Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:20, контрольная работа
В середине XII в. Древнерусское государство распалось на двенадцать удельных княжеств. Это был политический результат дальнейшего развития феодализма, укрепления феодальной собственности на землю, утверждения феодальной ренты в качестве средства эксплуатации крестьянства. Падение удельного веса международной торговли, проводившейся по пути "из варяг в греки" через Киев, прекращение обогащавших знать завоевательных походов киевских князей ослабили значение Киева как политического и экономического центра русских земель. Попытки киевских князей приостановить процесс распада Киевской Руси посредством феодальных съездов успеха не принесли.
Вопрос 3
Предпосылки политической раздробленности и образование самостоятельных центров на территории Древнерусского государства
В середине XII в. Древнерусское
государство распалось на двенадцать
удельных княжеств. Это был политический
результат дальнейшего развития
феодализма, укрепления феодальной собственности
на землю, утверждения феодальной ренты
в качестве средства эксплуатации крестьянства.
Падение удельного веса международной
торговли, проводившейся по пути "из
варяг в греки" через Киев, прекращение
обогащавших знать завоевательных походов
киевских князей ослабили значение Киева
как политического и экономического центра
русских земель. Попытки киевских князей
приостановить процесс распада Киевской
Руси посредством феодальных съездов
успеха не принесли. Одна за другой земли
начали освобождаться из-под власти Киева,
местные феодалы стали проводить свою
политику, зачастую отличную от общегосударственной,
киевской. Стремясь расширить свои земельные
владения, местные феодалы и князья захватывают
соседние земли, что усилило междоусобицы
и феодальные распри. Постепенно усиливаются
новые экономические и политические центры
- Новгород, Смоленск, Галич, Рязань и другие.
Новая эпоха характеризовалась распространением
пашенного земледелия, начинает утверждаться
трехпольная система. В городах развивается
ремесло, растет число ремесленных специальностей.
Города становятся центрами окружающих
территорий, военными опорными пунктами.
Однако в условиях господства натурального
хозяйства развитие товарного производства
имело свои пределы: торговые связи между
княжествами были непрочными и непостоянными.
Повышение производительности труда в
сельском хозяйстве и ремесленном производстве
привело к увеличению ценности земли.
Феодалы теперь видели в земле главный
источник своего обогащения. Резко возрастает
стремление феодалов к расширению своих
земельных владений. Великокняжеская
власть в таких условиях, стремясь укрепить
свое положение, широко практикует раздачу
земли приближенным. Результат в конечном
счете оказался обратным: рост крупного
феодального землевладения и содействие
ему центральной власти обессилили киевский
престол и привели к распаду государственного
единства Киевской Руси. Став собственниками
обширных земельных владений, местные
князь и бояре обрели независимость как
в экономическом, так и в политическом
отношении. Реальная власть киевских князей
быстро пошла на убыль и постепенно ограничивалась
территорией собственно Киевского княжества,
хотя номинально Киев и продолжал считаться
общерусским "стольным градом".
Распад государственного единства, экономическое
и политическое обособление отдельных
княжеств и земель - закономерный этап
в развитии феодального строя. Но, с другой
стороны, переход к феодальной раздробленности,
расчленение Древнерусского государства
ослабили сопротивляемость внешнему давлению
и облегчили (в дальнейшем) завоевание
Руси татаро-монголами.
После распада Древнерусского государства
для экономического и политического развития
отдельных его частей большое значение
имело местоположение княжества, уровень
феодализации его хозяйственной жизни.
Политические формы отечественной государственности
в период удельного правления были многообразными
- от сильной княжеской власти до республиканского
строя. Основные варианты связаны с историей
Владимиро(Ростово)-
Комплекс причин, породивший раздробленность, охватывал практически все сферы жизнедеятельности общества:
- господство натурального хозяйства;
- отсутствие прочных
- особенности передачи княжеской власти не от отца к сыну, а старшему в роду, раздел территории между наследниками;
- междоусобицы князей;
- рост городов;
- ослабление центральной власти, т.е. киевского князя;
- укрепление аппарата
управления в каждом
- рост экономической и
политической независимости
- развитие крупного
- потеря Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей из Европы на Восток.
В 1097 году Любеческий съезд установил: "каждо да держит отчизну свою". Это был переход к новой политической системе.
Среди наиболее известных новообразований выделялись: Владимиро- Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Полоцкое, Смоленское, Черниговское княжества, а также боярские республики: Новгородская и выделившаяся из нее несколько позже Псковская.
Особенностью новой эпохи стало то, что в названных образованиях по мере их дальнейшего хозяйственного и политического развития процесс дробления, выделения новых владений, уделов не прекращался.
Феодальная раздробленность
Руси привела к следующим
- подъем хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель;
- дробление княжеств между наследниками;
- конфликты между князьями и местным боярством;
- ослабление обороноспособности Руси.
Из феодальных образований,
на которые распалось
Владимиро-Суздальское княжество и его князья
Занимало территорию в междуречье Оки и Волги, прикрытую лесами от половецких набегов. Сюда массами перемещалось население из южных, граничащих со степью княжеств. В XII - XIII вв. Ростовско-Суздальская земля переживала экономический и политический подъем, выдвинувший ее в ряд сильнейших княжеств Руси. Возникли города Дмитров, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Городец, Галич, Стародуб и др. В 1108 г. Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир, впоследствии ставший столицей всей Северо-Восточной Руси. Политическое значение Ростово-Суздальской земли резко возрастает при Юрии Долгоруком (1125-1157 гг.). Под 1147 г. в летописи впервые упоминается Москва - небольшой пограничный городок, основанный Юрием Долгоруким. В 1156 г. в Москве был построен деревянный "град".
Долгорукий проводил активную внешнюю политику, подчинил своей власти Рязань и Муром, организовал несколько походов на Киев. Эту политику продолжал его сын Андрей Боголюбский (1157-1174), положивший начало борьбе суздальских князей за политическое верховенство над остальными русскими землями. Во внутренних делах, опираясь на поддержку горожан и дружинников, Андрей жестко расправлялся с непокорными боярами, изгонял их из княжества, конфисковывал их вотчины. Чтобы усилить свои позиции, он перенес столицу из древней цитадели Ростова во Владимир - молодой город со значительным торгово-ремесленным посадом. После успешного похода в 1169 г. на Киев роль политического центра Руси перешла к Владимиру.
Недовольство боярской оппозиции
привело к убийству Андрея, затем
последовали двухлетняя борьба и
дальнейшее укрепление княжеской власти.
Расцвет наступил при правлении
брата Андрея - Всеволода Большое
Гнездо (1176-1212 гг.). В его княжение
Владимиро-Суздальская земля
Вопрос 33
Третьеиюньская политическая система
20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы — 30 депутатов.
В начале марта в Думе выступил председатель Совета министров Столыпин с правительственной декларацией о проведении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновенности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т. д. Как и раньше, центральным был аграрный вопрос. Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовали радикального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательный закон. Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присылать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так создавалась видимость "народного гласа". В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая провокация. 55 депутатов социал-демократов были обвинены в подготовке государственного переворота. Правительство потребовало отстранить их от заседания. Власти не захотели дожидаться ответа на свой ультиматум.
3 июня 1907 г. II Государственная дума была досрочно распушена, а некоторые члены социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов.
Изменение избирательного закона в Думу было проведено, несомненно, с нарушением манифеста 17-го октября, и потому акт 3-го июня был воспринят как "государственный переворот". Новым избирательным законом было сильно урезано представительство в Думе от окраин государства: Польша должна была вместо 36 посылать 14 депутатов (в том числе 2 от русского населения), Кавказ вместо 29 — десять. Средняя Азия была вовсе лишена думского представительства. В европейской России при избрании выборщиков в губернские избирательные собрания курии землевладельцев было предоставлено преобладание над другими куриями: в 34 губерниях из 52-х съезды землевладельцев выбирали в губернские избирательные собрания абсолютное большинство выборщиков; в общей сложности курия землевладельцев избрала 50,5% выборщиков (вместо 31%), крестьянская курия — 22,5% (вместо 42%); городская курия избирала по-прежнему 27% выборщиков, но теперь городские избиратели были разделены на две курии, причем первой (“цензовой”) было предоставлено большинство выборщиков.[2]
Рабочая курия сохранилась лишь в 6-ти наиболее промышленных губерниях. От каждой курии губернские избирательные собрания непременно должны были избрать в Думу по одному представителю, остальные депутаты могли быть избраны из любой курии.
Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства.
Выборы в 3-ю Думу происходили осенью 1907 года в обстановке террора и разгула реакции. Правительство сумело на этот раз обеспечить послушный состав Думы. Большинство о ней имели помещики и буржуазия. Однако абсолютного большинства не имела ни одна партия, и дали следующий состав: правых 50, “умеренно-правых” 71, националистов 26 (всего правых 147), октябристов (центр.) 154; налево от октябристов: прогрессистов 28, к.-д. 54, трудовиков 13, с.-д. 20, поляков и литовцев 18, мусульман 8 (всего 141). Главную роль в третьей Думе играла фракция октябристов; из их среды были и председатели Думы, сначала Н. А. Хомяков, потом Д. И. Гучков. “Столыпинское” большинство в Думе составляли октябристы, националисты и умеренно-правые.— Бюджетные права Думы давали ей большое влияние на государственный аппарат, ибо на всякое новое ассигнование государственных средств министры должны были получать согласие Думы, и поэтому правительство стремилось действовать в согласии с Думой. 3-я Дума приняла аграрные законы Столыпина, поддерживала реорганизацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование. В то же время она поддерживала националистический курс, усвоенный с 1909 г. министерством Столыпина. Она приняла законы об ограничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства, с преобладанием русского элемента, о выделении Холмской области в особую губернию (иронически названное “четвертым разделом Польши”).
Реформы П.А. Столыпина и их судьба
Необходимость перемен была
осознана властью в ходе
В первую очередь реформы коснулись наиболее
отсталого аграрного сектора. Начиная
с 1906 г., был принят ряд законов о роспуске
крестьянских общин. Согласно этим постановлениям
крестьяне по желанию могли выйти из общины,
получив при этом в полную собственность
свою долю общинной земли (отруб) или могли
взять землю за пределами села (хутор).
Вышедшая из общины крестьянская семья
становилась собственником своего имущества
и получала все права юридического лица.
Это давало возможность брать в банке
кредиты на приобретение сельскохозяйственных
угодий и инвентаря. Был создан Крестьянский
банк, который в 1905-1914 гг. продал крестьянам
9,5 млн гектаров земли. Целью реформ в аграрном
секторе было создание в деревне слоя
крестьян-собственников, развивающих
свое хозяйство, ориентированное на рынок,
иными словами - фермеров. В эту категорию
должны были войти наиболее трудолюбивые
и инициативные земледельцы, заинтересованные
в технических усовершенствованиях. П.А.
Столыпин считал, что помещичье землевладение
может быть ограничено только естественным
путем, в ходе конкуренции с крестьянами-фермерами,
но никак не волевым решением правительства.
Также противоправными признавались самочинные
захваты крестьянами помещичьей собственности.
Важным способом решения земельной проблемы
было разрешение крестьянам занимать
целинные и пустотные земли в малонаселенных
областях Дальнего Востока и Западной
Сибири. Переселенцы получали от правительства
ссуду и могли переехать в отдаленные
районы за казенный счет. Между 1907 и 1914
гг. правом на переселение воспользовалось
около 3,5 млн крестьян.
П.А. Столыпин также наметил проведение
школьной реформы, предполагавшей введение
всеобщего бесплатного образования для
детей от 8 до 12 лет. Результаты реформ
не заставили себя ждать. Уже в 1909 г. был
собран рекордный урожай. Россия вышла
на первое место в мире по этому показателю
и экспортировала без ущерба для внутреннего
питания до 30 % зерна. Это позволило уравновесить
бюджет и выделить средства на модернизацию
промышленности. В 1908-1913 гг. промышленное
производство выросло на 54 %. Буквально
все отрасли промышленности переживали
подъем. Исходя из национальной идеи, П.А.
Столыпин делал ставку на отечественный
капитал и российских предпринимателей.
Более 70 % всех вложений в промышленность
делалось за счет отечественных фондов.
Гибель в 1911 г. от руки террориста не дала
П.А. Столыпину завершить многие из намеченных
им преобразований.