Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:59, доклад
Поэтому, если случалась смерть отца, при жизни деда, то дети теряли свое место в наследственной цепи и становились изгоями. Их земли выделялись из общего порядка чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина приобретала территориальный характер и закреплялась за сыновьями умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые сформулирован на Любечском съезде князей в 1097 году. Он гласил: «Каждый да держит отчину свою». На первых порах данный принцип выполнялся, и в истории Руси наступает полоса стабилизации.
Причины распада Руси в немалой степени определялись особенностями древнерусской политической культуры. Дело в том, что в отличие от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а всему роду Рюриковичей. Хотя великий князь и занимал киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде. Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным» от слова «лестница».
Однако с ростом генеалогического
древа проблема 13 значительно усложнялась,
что создавало благоприятную
почву для усобиц и раздоров. Первоначально
дети князя занимали в цепи родичей,
то место, которое занимал их отец
– это была их отчина. Поэтому, если
случалась смерть отца, при жизни
деда, то дети теряли свое место в
наследственной цепи и становились
изгоями. Их земли выделялись из общего
порядка чередования. В дальнейшем
с усложнением родословных
Съезд на определенное время
консолидировал русские военные
силы против половцев. Однако, некоторое
время спустя, после смерти великого
князя киевского Мстислава
Стоит, видимо, отметить и
значительную роль вечевой власти во
многих городах древней Руси, которая
функционировала параллельно
Этот период русской истории характеризуется не только междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий. С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населения.
Князья стремятся закрепить территории за собой. На этой основе начинают формироваться новые отношения с местным 14 населением. Зарождаются новые общественные структуры и институты. Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, которое имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси.
Княжества и земли этого периода отличались значительной самобытностью и своеобразием, вписавшие свои неповторимые образы в многоцветье русской истории.