Причины и последствия Второй мировой войны для СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Победа во Второй мировой войне привела к кардинальному изменению международного положения СССР. Советский Союз вышел из войны в новом качестве сверхдержавы.
Произошли значительные территориальные изменения (Единственное государство, которое в результате войны осуществила значительные территориальные приобретения).

Содержание работы

Причины и последствия Второй мировой войны для СССР
Современное состояние политики и экономики Индии
Международные отношения во второй половине ХХ века. Новая политическая модель
Список литературы

Файлы: 1 файл

история.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Территория

Население (по данным переписи 2011 г. )

- 3,29 млн. кв. км (7 место в мире)

- 1210 млн. чел. (2 место в мире)

Показатель

Финансовый год

 

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

ВВП (в текущих рыночных ценах),

млрд. инд. рупий

прирост, %

млрд. долл. США

 

 

 

56301

12,9

1224

 

 

 

64778

15,1

1365

 

 

 

77841

20,2

1710

 

 

 

90097

15,7

1872

 

 

 

101132

12,2

1841

 

 

 

113551*

12,3*

1871*

ВВП на душу населения

(в текущих рыночных ценах) 

инд. рупии

долл. США

 

 

 

 

40775

887

 

 

 

 

46249

975

 

 

 

 

54021

1186

 

 

 

 

61855

1291

 

 

 

 

67839

1247

 

 

 

 

74380*

1229*

Прирост (в постоянных ценах 2004/05 фин. года), %

 

- ВВП

6,8

8,6

8,9

6,7

4,5

4,7*

- сельское хозяйство

-0,1

0,4

5,4

2,8

1,4

4,0*

- промышленность

4,2

8,8

8,8

2,7

1,7

0,6*

- услуги

10,9

9,7

9,6

8,2

6,6

6,9*

Инфляция по индексу потребительских цен (CPI  средняя за 52 недели), %

9,1

12,4

11,0

8,4

10,4

9,7

Инфляция по индексу оптовых цен (WPI, средняя за 52 недели), %

8,0

3,6

9,4

7,23

7,4

6,0

Индекс промышленного производства, %

2,5

5,3

8,2

2,9

1,0

-0,1

Объем производства зерновых, в млн. т

-

218,1

244,5

259,3

257,1

264,4

Среднегодовой обменный курс рупии к доллару США

45,99

47,44

45,56

47,92

54,41

60,50

Среднегодовой обменный курс рупии к евро

57,0

65,1

60,2

65,9

69,8

-

Золотовалютные резервы (млрд. долл. США)

252,0

279,1

304,8

294,4

295,5

304,2

Уровень безработицы, в %

8,3

9,4

3,8

-

-

-

Учетная ставка РБИ, в %

6,5

7,0

7,5

8,5

7,5

8,0

Инвестиции в основной капитал, в %

34,3

36,5

36,8

35,0

36,2

-

Дефицит платежного баланса, в % к ВВП

-

2,3

2,8

4,2

4,8

1,7

Кредитный рейтинг (по данным агентства S&P)

BBB+

BBB+

BBB+

BBB+

BBB-

BBB-

Прямые инвестиции в Индию, млрд. долл. США

-

37,8

31,5

21,2

26,3

24,3

Прямые инвестиции Индии в другие страны, млрд. долл. США

19,4

15,1

17,2

11,1

7,1

-

Внешнеторговый оборот, 

млрд. долл. США

в том числе экспорт

импорт

 

489,0

185,3

303,7

 

455,3

176,6

278,7

 

607,0

254,4

352,6

 

792,3

303,7

488,6

 

791,1

300,4

490,7

 

764,1

313,5

450,6

Внешний долг (млрд. долл. США)  

-  % к ВВП

в т. ч. государственный долг (млрд. долл. США) 

-  % к ВВП

 

224,5

20,5 

 

55,9

5,1

 

261

18,0 

 

67,1

4,7

 

306,5

17,4 

 

78,2

4,5

 

345,8

20,0 

 

81,9

4,7

 

405,2

21,8 

 

86,9

4,9




 

Индия – это федеративная демократическая республика (союз 25 штатов, 6 союзных территорий и отдельная Национальная столичная территория Дели). Входит в британское Содружество. Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Совет штатов "Раджья сабха" и Народная палата "Лок сабха"). Исполнительную власть осуществляет Совет министров во главе с премьер-министром.

Индийские штаты являются основой государства и представляют собой крупные административно-территориальные единицы, сформированные по языковому принципу и обладающие достаточно широкими правами и собственными законодательными собраниями. Главой исполнительной власти на местах является назначаемый президентом губернатор. Президент страны имеет право распустить законодательное собрание штата и ввести «президентское правление», осуществляемое губернатором.

Индия - государство, сейчас переживает как говорится ренессанс, постепенно приобретает статус солидного партнера и перспективного лидера. Утверждение о том, будто в «настоящий Азии», кроме Китая и Туркмении, серьезных партнеров Украина не имеет, отрицают факты: в 2005 г. Индия вошла в девятку крупнейших мировых импортеров товаров и услуг из Украины (вместе с Россией, Беларусью, Турцией, Польшей, Германией, Италией, США и Египтом), а Китай стал лишь десятым среди импортеров (против 711 241 000 дол. годового импорта Китая из Украины на Индию приходится 736 941 000 дол. годового импорта из Украины [1]). И в 2006 г. Индия (если не считать «евразийских» РФ и Турции) пока является крупнейшим в Азии импортером украинских товаров (украинский экспорт за январь-март составил всего 76664,6 тыс. дол. США в Китай, в Индию - 173940,5 тыс. дол. [2]).

С участием и активностью в международных организациях Индия - страна уникальная и уступает в этом только США, а в Азии - одной стране. Она завоевала авторитет как один из основателей ВТО, является активным участником многих организаций международного научного сотрудничества, гуманитарных программ, G77, региональных торговых и транспортных организаций (таких, как Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, Ассоциация стран Бенгальского залива, газотранспортных сетей).

В мае 2004 г. пятилетний мандат получил правительство во главе с Манмоханом Сингхом, который успешно осуществляет реформы предшественника А. Б. Ваджпаи. Президент Индии Абдул Калам - сторонник освоения космоса. С 1992 г. действует украинская-индийский комитет науки и техники. Президент Украины В.Ющенко объявил 2006 г. годом дружбы Украины и Индии и поддержал идею предоставления этой стране статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН.

В ежегодном послании Конгрессу США 2005 г. американский президент упомянул Индию как страну, экономика которой быстро набирает темпы развития и сможет впоследствии стать весомым конкурентом. Некоторые американские аналитики считают Индию единственной страной в азиатском регионе, способной сравниться по развитию экономики с Китаем (и Давос-2005 закрепил эту мысль). После длительного пребывания в статусе бедной страны с многочисленными проблемами на этом форуме индийцы сделали грандиозную презентацию. Соответственно, в информации о форуме того же года наибольшее внимание было уделено успехам Индии и Китая, но прежде всего Индии.

По итогам парламентских выборов в Индии в мае 2014 г. Национальная демократическая коалиция во главе с «Индийской народной партией» (БДП) завоевала 336 мест из 545 в нижней палате индийского парламента. В результате БДП смогла сформировать правительство во главе Нарендрой Моди. Кабинет был приведён к присяге 26 мая. Новый индийский премьер-министр - выходец из небогатой семьи торговцев из г. Ваднагар. На протяжении последних 13 лет он был бессменным главным министром штата Гуджарат на западном побережье Индии. Оппоненты Моди критикуют его за неспособность остановить столкновения на религиозной почве в его штате в 2002 году, в результате которых были убиты до 2 тыс. мусульман. Назначенная Верховным судом Индии Особая комиссия по расследованию инцидента в 2012 г. сняла лично с Моди отнесенность за эти события. Однако многие склонны видеть бывшего главного министра Гуджарата косвенно причастным к трагедии. Второй основной ассоциацией с Нарендрой Моди является подъём экономики Гуджарата в период его нахождения на посту главного министра этого штата с 2001 по 2014 г. За последние пять лет экономика региона ежегодно росла на 10,5%. Именно на экономическом развитии страны делает акцент в своей программе сам Моди. В своей речи 11 июня в Лок Сабхе, он более часа говорил о политике поддержки бедняков. Ноди пообещал, что к 75-летию независимости Индии в 2022 г. в стране не останется ни одного человека, «у которого не будет своего дома, не будет электричества, не будет крана, из которого течёт вода, не будет туалета». Согласно данным Плановой комиссии, за чертой бедности проживают 22% индийцев. В России традиционно принято говорить о неизменном характере российско-индийских отношений вне зависимости от того, кто находится у власти в «крупнейшей демократии мира». Вместе с тем, Москве выгоден приход к власти БДП. Именно в правление этой коалиции в 2000 г. премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи и новоизбранный президент России Владимир Путин подписали Декларацию о стратегическом партнёрстве. При этом проигравший выборы Индийский национальный конгресс под руководством Сони и Рахуля Ганди, в своей внешней политике отдавал приоритет связям с США. Особенно явно этот тренд стал прослеживаться с 2006 г., когда было подписано Соглашение о мирном использовании атомной энергии. Этот договор фактически легализовал статус Индии, как ядерной державы. Нарендра Моди может пересмотреть приоритет союза с США по нескольким причинам. В 2005 г. Вашингтон недальновидно отказал Моди в выдаче въездной визы в связи с обвинениями в участии индо-мусульманских столкновениях. Согласно рабочему графику нового премьера, в числе его первых зарубежных поездок значится Бутан, Япония, а также саммит стран БРИКС в Бразилии в июле 2014 года. Визит в США в ближайшее время не планируется. Но главным фактором ожидаемого охлаждения американо-индийских отношений является жёсткая позиция Моди по Пакистану, ежегодная военная помощь которому со стороны США составляет более 2 млрд. долл. Отношения с другим важным для Индии партнёром – КНР – в апреле 2013 г. были подпорчены пограничным инцидентом на линии контроля между индийским Ладакхом (штат Джамму и Кашмир) и Аксай Чином (индийской территорией после индо-китайской войны 1962 г. контролируемой КНР). Контекст для возобновления диалога с Китаем для Моди не подходящий. Новая правящая партии Индии активна на постсоветском пространстве. В июне 2014 года глава Общества друзей БДП заграницей Виджай Джолли совершил поездку в ряд стран бывшего СССР: Латвию, Литву и Украину. Джолли, в своё время претендовавший на пост государственного министра по иностранным делам, занимает видное место в определении внешнеполитического курса БДП. Судя по содержанию встреч в упомянутых странах, новое правительство Индии пока стремится наладить контакты с соседями России. В Латвии индийское посольство отсутствует, а обязанности посла в Риге исполняет посланник Нью-Дели в Швеции. Переговоры в Киеве касались эвакуации индийских граждан (преимущественно студентов) из зон, охваченных военными действиями на Украине. С начала конфликта страну покинуло уже 4200 граждан Индии. Несмотря на традиционно признаваемый как Индией, так и Россией высокий уровень развития политических отношений, экономические связи двух стран недоразвиты. Общий товарооборот держится на уровне 10 млрд. долл. Этот показатель с Китаем у Индии равен 40 млрд. долл., с США – 64 млрд. долл. В последние годы развитие инвестиционного сотрудничества между Россией и Индией было осложнено ситуацией вокруг средств, вложенных в телекоммуникационный сектор Индийской республики. Российская компания МТС вложила около 3 млрд. долл. в компанию Sistema Shyam Teleservices ("МТС Индия"), имеющую несколько десятков миллионов клиентов, причём доля участия государственного российского капитала составила более 15%. В 2012 г. в результате коррупционного скандала в министерстве связи и информационных технологий и ареста его главы Андимутхи Раджы, Индия аннулировала результаты проведённых министром в 2008 г. конкурсов на мобильные частоты и отозвала лицензии у ряда операторов в том числе у МТС, которая потерпела колоссальные убытки. Этот вопрос удалось урегулировать лишь после вмешательства высших государственных лиц России. Индийские власти долгое время ссылались на невозможность изменения судебного решения о проведении нового аукциона по продаже мобильных частот связи, однако в итоге согласились учесть средства, потраченные ранее на приобретения частот российской компанией в счёт нового аукциона. В итоге ситуация разрешилась в пользу российской компании. Несмотря на оживленное сотрудничество Москвы и Нью-Дели в военно-технической сфере, обеспокоенность России вызвал проигрыш ряда российских оборонных компаний в индийских тендерах на поставку вооружений. Недавно Индия предпочла российские вертолёты Ми-26 американским «Чинукам». В последние годы отмечается рост военно-технического сотрудничества Индии и США, достигшего по итогам 2013 г. порядка 2 млрд. долл. Со своей стороны Индия высказывает претензии в связи ситуацией вокруг покупки у России тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», переименованного в «Викрамадитью». Согласно заключённому в 2004 г. соглашению, модернизация корабля должна была закончиться в 2008 г., а стоимость работ, производимых российской стороной, изначально оценивалась в 1,5 млрд. долл., включая приобретение Индией 16 истребителей МИГ-29К. Однако авианосец был передан индийской стороне лишь в 2014 году, причём стоимость работ по его реконструкции возросла до 2,3 млрд. долл. Осложняет отношения также то обстоятельство, что Россия стремится расширить свои контакты в военно-технической сфере с Пакистаном, что особенно чувствительно для любого правительства в Нью-Дели. В апреле 2014 г. Пакистан был включен в список стран, которым Россия можем поставлять военные технологии, а в начале июня компания «Ростехнологии» начала переговоры о поставках Исламабаду боевых вертолётов Ми-35. Такое развитие событий ставит под угрозу репутацию России как проверенного временем друга и особо привилегированного партнёра Индии. Несмотря на трудности, общий портфель контрактов на поставки военной техники в Индию составляет более 10 млрд. долл. Стоимость проданных индийским партнёрам технологий только за 2013 г. оставила 5 млрд. долл. – треть от общего объёма российских поставок технологий по всему миру. В 2014 г. Индии в лизинг была продана подводная лодка типа «Нерпа». В портфеле военного сотрудничества совместные стратегические проекты – сверхзвуковая ракета "БраМос" и истребитель пятого поколения Т-50. Крупнейшим невоенным объектом сотрудничества остаётся строительство АЭС "Куданкулам" в штате Тамил Наду. В июле 2014 г. индийцы должны определиться со сроками строительства третьего и четвёртого блоков электростанции. Имеющиеся контракты предполагают строительство ещё до 14-16 дополнительных блоков. Важной предпосылкой российского-индийского сближения может стать лингвистический фактор. Новый индийский премьер не раз демонстрировал приоритет языку хинди, по сравнению с бывшим руководством Индии, отдававшем предпочтение английскому. Экс-премьер-министр Манмохан Сингх защищал докторскую диссертацию в США, а фактический руководитель страны Соня Ганди, итальянка по происхождению, плохо владела хинди. В ходе своей недавней встречи с президентом Шри-Ланкии Махиндой Раджапаксе Моди говорил исключительно на хинди, несмотря на свободное владение английским языком. Россия, известная своей школой подготовки индологических кадров, может подыграть новому индийскому премьеру на этом поле. Вектор сотрудничества с новым руководством Индии был очерчен в ходе состоявшегося в середине июня 2014 г. визита в Нью-Дели председателя Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству вице-премьера Дмитрия Рогозина. По итогам визита Рогозин смог добиться от индийской стороны создания группы по рассмотрению возможности заключения соглашения о свободе торговли между Индией и Евразийским Экономическим Союзом России, Казахстана и Беларуси. Была обсуждена перспектива прямых поставок российских углеводородов в Индию. В случае взаимной заинтересованности стороны готовы инвестировать в прокладку нефте- и газопроводов по территории Афганистана и Пакистана. Эта тема будет обсуждаться на первой встрече Владимира Путина с Нарендрой Моди в июле на саммите БРИКС в Бразилии.

  1. Международные отношения во второй половине ХХ века. Новая политическая модель

 

После второй мировой войны важнейшим вопросом было послевоенное устройство мира. Для его решения необходимо было согласовать позиции всех стран – участниц антигитлеровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафиксированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме. Подготовительная работа была возложена на Совет министров иностранных дел, учрежденный на Потсдамской конференции. В июле – октябре 1946 г. проходила Парижская мирная конференция, которая рассмотрела подготовленные СМИД проекты мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гитлеровской Германии – Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией. 10 февраля 1947 г. они были подписаны. Договоры восстанавливали довоенные границы с некоторыми изменениями.

Определялся также объем репараций, порядок возмещения ущерба, причиненного союзным государствам. Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам права человека и основные свободы, не допускать возрождения фашистских организаций. Активное участие в решении всех вопросов принимал СССР. В целом мирные договоры были справедливыми и способствовали независимому, демократическому развитию государств, с которыми они заключались. Тем не менее, выявившиеся разногласия сделали невозможным мирное урегулирование германской проблемы на взаимоприемлемой основе. Ив1949 г. раскол Германии стал историческим фактом. Отчуждение между великими державами возрастало. Идеологические расхождения и различные доктрины стали играть доминирующую роль в международных отношениях. Западные страны крайне негативно относились к тоталитарному социализму. СССР в свою очередь также враждебно относился к капитализму. Воздействие сторон на международные отношения и на более слабых их субъектов все более возрастало. США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными ходом истории во главе сил, отстаивавших различные общественно экономические системы. 

Резко менялась геополитическая ситуация. Революция 40-х годов в Восточной Европе, заключение Советским Союзом с государствами этого региона договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сформировали новую систему международных отношений. Эта система была ограничена рамками государств, развитие которых протекало в условиях действия сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми чертами. 

Обострение отношений и осложнение политической обстановки в мире происходило и в связи с поддержкой Советским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависимых стран за свое освобождение. Метрополии всячески препятствовали национально-освободительному движению. В 1949 г. победила народная революция в Китае, приведшая к радикальному изменению геополитической ситуации в Азии, что усилило беспокойство США и других западных стран. Все это укрепило недоверие двух сверхдержав друг к другу, обострило все имеющиеся противоречия.  
Возникло глобальное соперничество СССР и США. И речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумена, выдвинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как открытое провозглашение «холодной войны», длившейся более 40 лет. За все это время соперничество двух великих держав не переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот период «холодной войной». Она втянула в себя всю планету, расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-экономические системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого глобального соперничества – «кто не с нами, тот против нас». Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника. 

Холодная война довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали оценивать с точки зрения соотношения военной силы, баланса вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоковую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронтацию в международных отношениях. Большинство государств, принявших «план Маршалла», подписали в апреле 1949 г. Североатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы под командованием американских военачальников.

Создание замкнутой военно-политической группировки идеологизированного характера, направленной, по существу, против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на развитие международных отношений. 

Политика США «с позиции силы» встретила жесткую ответную реакцию СССР и вызвала обострение международной напряженности. В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США. После создания термоядерного оружия в 50-е годы, а вслед за тем средств его доставки к цели (межконтинентальных баллистических ракет) СССР приложил максимум усилий для достижения военно-стратегического паритета с США, который осуществился на рубеже 60–70 годов. Росло количество военных блоков. В 1951г. возникла военно-политическая группировка АНЗЮС. Был заключен «договор безопасности» между США и Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образована еще одна замкнутая группировка – Багдадский пакт. После выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опасаясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и ЮгоВосточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ремилитаризации ФРГ и принятиe ее в НАТО заключили в мае 1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средствами в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств – участников Варшавского Договора. 

Огромную опасность для мира на Земле таили в себе международные конфликты в различных регионах, угрожавшие перерастанием их в войну. В июне 1950 г. вспыхнула война в Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоенных лет Франция вела войну в Индокитае. Осенью 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль совершили агрессию против Египта. В 1958 г. США предприняли вооруженную интервенцию в Ливан, а Великобритания – в Иорданию. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой вокруг Кубы, поставившей человечество на грань ядерной войны. Карибский кризис был разрешен благодаря достижению компромисса между СССР и США. Затяжной характер приобрела агрессия США в Индокитае. Это была самая жестокая война второй половины XX века. Вьетнам превратился в испытательный полигон самых изощренных средств ведения войны, созданных высокоразвитыми промышленными технологиями США. Попытка США вовлечь в войну своих союзников и придать ей характер международной акции провалилась. Однако некоторые страны участвовали в войне на стороне США. Огромная помощь, оказанная Вьетнаму СССР, поддержка героического вьетнамского народа всеми миролюбивыми силами вынудили США пойти на заключение соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Опасным очагом конфликта оставался Ближний Восток. Сложные противоречия и непримиримость сторон привели к нескольким Арабо-Израильским войнам и надолго исключили возможность мирного урегулирования в этом регионе. 

Информация о работе Причины и последствия Второй мировой войны для СССР