Предпосылки политической раздробленности и образование самостоятельных центров на территории Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

В середине XII в. Древнерусское государство распалось на двенадцать удельных княжеств. Это был политический результат дальнейшего развития феодализма, укрепления феодальной собственности на землю, утверждения феодальной ренты в качестве средства эксплуатации крестьянства. Падение удельного веса международной торговли, проводившейся по пути "из варяг в греки" через Киев, прекращение обогащавших знать завоевательных походов киевских князей ослабили значение Киева как политического и экономического центра русских земель. Попытки киевских князей приостановить процесс распада Киевской Руси посредством феодальных съездов успеха не принесли.

Файлы: 1 файл

Билет 3.docx

— 26.13 Кб (Скачать файл)

Вопрос 3

Предпосылки политической раздробленности и образование  самостоятельных центров на территории Древнерусского государства

В середине XII в. Древнерусское  государство распалось на двенадцать удельных княжеств. Это был политический результат дальнейшего развития феодализма, укрепления феодальной собственности  на землю, утверждения феодальной ренты  в качестве средства эксплуатации крестьянства. Падение удельного веса международной  торговли, проводившейся по пути "из варяг в греки" через Киев, прекращение обогащавших знать завоевательных походов киевских князей ослабили значение Киева как политического и экономического центра русских земель. Попытки киевских князей приостановить процесс распада Киевской Руси посредством феодальных съездов успеха не принесли. Одна за другой земли начали освобождаться из-под власти Киева, местные феодалы стали проводить свою политику, зачастую отличную от общегосударственной, киевской. Стремясь расширить свои земельные владения, местные феодалы и князья захватывают соседние земли, что усилило междоусобицы и феодальные распри. Постепенно усиливаются новые экономические и политические центры - Новгород, Смоленск, Галич, Рязань и другие. Новая эпоха характеризовалась распространением пашенного земледелия, начинает утверждаться трехпольная система. В городах развивается ремесло, растет число ремесленных специальностей. Города становятся центрами окружающих территорий, военными опорными пунктами. Однако в условиях господства натурального хозяйства развитие товарного производства имело свои пределы: торговые связи между княжествами были непрочными и непостоянными. 
Повышение производительности труда в сельском хозяйстве и ремесленном производстве привело к увеличению ценности земли. Феодалы теперь видели в земле главный источник своего обогащения. Резко возрастает стремление феодалов к расширению своих земельных владений. Великокняжеская власть в таких условиях, стремясь укрепить свое положение, широко практикует раздачу земли приближенным. Результат в конечном счете оказался обратным: рост крупного феодального землевладения и содействие ему центральной власти обессилили киевский престол и привели к распаду государственного единства Киевской Руси. Став собственниками обширных земельных владений, местные князь и бояре обрели независимость как в экономическом, так и в политическом отношении. Реальная власть киевских князей быстро пошла на убыль и постепенно ограничивалась территорией собственно Киевского княжества, хотя номинально Киев и продолжал считаться общерусским "стольным градом". 
Распад государственного единства, экономическое и политическое обособление отдельных княжеств и земель - закономерный этап в развитии феодального строя. Но, с другой стороны, переход к феодальной раздробленности, расчленение Древнерусского государства ослабили сопротивляемость внешнему давлению и облегчили (в дальнейшем) завоевание Руси татаро-монголами. 
После распада Древнерусского государства для экономического и политического развития отдельных его частей большое значение имело местоположение княжества, уровень феодализации его хозяйственной жизни. Политические формы отечественной государственности в период удельного правления были многообразными - от сильной княжеской власти до республиканского строя. Основные варианты связаны с историей Владимиро(Ростово)-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик.

Комплекс причин, породивший раздробленность, охватывал практически  все сферы жизнедеятельности  общества:

- господство натурального  хозяйства;

- отсутствие прочных экономических  связей между различными частями  Киевской Руси;

- особенности передачи  княжеской власти не от отца  к сыну, а старшему в роду, раздел  территории между наследниками;

- междоусобицы князей;

- рост городов;

- ослабление центральной  власти, т.е. киевского князя;

- укрепление аппарата  управления в каждом феодальном  владении;

- рост экономической и  политической независимости местных  княжеских династий, рост политического  сепаратизма;

- развитие крупного землевладения,  активное развитие ремесел, усложнение  социальной структуры, зарождение  дворянства;

- потеря Киевом исторической  роли в связи с перемещением  торговых путей из Европы на  Восток. 

В 1097 году Любеческий съезд установил: "каждо да держит отчизну свою". Это был переход к новой политической системе.

Среди наиболее известных  новообразований выделялись: Владимиро- Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Полоцкое, Смоленское, Черниговское княжества, а также боярские республики: Новгородская и выделившаяся из нее несколько позже Псковская.

Особенностью новой эпохи  стало то, что в названных образованиях по мере их дальнейшего хозяйственного и политического развития процесс  дробления, выделения новых владений, уделов не прекращался.

Феодальная раздробленность  Руси привела к следующим последствиям:

- подъем хозяйства и  культуры отдельных княжеств  и земель;

- дробление княжеств между  наследниками;

- конфликты между князьями  и местным боярством;

- ослабление обороноспособности  Руси.

Из феодальных образований, на которые распалось Древнерусское  государство самыми заметными по могуществу и влиянию на общерусские  дела являлись: Владимиро-Суздальское  княжество, Галицко-Волынское княжество  и Новгородская земля.

Владимиро-Суздальское  княжество и его князья

Занимало территорию в  междуречье Оки и Волги, прикрытую  лесами от половецких набегов. Сюда массами  перемещалось население из южных, граничащих со степью княжеств. В XII - XIII вв. Ростовско-Суздальская земля переживала экономический и политический подъем, выдвинувший ее в ряд сильнейших княжеств Руси. Возникли города Дмитров, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Городец, Галич, Стародуб и др. В 1108 г. Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир, впоследствии ставший столицей всей Северо-Восточной Руси. Политическое значение Ростово-Суздальской земли резко возрастает при Юрии Долгоруком (1125-1157 гг.). Под 1147 г. в летописи впервые упоминается Москва - небольшой пограничный городок, основанный Юрием Долгоруким. В 1156 г. в Москве был построен деревянный "град".

Долгорукий проводил активную внешнюю политику, подчинил своей  власти Рязань и Муром, организовал  несколько походов на Киев. Эту  политику продолжал его сын Андрей Боголюбский (1157-1174), положивший начало борьбе суздальских князей за политическое верховенство над остальными русскими землями. Во внутренних делах, опираясь на поддержку горожан и дружинников, Андрей жестко расправлялся с непокорными боярами, изгонял их из княжества, конфисковывал их вотчины. Чтобы усилить свои позиции, он перенес столицу из древней цитадели Ростова во Владимир - молодой город со значительным торгово-ремесленным посадом. После успешного похода в 1169 г. на Киев роль политического центра Руси перешла к Владимиру.

Недовольство боярской оппозиции  привело к убийству Андрея, затем  последовали двухлетняя борьба и  дальнейшее укрепление княжеской власти. Расцвет наступил при правлении  брата Андрея - Всеволода Большое  Гнездо (1176-1212 гг.). В его княжение Владимиро-Суздальская земля достигла наивысшего расцвета и могущества, играя решающую роль в политической жизни Руси. Он сломил сопротивление старого боярства. "Под рукой" владимирского князя снова оказалась Рязань и Новгород. Однако после его смерти новый период усобиц в княжестве свел на нет все усилия, что особенно ослабляло Русь перед монгольским нашествием.

Вопрос 33

Третьеиюньская политическая система

20 февраля 1907 г. начала  работу II Государственная дума. Она  оказалась левее первой. Хотя  главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы — 30 депутатов.

В начале марта в Думе выступил председатель Совета министров Столыпин с правительственной декларацией о проведении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновенности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т. д. Как и раньше, центральным был аграрный вопрос. Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовали радикального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательный закон. Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присылать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так создавалась видимость "народного гласа". В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая провокация. 55 депутатов социал-демократов были обвинены в подготовке государственного переворота. Правительство потребовало отстранить их от заседания. Власти не захотели дожидаться ответа на свой ультиматум.

3 июня 1907 г. II Государственная дума была досрочно распушена, а некоторые члены социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов.

Изменение избирательного закона в Думу было проведено, несомненно, с нарушением манифеста 17-го октября, и потому акт 3-го июня был воспринят как "государственный переворот". Новым избирательным законом было сильно урезано представительство в Думе от окраин государства: Польша должна была вместо 36 посылать 14 депутатов (в том числе 2 от русского населения), Кавказ вместо 29 — десять. Средняя Азия была вовсе лишена думского представительства. В европейской России при избрании выборщиков в губернские избирательные собрания курии землевладельцев было предоставлено преобладание над другими куриями: в 34 губерниях из 52-х съезды землевладельцев выбирали в губернские избирательные собрания абсолютное большинство выборщиков; в общей сложности курия землевладельцев избрала 50,5% выборщиков (вместо 31%), крестьянская курия — 22,5% (вместо 42%); городская курия избирала по-прежнему 27% выборщиков, но теперь городские избиратели были разделены на две курии, причем первой (“цензовой”) было предоставлено большинство выборщиков.[2]

Рабочая курия сохранилась  лишь в 6-ти наиболее промышленных губерниях. От каждой курии губернские избирательные собрания непременно должны были избрать в Думу по одному представителю, остальные депутаты могли быть избраны из любой курии.

Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято  новое Положение о выборах. Общее  количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства.

Выборы в 3-ю Думу происходили  осенью 1907 года в обстановке террора и разгула реакции. Правительство сумело на этот раз обеспечить послушный состав Думы. Большинство о ней имели помещики и буржуазия. Однако абсолютного большинства не имела ни одна партия, и дали следующий состав: правых 50, “умеренно-правых” 71, националистов 26 (всего правых 147), октябристов (центр.) 154; налево от октябристов: прогрессистов 28, к.-д. 54, трудовиков 13, с.-д. 20, поляков и литовцев 18, мусульман 8 (всего 141). Главную роль в третьей Думе играла фракция октябристов; из их среды были и председатели Думы, сначала Н. А. Хомяков, потом Д. И. Гучков. “Столыпинское” большинство в Думе составляли октябристы, националисты и умеренно-правые.— Бюджетные права Думы давали ей большое влияние на государственный аппарат, ибо на всякое новое ассигнование государственных средств министры должны были получать согласие Думы, и поэтому правительство стремилось действовать в согласии с Думой. 3-я Дума приняла аграрные законы Столыпина, поддерживала реорганизацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование. В то же время она поддерживала националистический курс, усвоенный с 1909 г. министерством Столыпина. Она приняла законы об ограничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства, с преобладанием русского элемента, о выделении Холмской области в особую губернию (иронически названное “четвертым разделом Польши”).

Реформы П.А. Столыпина и  их  судьба 

 Необходимость перемен была  осознана властью в ходе революции  1905-1907 гг. Это осознание привело  8 июля 1906 г. на пост премьер-министра  волевого и энергичного П.А.  Столыпина, который для обеспечения  порядка и процветания в стране  поставил перед собой несколько  целей. Чтобы остановить революцию  и политический терроризм, 19 августа  1906 г. были введены военно-полевые  суды, которые в ускоренном порядке  выносили жесткие приговоры лицам,  причастным к террористическим  действиям. Войска подавляли все  без исключения бунты. Однако  понимая, что одними полицейскими  мерами установить спокойствие  в России не удастся, П.А.  Столыпин в 1906-1911 гг. провел мероприятия,  направленные на модернизацию  страны. 
   В первую очередь реформы коснулись наиболее отсталого аграрного сектора. Начиная с 1906 г., был принят ряд законов о роспуске крестьянских общин. Согласно этим постановлениям крестьяне по желанию могли выйти из общины, получив при этом в полную собственность свою долю общинной земли (отруб) или могли взять землю за пределами села (хутор). Вышедшая из общины крестьянская семья становилась собственником своего имущества и получала все права юридического лица. Это давало возможность брать в банке кредиты на приобретение сельскохозяйственных угодий и инвентаря. Был создан Крестьянский банк, который в 1905-1914 гг. продал крестьянам 9,5 млн гектаров земли. Целью реформ в аграрном секторе было создание в деревне слоя крестьян-собственников, развивающих свое хозяйство, ориентированное на рынок, иными словами - фермеров. В эту категорию должны были войти наиболее трудолюбивые и инициативные земледельцы, заинтересованные в технических усовершенствованиях. П.А. Столыпин считал, что помещичье землевладение может быть ограничено только естественным путем, в ходе конкуренции с крестьянами-фермерами, но никак не волевым решением правительства. Также противоправными признавались самочинные захваты крестьянами помещичьей собственности. Важным способом решения земельной проблемы было разрешение крестьянам занимать целинные и пустотные земли в малонаселенных областях Дальнего Востока и Западной Сибири. Переселенцы получали от правительства ссуду и могли переехать в отдаленные районы за казенный счет. Между 1907 и 1914 гг. правом на переселение воспользовалось около 3,5 млн крестьян. 
   П.А. Столыпин также наметил проведение школьной реформы, предполагавшей введение всеобщего бесплатного образования для детей от 8 до 12 лет. Результаты реформ не заставили себя ждать. Уже в 1909 г. был собран рекордный урожай. Россия вышла на первое место в мире по этому показателю и экспортировала без ущерба для внутреннего питания до 30 % зерна. Это позволило уравновесить бюджет и выделить средства на модернизацию промышленности. В 1908-1913 гг. промышленное производство выросло на 54 %. Буквально все отрасли промышленности переживали подъем. Исходя из национальной идеи, П.А. Столыпин делал ставку на отечественный капитал и российских предпринимателей. Более 70 % всех вложений в промышленность делалось за счет отечественных фондов. Гибель в 1911 г. от руки террориста не дала П.А. Столыпину завершить многие из намеченных им преобразований.

Информация о работе Предпосылки политической раздробленности и образование самостоятельных центров на территории Древнерусского государства