Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:00, лекция
Я сделал далеко не полный очерк преобразовательной деятельности Петра, не коснулся ни мер по общественному благоустройству и народному образованию, ни перемен в понятиях и нравах, вообще в духовной жизни народа. Эти меры и перемены или не входили в круг прямых задач реформы, или не успели обнаружить своего действия при жизни преобразователя, или, наконец, почувствовались только некоторыми классами общества; в свое время я попытаюсь несколько восполнить эти пробелы.
В.О. Ключевский. Курс русской истории.
Предыдущая глава |
Оглавление |
Следующая глава |
ЛЕКЦИЯ LXVIII
ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. ПРИВЫЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ О РЕФОРМЕ. КОЛЕБАНИЯ В ЭТИХ СУЖДЕНИЯХ. СУЖДЕНИЕ СОЛОВЬЕВА. СВЯЗЬ СУЖДЕНИЙ С ВПЕЧАТЛЕНИЕМ СОВРЕМЕННИКОВ. СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ 1) О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕФОРМЫ, 2) О ЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И 3) О СИЛЕ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ. ОТНОШЕНИЕ ПЕТРА К СТАРОЙ РУСИ. ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. ПРИЕМЫ РЕФОРМЫ. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА
ВЕЛИКОГО.
Я сделал далеко не полный очерк преобразовательной
деятельности Петра, не коснулся ни мер
по общественному благоустройству и народному
образованию, ни перемен в понятиях и нравах,
вообще в духовной жизни народа. Эти меры
и перемены или не входили в круг прямых
задач реформы, или не успели обнаружить
своего действия при жизни преобразователя,
или, наконец, почувствовались только
некоторыми классами общества; в свое
время я попытаюсь несколько восполнить
эти пробелы. Я говорил, что реформа по
своему исходному моменту и по своей конечной
цели была военно-финансовая, и я ограничил
обзор ее фактами, которые, вытекая из
этого двойственного ее значения, коснулись
всех классов общества, отозвались на
всем народе. На этих фактах я считаю возможным
основать суждение о значении и характере
преобразовательной деятельности Петра,
по крайней мере с некоторых ее сторон.
ПРИВЫЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ О НЕЙ.
Вопрос о значении реформы Петра в значительной
степени есть вопрос о движении нашего
исторического сознания. В продолжение
почти двухсот лет у нас много писали и
еще больше говорили о деятельности Петра.
Сказать о ней что-нибудь считалось необходимым
всякий раз, когда речь переходила от отдельных
фактов нашей истории к общей их связи.
Всякий, кто хотел взглянуть сколько-нибудь
философским взглядом на наше прошлое,
считал требованием ученого приличия
высказать свое суждение о деятельности
Петра. Часто даже вся философия нашей
истории сводилась к оценке петровской
реформы: посредством некоторого, как
бы сказать, ученого ракурса весь смысл
русской истории сжимался в один вопрос
о значении деятельности Петра, об отношении
преобразованной им новой России к древней.
Реформа Петра становилась центральным
пунктом нашей истории, совмещавшим в
себе итоги прошлого и задатки будущего.
С этой точки зрения по упрощенной систематизации
вся наша история делилась на два периода:
на Русь древнюю, допетровскую, и Русь
новую, петровскую и послепетровскую.
О деятельности Петра судили очень различно;
но долго это различие происходило вовсе
не от успехов ее изучения и понимания.
В продолжение ста сорока лет со смерти
Петра до появления XIV тома Истории Соловьева в 1864 г. для исторического
изучения реформы не сделано было почти
ничего. Только в конце XVIII в. курский купец
Голиков издал обширный сборник материалов
для жизнеописания Петра под заглавием Деяния Петра Великого с дополнениями
(1788-1798). Но и этот труд слабо подействовал
на историческое сознание современников:
это был 30-томный гимн преобразователю,
как назвал его Соловьев, панегирик - слишком
неуклюжий и объемистый, чтобы возбудить
охоту изучать реформу Петра, и слишком
хвалебный, чтобы понять, за что он хвалит
преобразователя. Во все это время реформа
освещалась не изнутри, путем изучения,
а светом, падавшим со стороны. О ней судили
по впечатлению, какое она по себе оставила,
а впечатление воспринималось по настроению
минуты, по общественной погоде, какая
создавалась сторонними веяниями.
КОЛЕБАНИЯ В СУЖДЕНИЯХ.
По смерти преобразователя в обществе,
захваченном реформой и обаянием его личности,
долго господствовало отношение к его
деятельности, которое можно назвать благоговейным
культом Петра. Простой токарь Нартов,
20 лет проживший при Петре, вспоминал о
нем после: «Хотя нет более Петра Великого
с нами, однако дух его в душах наших живет,
и мы, имевшие счастие находиться при сем
монархе, умрем верными ему и горячую любовь
нашу к земному богу погребем вместе с
собою». Ломоносов называл Петра человеком,
богу подобным, а Державин спрашивал: "Не
бог ли в нем сходил с небес?"
Но уже современники Державина, увлекавшиеся французской философией, начинали смотреть на дело Петра иначе. Умам, привыкшим к отвлеченным общественным построениям и к тончайшим сюжетам академической морали, не могла нравиться деятельность реформатора, посвященная самым конкретным мелочам военного дела и государственного хозяйства. Она должна была казаться им слишком низменной и материальной, недостойной ни ума, ни положения Петра. Такой взгляд любили выражать, сопоставляя реформу Петра I с деятельностью Екатерины II. Херасков пел: "Петр Россам дал тела, Екатерина - души". Тогдашнее великосветское общество, приветствовавшее стольких философов на престоле, не любило царей в роли чернорабочих. Вопрос осложнился, когда в оценку реформы внесены были мотивы нравственный и национальный. Князь Щербатов в своей записке О повреждении нравов в России признает реформу Петра «нужной, но может быть излишней», отвечавшей народным нуждам, но слишком радикальной, не в меру многосторонней. Не довольствуясь потребными нововведениями - законодательными, военными, экономическими, просветительными, Петр стремился исправить и частное общежитие, ввести людскость, смягчить грубые древние нравы, а это смягчение повело к распущенности и положило начало крайней порче нравов. В Вене за обедом у князя Кауница в 1780 г. княгиня Дашкова, порицая страсть Петра к корабельным и другим ремесленным занятиям как к пустякам, недостойным монарха, между прочим, призналась своему собеседнику, что, если бы Петр обладал умом великого законодателя, он предоставил бы правильной работе времени постепенно привести к улучшениям, какие он вводил насилием, а ценя добрые качества наших предков, не стал бы искажать оригинальность их характера чуждыми обычаями. Директор Академии наук, интеллигентная барыня-белоручка, и не могла взглянуть на черную работу Петра с менее возвышенной и менее патриотической точки зрения. Минувший век занес в Россию новые умственные течения и новые точки зрения на Петра. Французская революция создала боязнь переворотов, старческую привязанность к старине, и Карамзин явился у нас ярким показателем этого поворота и смелым выразителем усталого консерватизма, которому чудилась революция в порывистой и нервной ломке, совершенной Петром. Некогда, в лета юности, исходя из космополитического тезиса, что все народное ничто перед человеческим, он прославлял просветительную реформу Петра и считал жалкими иеремиадами упреки Петру за изменение русского характера, за утрату русской нравственной физиономии. А 20 лет спустя в Записке о древней и новой России он сам стал жалким Иеремией, плакался, что начавшееся с царя Михаила изменение гражданских учреждений и нравов, постепенное, тихое, едва заметное, без порывов и насилия, вдруг прервано было порывистым подавлением духа народного, составляющего нравственное могущество государства, - насилие беззаконное и для монарха самодержавного: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России - виною Петр!» Реставрационный возврат Европы к старине, подтолкнутый чувством раздражения против завоевательных насилий французской революции и империи, вызвал национальное движение, стремление подавленных или раздробленных народностей Европы к восстановлению политической самобытности и цельности. И за это национальное возбуждение пришлось поплатиться реформе Петра новыми обвинениями. В 30-40-х годах минувшего века оживился спор о древней и новой России. В отпор западникам, указывавшим России культурный путь, пройденный Западной Европой, на который Петр толкнул Россию, славянофилы, особенно Хомяков, повторяя прежние упреки, густо подчеркнули едва отмеченную еще Карамзиным вину реформы - в том, что она произвела разрыв в нравственной жизни русского народа, оторвав от него, от его преданий и обычаев, просвещенное общество, которое Хомяков сравнивал с европейской колонией, брошенной в страну дикарей. Жизненных начал надобно-де искать не на этом западноевропейском пути, даже не в родной допетровской старине, где их искали князь Щербатов и другие «люборуссы», а в наличной Руси, не тронутой реформой с ее западным просвещением.
СУЖДЕНИЕ СОЛОВЬЕВА.
Так реформа Петра стала камнем, на котором
оттачивалась русская историческая мысль
более столетия. Видим, что по мере того,
как одни обвинения за другими висли на
этой реформе, шла двойная работа, усиленная
идеализация допетровской Руси и разработка
культа или искание таинственного народного
духа. Обе работы шли легко, без излишнего
ученого груза; остроумные догадки принимались
за исторические факты, досужие мечты
выдавались за народные идеалы. Научный
вопрос о значении реформы Петра превращался
в шумный журнальный и салонный спор о
древней и новой России, об их взаимном
отношении; смежные исторические периоды
становились непримиримыми житейскими
началами, историческая перспектива заменялась
философско-историческими построениями
двух противоположных культурных миров
- России и Европы. Под такими впечатлениями
начиналось научное изучение реформы
и складывался взгляд на реформу у Соловьева,
первого русского историка, который изобразил
ее ход документально, в связи с общим
движением нашей истории. Прочтите окончательное
изложение этого взгляда в конце III главы
XVIII тома его Истории, вышедшего в 1868 г.; оно поразит
вас широтой воззрений и вместе своей
напряженностью, приподнятостью тона
и некоторой недосказанностью мысли: это
не только итог ученого исследования,
но и полемическая отповедь кому-то, защита
дела Петра от каких-то обидчиков. Вот
главные черты этого взгляда. Никогда
ни один народ не совершал такого подвига,
какой был совершен русским народом под
руководством Петра; история ни одного
народа не представляет такого великого,
многостороннего, даже всестороннего
преобразования, сопровождавшегося столь
великими последствиями как для внутренней
жизни народа, так и для его значения в
общей жизни народов, во всемирной истории.
Во внутренней жизни народа положены были
новые начала политического и гражданского
порядка. В политическом порядке пробуждена
самодеятельность общества введением
в управление коллегиального устройства,
выборного начала и городского самоуправления,
а введением присяги не только государю,
но и государству впервые дано народу
понятие о настоящем значении государства.
В частной гражданской жизни приняты меры
к ограждению личности: она освобождена
от оков родового союза исключительным
вниманием Петра к личной заслуге, подушной
податью, запрещением браков по принуждению
родителей или господ, выводом женщины
из терема. Всемирно-исторические следствия
реформы были: 1) вывод посредством цивилизации
народа, слабого, бедного, почти неизвестного,
на историческую сцену со значением сильного
деятеля в общей политической жизни народов,
2) соединение обеих дотоле разобщенных
половин Европы, восточной и западной,
в общей деятельности посредством введения
в эту деятельность славянского племени,
теперь только принявшего деятельное
участие в общей жизни Европы через своего
представителя, через русский народ.
СОВРЕМЕННИКИ И ИСТОРИКИ
. В изложенном взгляде соединены, полнее
развиты и отчетливее формулированы суждения,
которые издавна высказывались в нашей
литературе и частью даже разделялись
противниками реформы. Эти суждения сводятся
к тому основному положению, что реформа
Петра была глубоким переворотом в нашей
жизни, обновившим русское общество сверху
донизу, до самых его основ и корней, переворотом
знаменитым, даже страшным, как называет
его Соловьев; только одни считали этот
переворот великой заслугой Петра перед
человечеством, а другие великим несчастьем
для России. Такой взгляд на реформу унаследован
прямо от современников и сотрудников
преобразователя: эти люди, даже те из
них, которые не сочувствовали делу Петра,
также вышли из преобразовательной его
работы с убеждением, что они присутствовали
при полной и всесторонней перестройке
русской жизни, при беспримерном переломе,
давшем ей не только новые формы, но и совершенно
новые начала. Такое впечатление современников
понятно и естественно. Люди, попавшие
в вихрь шумных и важных событий, оглядываясь
на них после, вообще расположены преувеличивать
размеры и значение пережитого. Один из
младших и даровитейших сотрудников Петра
- Неплюев, получив в Константинополе,
где он был резидентом, известие о смерти
преобразователя, отметил в своих записках:
«Сей монарх отечество наше привел в сравнение
с прочими, научил узнавать, что и мы люди;
одним словом, на что в России ни взгляни,
все его началом имеет, и что бы впредь
ни делалось, от сего источника черпать
будут». Ту же мысль высказал и канцлер
граф Головкин в торжественной речи, обращенной
к Петру 22 октября 1721 г., при праздновании
заключения Ништадтского мира со Швецией:
«Вашими неусыпными трудами и руковождением
мы из тьмы неведения на феатр славы всего
света и, тако рещи, из небытия в бытие
произведены и в общество политичных народов
присовокуплены». Итак, научный взгляд,
высказанный Соловьевым 40 лет назад, стоит
на точке зрения, установившейся уже более
полутора века до него, воспроизводит
впечатление, вынесенное из переворота
его ближайшими деятелями. Можно ли остановиться
на этом взгляде? Думается, в нем не все
ясно; возникает несколько спорных вопросов.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХОД РЕФОРМЫ.
Во-первых, как Петр стал преобразователем?
При имени Петра Великого мы прежде всего
вспоминаем о его преобразованиях; с ним
неразрывно связана идея реформы. Петр
Великий и его реформа - наше привычное
стереотипное выражение. Звание преобразователя
стало его прозвищем, исторической характеристикой.
Мы склонны думать, что Петр I и родился
с мыслью о реформе, считал ее своим провиденциальным
призванием, своим историческим назначением.
Между тем у самого Петра долго не заметно
такого взгляда на себя. Его не воспитали
в мысли, что ему предстоит править государством,
никуда не годным, подлежащим полному
преобразованию. Он вырос с мыслью, что
он царь, и притом гонимый, и что ему не
видеть власти, даже не жить, пока у власти
его сестра со своими Милославскими. Игра
в солдаты и корабли была его детским спортом,
внушенным толками окружающих. Но у него
рано пробудилось какое-то предчувствие,
что, когда он вырастет и начнет царствовать
на самом деле, ему прежде всего понадобятся
армия и флот, но на что именно понадобятся,
он, кажется, не спешил отдать себе ясный
отчет в этом. Лишь со временем, с обнаружением
замыслов Софьи, он стал понимать, что
солдат нужен ему против стрельца, сестриной
опоры. Он просто делал то, что подсказывала
ему минута, не затрудняя себя предварительными
соображениями и отдаленными планами,
и все, что он делал, он как будто считал
своим текущим, очередным делом, а не реформой:
он и сам не замечал, как этими текущими
делами он все изменял вокруг себя - и людей,
и порядки. Даже из первой заграничной
поездки он вез в Москву не преобразовательные
планы, а культурные впечатления с мечтой
все виденное за границей завести у себя
дома и с мыслью о море, т. е. о войне со
Швецией, отнявшей море у его деда. Только
разве в последнее десятилетие своей 53-летней
жизни, когда деятельность его уже достаточно
себя показала, у него начинает высказываться
сознание, что он сделал кое-что новое
и даже очень немало нового. Но такой взгляд
является у него, так сказать, задним числом,
как итог сделанного, а не как цель деятельности.
Петр стал преобразователем как-то невзначай,
как будто нехотя, поневоле. Война привела
его и до конца жизни толкала к реформам.
В жизни государств внешние войны и внутренние
реформы обыкновенно не совмещаются, как
условия, взаимно противодействующие.
Обычно война - тормоз реформы, требующей
мира. В нашей истории действовало иное
соотношение: война с благополучным исходом
укрепляла сложившееся положение, наличный
порядок, а война с исходом непристойным
вызывала общественное недовольство,
вынуждавшее у правительства более или
менее решительную реформу, которая служила
для него своего рода переэкзаменовкой.
В последнем случае правительство избегало
внешних столкновений до того, что роняло
международное значение государства.
Так успехи внутренней политической жизни
приобретались ценою внешних несчастий.
Петр I попал в иное соотношение внешних
столкновений с внутренней работой государства
над собой, над самоустроением. При нем
война является обстановкой реформы, даже
более - имела органическую связь с его
преобразовательной деятельностью, вызвала
и направляла ее. Колыбель реформы в другие
времена, война при Петре стала ее школой,
как и называл ее сам Петр. Но и при нем
сказывалось это неестественное соединение
взаимно противодействующих сил: война
оставалась тормозом реформы, а реформа
затягивала войну, вызывая глухое народное
противодействие и открытые мятежи, мешавшие
собрать народные силы для окончательного
удара врагу. В таком замкнутом кольце
противоречий пришлось Петру вести свое
дело.
ЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ.
Далее, много спорили о том, была ли реформа
достаточно подготовлена и шла навстречу
сознанным нуждам народа, или Петр навязал
ее народу как нежданный и насильственный
акт своей самовластной воли. В споре не
выяснялось свойство подготовки: была
ли она положительная, как нормальное
начало естественного роста, или отрицательная,
как болезнь, подготовляющая лечение,
или как выход из отчаянного положения
на новую дорогу, к новой жизни. В этом
последнем смысле и понимал Соловьев подготовку
реформы Петра, когда писал, что она была
подготовлена всей предшествовавшей историей
народа, «требовалась народом». Мы видели
частичные нововведения и среди них заимствованные
с Запада при деде, отце, старшем брате
и сестре Петра. Еще важнее, что уже до
Петра начертана была довольно цельная
преобразовательная программа, во многом
совпадавшая с реформой Петра, в ином шедшая
даже дальше ее. Правда, эту программу
нельзя вполне усвоять древней Руси. Над
ней думали умы нового склада, во многом
успевшие вырваться из древнерусского
круга понятий. Подготовлялось преобразование
вообще, а не реформа Петра. Это преобразование
могло пойти так и этак, при мирном ходе
дел могло рассрочиться на целый ряд поколений.
Впоследствии крестьянская реформа подготовлялась
же целое столетие. При Федоре и Софье,
по выражению современника, начали заводить
«политесе с манеру польского» в экипажах
и костюме, в науке латинского и польского
языка, отменили при дворе старорусский
неуклюжий, широкий и длиннополый охабень,
могли, расширяя преобразовательную программу,
заменить кафтан кунтушом, а русскую пляску
полькой-мазуркой, как после Петра почти
полтораста лет восстановляли в правах
состояния сбритую преобразователем древнерусскую
бороду. Петр повел реформу с манеру голландского,
а потом шведского и заменил Москву выросшим
из болота Петербургом, жестокими указами
заставляя строиться в нем дворян и купцов
и перегоняя для того изнутри России тысячи
работников. Реформа, как она была исполнена
Петром, была его личным делом, делом беспримерно
насильственным и, однако, непроизвольным
и необходимым. Внешние опасности государства
опережали естественный рост народа, закосневшего
в своем развитии. Уже люди екатерининского
времени понимали, что обновление России
нельзя было предоставлять постепенной,
тихой работе времени, не подталкиваемой
насильственно. Князь Щербатов, видели
мы, косо смотрел на реформу Петра и в ее
широком и насильственном размахе видел
корень нравственной порчи русского общества.
Он далеко не был и приверженцем самовластия,
признавая его безусловно вредным для
народа способом управления. Однако тот
же историк-публицист сделал не лишенный
остроумия хронологический расчет: «Во
сколько бы лет при благополучнейших обстоятельствах
могла Россия сама собою, без самовластия
Петра Великого, дойти до того состояния,
в каком она ныне есть, в рассуждении просвещения
и славы». По этому расчету вышло, что Россия
даже до того далеко еще не совершенного
состояния, в каком она находилась к исходу
XVIII в., достигла бы только через сто лет,
к 1892 г., да и то при условии, если бы в течение
этого долгого промежутка времени не случилось
никакого помешательства, ни внутреннего,
ни внешнего, и если бы в это время не явились
государи, которые неразумными мерами
разрушили бы то, что сделали два или три
их предка, и тем задержали бы обновление
России. А между тем какой-нибудь Карл
XII или Фридрих II поотрывали бы себе части
России и тем еще более замедлили бы ее
развитие. Так недоверчиво смотрел на
возможные успехи свободного от механических
подталкиваний обновления России, «собственным
народа своего побуждением», писатель,
вообще наклонный идеализировать самобытную
жизнь древней Руси.