Принципы становления современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:51, реферат

Описание работы

В современной России создается новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия — правовое государство).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

 

 

 

Кафедра: Истории и философии

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

       по дисциплине «История»

   на тему: «Принципы становления современной России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

 преподаватель каф.

Курасова А.А

Выполнил:

студент гр. СОт-111

Волков И.Д.


 

 

Екатеринбург

2014

Оглавление

 

 

Введение

 

В современной России создается новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия — правовое государство). Однако на практике Конституция 1993 г. не столько закрепила, сколько провозгласила правовое российское государство. В этом отношении она является в большей степени программным документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксирует соответствующих общественных отношений.

 

Проблемы в становлении современной российской государственности

 

Среди проблем становления новой российской государственности можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера:

 

  1. Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с республиканской формой правления. В Основном законе страны закреплены принципы разделения властей и верховенство закона. Однако на практике Конституция 1993 года не столько закрепила, сколько провозгласила правовое российское государство. В этом отношении она является в большей степени программным документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксирует соответствующих общественных отношений.
  2. В соответствии с Конституцией, Россия — это демократическое государство с республиканской формой правления. В нашей президентской республике глава государства обладает большими полномочиями по формированию правительства и выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Это приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих президента лиц, а правительство России — мало самостоятельно и постоянно находится под угрозой роспуска.
  3. Принятый вариант Конституции Российской Федерации был разработан под сильную президентскую власть, которой ни парламент, ни Конституционный Суд уже не могли ничем угрожать. Это привело к тому, что оппозиция выступает за внесение изменений в Основной закон страны в то же время понимая, что даже абсолютное большинство в парламенте не гарантирует ей право на власть. Такая конституционная коллизия в условиях сильной политической оппозиции создает в России ситуацию перманентного конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти. Но главная проблема становления новой российской государственности состоит не в наличии этого конфликта, а в том, что разные ветви власти систематически нарушают российское законодательство, в том числе и Конституцию Российской Федерации.
  4. В современной России для формирования правового государства необходимо создать соответствующее правовое пространство и достичь необходимый уровень правовой культуры как населения в целом, так государственных чиновников в частности. Пока в российском менталитете ценности, соответствующие принципам, провозглашенным в Конституции, еще не стали доминирующими. Поэтому одна из проблем становления новой российской государственности заключается также в том, что Конституция провозгласила Россию демократическим государством в условиях слабого демократического электората.

 

Целый ряд проблем в становлении новой российской государственности существует в России во взаимодействии государства и индивида, государства и общества. Во взаимодействии государства и индивида можно выделить два аспекта проблем — правовой и социальный. Конституция провозгласила права человека и гражданина в России, которые на практике зачастую носят декларативный характер. Современное российское государство не обладает пока необходимыми ресурсами для того, чтобы быть непосредственным гарантом конституционных прав человека и гражданина в России.

 

Большие проблемы возникли во взаимодействии государства и человека в России в социальном плане. Прежняя российская государственность базировалась на принципах патернализма, являющихся оборотной стороной политики полицеизма. Полицеизм – это вера в возможность достижения прогресса путем насилия. В ходе реформ государство в России как отказалось от политики полицеизма, так и «бросило» индивида на произвол судьбы, постоянно сворачивая социальные программы в России, не выплачивая месяцами бюджетникам заработной платы, пенсий — пенсионерам. Поэтому одной из важных проблем становления российской государственности выступает формирование в России социального государства, более привычного для патерналистской ментальности россиян.

 

Другой комплекс проблем возник во взаимоотношении государства и общества. В России еще не существует гражданского общества и перспективы его становления достаточно проблематичны. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, государство традиционно стремится сузить сферу «гражданского общества» и охватить своим контролем как можно большее число общественных связей и отношений. С другой стороны, это обусловлено специфическим менталитетом россиян, который блокирует их гражданскую самостоятельность и инициативу.

 

Важной проблемой становления российской государственности выступают отношения государства к природным ресурсам страны. Попытки реформаторов путем либеральных реформ перевести Россию на путь инновационного развития провалились. Современное российское государство вынуждено ориентироваться на традиционный способ выхода из кризиса — мобилизационный путь развития за счет экстенсивного использования природных ресурсов (газ, нефть, лес, золото), внеэкономических способов эксплуатации рабочей силы (систематические невыплаты заработной платы) и внешних займов.

Целый ряд проблем возник в связи с взаимодействием российского государства и мирового сообщества. Кризис мирового коммунизма, распад СССР как мировой державы привели к серьезным геополитическим изменениям в мире. Биполярный мир превратился в монополярный. Единственной мировой державой остались США, хотя в последнее время наметилась тенденция становления нового геополитического центра в мире объединенной Европы.

 

Россия в настоящее время больше занята внутренними делами. Утратив свои позиции в мире, Россия пока не выработала геополитическую стратегию и поэтому больше действует ситуативно, чем стратегически. Поэтому некоторые аналитики считают, что Россия на международной арене в настоящее время действует скорее обдуманно, чем продуманно, т.е. действует исходя из ситуации, а не из стратегических соображений в соответствии с какой-либо концепцией национально-государственной безопасности.

 

События августа 1991 года и их последствия

 

Намеченное на 20 августа 1991 года подписание Союзного договора не могло не подтолкнуть сторонников сохранения прежнего СССР на решительные действия. В случае реализации планов образования Союза Суверенных государств могла бы полностью измениться структура прежнего Советского Союза вместе с его высшим руководством. Кроме этого катализатором замыслов консервативной части союзного руководства по сохранению СССР любыми возможными, не исключая и силовые, способами был указ президента РСФСР Б.Н.Ельцина о департизации (июнь 1991 года), согласно которому в государственных учреждениях РСФСР запрещалась деятельность любых партий. Тем самым наносился удар по монопольному положению КПСС. Началось вытеснение партийной номенклатуры из властных структур и замена ее новыми людьми из окружения Ельцина.

 

В отсутствие Президента СССР М.С.Горбачева, отдыхавшего в Крыму, 19 августа 1991 года некоторые представители высшего руководства СССР

предприняли попытку сорвать приближающееся подписание нового Союзного договора. Был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице президент СССР Г.И.Янаев, премьер-министр СССР В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ СССР В.А.Крючков, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В.А.Стародубцев и президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. Вице-президент СССР Г.И.Янаев издал указ о вступлении в должность Президента СССР по причине «болезни» М.С.Горбачева, ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах страны, о расформировании тех структур власти, которые были образованы вопреки действующей Конституции СССР 1977 года (в частности, президентских в союзных республиках), приостановил деятельность оппозиционных КПСС политических партий и движений, запретил на период чрезвычайного положения митинги и демонстрации, установил контроль над средствами массовой информации. В Москву были введены войска.

 

Сопротивление действиям ГКЧП возглавили руководители России – Президент Б.Н.Ельцин, глава правительства И.С.Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатов, вице-президент РСФСР А.В.Руцкой, которые в случае победы путчистов лишались своей власти в республике. Действия ГКЧП были объявлены как незаконный антиконституционный переворот (правда, в Конституции СССР 1977 года не были представлены также и те структуры, от имени которых выступали функционеры РСФСР). ГКЧП и его решения были также объявлены незаконными. По призыву Б.Н.Ельцина тысячи москвичей заняли оборону вокруг дома Правительства России. Введенные в столицу войска не предпринимали каких-либо действий. Элитные подразделения КГБ устранились от каких-либо решительных действий в пользу путчистов. Не обошлось и без трагического кровопролития, в котором были виновны некоторые части войск, командиры которых решили двинуться на защиту Белого дома, не согласовав свои действия с руководителями его обороны. Путчисты пребывали в растерянности, никак не ожидая такого поворота событий. Вскоре они были арестованы.

 

«Освобождение» Президента СССР М.С.Горбачева из его «заточения» на даче в Форосе позволило считать, что его карьера как политика завершилась. Его влияние как Президента СССР резко упало, что привело к скорому упразднению центральных структур власти. Вскоре после провала заговора восемь советских республик заявили о своей независимости. Эстония, Латвия и Литва, еще раньше признанные международным сообществом, в начале сентября были признаны СССР независимыми суверенными государствами. Советский Союз фактически распался. Этот факт зафиксировал V внеочередной съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в сентябре 1991 года.

 

Коммунистическая партия Советского Союза, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в попытке переворота, была запрещена. В попытках избавиться от дискредитировавшего себя центра в декабре 1991 года три руководителя республик учредителей СССР (России – Б.Н.Ельцин, Украины – Л.М.Кравчук и Белоруссии – С.С.Шушкевич) встретились в Белоруссии и заявили о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ) – так называемое «Беловежское соглашение». Это содружество позже объединило 11 бывших союзных республик (отказались войти в СНГ страны Балтии и Грузия). Следует отметить, что на эту встречу, решившую судьбу СССР, Президент СССР даже не был приглашен. 25 декабря 1991 года М.С.Горбачев сложил с себя президентские полномочия в связи с исчезновением самого государства. Этот день стал последним в существовании Союза Советских Социалистических Республик.

 

С распадом СССР и крахом социалистических режимов в Европе оказалась ликвидирована система противостояния двух сверхдержав, которая была основой «холодной войны» В этой войне победителем оказались Соединенные Штаты Америки. В декабре 1991 года, после распада Советского Союза, американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Россия, потеряв своих традиционных союзников, но так и не приобретя новых, вынуждена была начать поиск новых внешнеполитических ориентиров.

 

Политико-правовые предпосылки становления новой государственности в СССР-РСФСР (1986-1991)

Рассмотрим основные этапы создания политико-правовых предпосылок становления новой государственности России последней четверти 20 века:

 

  1. В Конституции СССР 1977 года отсутствовало положение о политическом плюрализме. В то же время в ст. 7 первой главы, помимо профессиональных союзов, ВЛКСМ, кооперативных организаций, содержалось упоминание и о других общественных организациях, призванных участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических вопросов. Однако все «другие общественные организации» накрепко привязывались к КПСС, а также к определенным органам государственного управления. В соответствии с принятым ВЦИК и СНК РСФСР еще в 1932 году «Положением о добровольных обществах и союзах» говорилось, что в случае нарушения добровольными обществами и их союзами общей политики советской власти орган, осуществляющий наблюдение и контроль за деятельностью данного общества, может принимать меры вплоть до ликвидации общества. Тем самым создание общественной организации ставилось в жесткие идеологические рамки. Всякая самодеятельность, политическая активность, попытки создания неподконтрольных политических структур подавлялись репрессиями властей. В результате была сформирована сеть общественных организаций, которые существовали исключительно за счет поддержки административно-командной системы.

 

  1. Со второй половины 80-х годов отношение к политическому плюрализму стало меняться. В 1985 году А. Яковлев написал М. Горбачеву записку с обоснованием необходимости разделения КПСС на две партии, которые бы образовали демократическое поле соперничества, обе эти партии должны были действовать на основе обновленной марксистско-ленинской идеологии.

 

  1. В 1986 году на встрече с работниками средств массовой информации М. Горбачев говорил: «... многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли, и действия и в партии и в государстве связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок. И здесь, на нынешнем этапе развития общества, такой своеобразной оппозицией могла бы стать наша пресса». Из этого высказывания можно сделать предположение, что, во-первых, М. Горбачев понимал необходимость наличия оппозиции; а, во-вторых, допускал в дальнейшем, на следующем этапе развития общества, создание оппозиционных политических партий.

 

Важные изменения произошли в политике государственного контроля над распространением информации. В 1987 году была образована межведомственная комиссия по рассмотрению списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети. На основе работы комиссии были открыты для свободного доступа и получили право на перепечатку 7930 ранее запрещенных изданий. Таким образом, книги, журналы, научные труды, составляющие целый пласт культуры и истории, вводились в широкий оборот.

 

В 1989 году произошла либерализация контроля за ввозом литературы из заграницы, от контроля полностью были освобождены «материалы, опубликованные в социалистических и развивающихся странах, издания коммунистических и рабочих партий всех стран, материалы ООН и других международных организаций, членами которых является СССР». Через систему «Союзпечати» началось распространение газет и журналов капиталистических стран.

 

Облегчение цензурных ограничений в сфере распространения информации способствовало политизации масс.

 

Важной правовой предпосылкой можно считать и процессы, связанные с реальным обеспечением политических свобод граждан. Речь идет прежде всего о реализации права на свободу митингов, собраний, демонстраций. Углубление демократизации вело к возрастанию общественно-политической активности граждан. Только за первую половину 1988 года было проведено около 600 митингов и собраний, уличных шествий, в которых принимали участие сотни тысяч граждан. Столь бурная активность требовала ее упорядочения, введения в правовые рамки.

 

Первые временные правила, регламентировавшие проведение массовых мероприятий, были утверждены в Москве 11 августа 1987 года исполкомом Московского городского Совета народных депутатов. Этими правилами предусматривался разрешительный порядок проведения данных мероприятий. После принятия ряда региональных положений, регламентирующих проведение вышеуказанных мероприятий, 28 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».

Информация о работе Принципы становления современной России