.), полтину (50 коп.) и, наконец, рубль. Вместо серебряных деньги (0,5 коп.) и полушки (0,25 коп.) стали выпускать медные монеты этого же достоинства. С 1718 г. из меди стали делать алтыны и полуполушки, а с 1723 г. - пятачки, которые и стали в итоге самой мелкой медной монетой.

Информация о работе Предпосылки и цели реформы Петра I