Предпосылки развития парламентаризма в России в XIX - XX вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В общественно-политической жизни России, деятельность законодательных и представительных учреждений занимает важное место. И хотя исторически исполнительная власть в нашей стране преимущественно доминировала над властью законодательной, со времен вечевых собраний те или иные правители вынуждены были считаться с мнением народным. Общеизвестна роль Земских Соборов в XVI-ХVII веках в развитии российской государственности, решении многих ключевых вопросов внутренней и внешней политики. Ныне повышенный интерес вызывает деятельность дореволюционных Государственных Дум, поскольку во многом по их образцу и подобию ныне действующая Государственная Дума сконструирована творцами Конституции 1993 года.

Содержание работы

Введение
Глова 1. Предпосылки развития парламентаризма в России в XIX - XX вв.
§ 1. Научные, предпосылки парламентаризма в России на рубеже XIX-XX вв.
§ 2.Исторические, предпосылки парламентаризма в России на рубеже XIX-XX вв.
Глова 2. Становление парламентаризма
§ 1. Становление парламентаризма, политические движения
§ 2. I и II Государственные думы и их программы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

история.docx

— 38.73 Кб (Скачать файл)

- отчет государственного контроля  по исполнению государственной  росписи;

- дела об отчуждении части  государственных доходов или  имуществ, требующие Высочайшего  соизволения;

- дела о постройке железных  дорог непосредственным распоряжением  казны и за ее счет;

- дела об учреждении кампаний  на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

- дела, вносимые на рассмотрение  Думы по особым Высочайшим  повелениям.

Как видим, права и сфера компетенции Государственной думы были четко оговорены и ограничены. Это было закреплено в новой редакции Основных законов Российской империи, принятой накануне начала работы нижней палаты. В соответствии с законодательством, власть верховного управления оставалась всецело в руках императора, которому нераздельно принадлежали:

- вся власть по управлению  страной через министерство, ответственное  перед ним, а не перед народным  представительством и через всех  остальных должностных лиц, назначаемых  от его имени;

- все устройство и законодательство  об армии и флоте;

- право объявлять местность  на военном и исключительном  положении;

- разрешение займов в случае, если Государственная дума не  утвердит их во время сессии.

Таким образом, по меткому выражению С.Ю. Витте, новые Основные законы преследовали цель отобрать у Думы все, что опасно трогать.»

Эта Дума предложила программу демократизации России: введение ответственности министров перед парламентом; гарантии гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмена смертной казни; политическая амнистия участников революции. Ключевым в Думе стало рассмотрение проектов по аграрному вопросу кадетов и трудовиков. Правительство, поддержанное консерваторами, их отвергло, что усилило его противостояние с Государственной Думой. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

9 июля 1906 г. новый министр внутренних  дел П.А. Столыпин распустил Государственную  думу. Часть депутатов выехала  в Выборг. Они приняли «Выборгское  воззвание», в котором призвали  народ не платить налоги, не  давать солдат в армию. Горемыкин вынужден был уйти в отставку. Новым председателем Совета министров стал Столыпин. Составители воззвания подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность попасть в следующую Думу.

II Государственная дума

В ноябре 1906 г. началась избирательная компания во II Государственную думу.

Выборы во II Думу проходили не просто в условиях спада революции, а в те месяцы 1907 г., когда все более очевидным было то, что скоро она закончится поражением. Между тем принципиально это обстоятельство не повлияло на исход думской кампании. Оппозиционные царскому правительству партии вновь, как и в 1906 г., завоевали на выборах симпатии большинства граждан, пришедших голосовать. Правда, соотношение мест в нижней законодательной палате несколько отличалось в сравнении с тем, что было почти год назад. Так, кадеты и трудовики, хотя и остались самыми крупными думскими фракциями, по численности поменялись местами (кадеты уступили первое место трудовикам, потеряв около 80 мест; трудовики же, наоборот, несколько упрочили свои позиции, обогнав кадетов по числу депутатов). Сильной оказалась социалистическая «диаспора» во II Государственной думе: эсеры и эсдеки (социал-демократы) провели в Думу свыше 100 своих сторонников. Одним из отличий партийного состава II Думы от ее предшественницы стало присутствие в Таврическом дворце представителей правых партий и увеличение числа умеренных либералов, октябристов прежде всего.

Как и в 1-й Думе, во 2-й центральным был аграрный вопрос. Проекты принудительного отчуждения помещичьих земель напугали правительство. Просуществовав 102 дня, Дума царским манифестом от 3 июня 1907 года была распущена.

 Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 1 июня 1907 г. в закрытом заседании Думы Столыпин потребовал немедленной выдачи депутатов-заговорщиков и предания их суду. Дума не дала согласие на привлечение их к судебной ответственности и постановила передать дело в специальную думскую комиссию, которая дожи¬даться разоблачения явно сфабрикованного дела и, подгоняемое требованиями Николая II немедленно разогнать Думу, приступило к решительным действиям. В ночь со 2 на 3 июня 37 депутатов социал-демократической фракции были арестованы, остальные перешли на нелегальное положение, а утром 3 июня 1907 г. из Высочайшего указа страна узнала о разгоне II Государственной думы».

Указанный манифест символизировал возникновение в России новой системы политической организации государства, получившей название «третьеиюньская монархия». В этот период внутреннюю политику правительства обусловливали объективные постреволюционные условия. С одной стороны, она была ориентирована на подавление антисамодержавного движения. С другой стороны, нельзя было уже не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике самодержавия четко прослеживались две линии: наступление реакции во всех областях общественно-государственной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первую линию реализовывали административные и идеологические мероприятия правительства, поддержанные ориентированными на власть средствами массовой информации и церковью. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законодательных актов.

 «Государственная дума видела среди своих основных задач укрепление расшатанной неудачной русско-японской войной оборонной мощи страны, укрепление финансового положения государства, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни. Настрой Думы на проведение либеральных реформ, с одной стороны, поддерживал в обществе надежду на постепенное мирное решение всех наболевших вопросов, с другой, - давал возможность выглядеть в глазах мирового сообщества страной, которая шла по демократическому пути западноевропейского образца.

 

Заключение

Сегодня, перешагнув рубеж XXI столетия, многое из опыта деятельности, дореволюционных Дум является поучительным и заслуживающим нашего внимания. Прежде всего, это касается отношений Думы с правительством и монархом. Очевидно, даже век спустя, отношения между законодательной и исполнительной властями в России слишком часто принимали и принимают конфронтационный характер.

B дореволюционных Государственных  Думах разрабатывался регламент  дореволюционной Государственной  Думы, названный «Наказом», как проходило  становление структуры думских  комитетов, называвшихся ранее - комиссиями, так формировались нормы депутатской  этики. Эти и другие ценные элементы первого этапа российского парламентаризма могут быть полезными для депутатов и на современном этапе его развития. Не менее поучительны и типы политического поведения руководителей различных депутатских фракций начала XX века, чем-то перекликающиеся с политическим стилем некоторых современных думских лидеров.

Для современной парламентской практики не теряют своей актуальности такие явления, как: «законодательные пробки» из-за противоборства между Государственной Думой и верхней палатой - Государственным Советом. Постоянная борьба Думы за контроль над правительственным бюджетом, обилие в законодательной повестке второстепенных законопроектов, увлечение ряда депутатов хлесткими речами в ущерб рутинной, но необходимой в каждом парламенте законодательной работе.

Некоторые стороны накопленного опыта в период существования первых двух дум, на мой взгляд, представляют актуальность и в наши дни.

 

Список используемой литературы

1. История отечественного государства  и права / под. ред. О.И. Чистякова. - М., 2000.

2. Миронов Б.Н. Социальная история  России, С.-Петербург, Изд-во «Дмитрий  Буланин», 1999.

3. История Государственного управления  в России, учебник, под редакцией  Пихои РГ, изд. РАГС, 2009 г.

4. Аранович А.С. История Государственной Думы России в историографии. 1906-1917 гг. - М., 2001.

5.Хрестоматия по отечественной истории с древнейших времен до начала ХXI в.: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Красновой. – М.: МЭИ, 2007.

6.Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

 

 


Информация о работе Предпосылки развития парламентаризма в России в XIX - XX вв.