Принятие христианства и распространение письменности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:42, реферат

Описание работы

Основные задачи:
- исследовать причины и характер принятия христианства и распространения письменности на Беларуси.
- определить историческое значение принятия христианства.
- изучить истоки христианства на Руси.

Содержание работы

Цель и основные задачи реферата..............................................................................3
Введение........................................................................................................................4
Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира...................5-6
Распространение и развитие христианства на белорусских землях........................7
Развитие и распространение письменности на белорусских землях...................8-9
Заключение..................................................................................................................10
Список используемых источников............................................................................11

Файлы: 1 файл

история.docx

— 27.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  «Полоцкий государственный университет»

 

 

Историко-филологический факультет

Кафедра мировой литературы и культурологии

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История Беларуси

на тему: Принятие христианства и распространение письменности.

 

 

 

                                                                                                                                           Выполнила студентка

                                                                                                                     I курса

                                                                                                                      гр. 13-РГФ-1(2а):

                                                                                                                                           Альхимович Е.А.

 

                                                                                                                                            Проверила старший      

                                                                                                                                            преподаватель кафедры   

                                                                                                                      и всеобщей истории:

                                                                                                                                            Глазырина Т.Н.

 

 

 

 

Полоцк 2013

 

 

Содержание

 

Цель и основные задачи реферата..............................................................................3

Введение........................................................................................................................4

Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира...................5-6

Распространение и развитие христианства на белорусских землях........................7

Развитие и распространение  письменности на белорусских землях...................8-9

Заключение..................................................................................................................10

Список используемых источников............................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

 

Изучить процесс принятия Русью христианства и влияние  этого события на  историческую судьбу Беларуси.

 

Основные задачи:

 

- исследовать причины и характер принятия христианства и распространения письменности на Беларуси.

-  определить историческое  значение принятия христианства.

-  изучить истоки христианства  на Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Христианство существовало еще  задолго до придания ему статуса  официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством.

Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших  предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали  к своим старым суевериям суеверия диких финов и попадали под влияние финских шаманов – «волхвов» и «кудесников», – то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, много было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкою. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоден к христианской вере; а при его сыне Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам». Но все же, несмотря на притеснения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться.

 

 

Язычество славян. Первый этап религиозной реформы  Владимира

Язычество славян включало в себя магию, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ мёртвых - «навий» четырёх  стадий (I - упыри и берегини, II - рожаницы, III - род, IV - домовые), отражающие период матриархата, патриархата и земледельческий культ, связанный с силами природы, земли и неба. Помимо рядовых божеств у древних славян существовали и главные боги. Это, прежде всего Сварог, - древний, и возможно главный бог, функции которого со временем перешли к специализированным божествам. Источником всего благополучия выступает бог солнца Даждьбог, он же Хорос, и, быть может, Ярило. Перун являлся богом грома и молнии, богом ветра выступает Стрибог. Волос, скотий бог и одновременно покровитель торговли. А так же загадочные Симаргл, Мокошь, Переплут, Дый, Троян.

Следует подчеркнуть многоплемённый характер древнерусской языческой  религии. Наличие различных названий для бога солнца , говорит о том, что племена по-своему называли бога солнца и, возможно по-своему поклонялись  ему. Кроме того, были и другие многочисленные боги, разнообразные по происхождению  и функциям, игравшие в языческой  религии далеко не первую роль.

Язычество на Руси не имело  специальных служителей и жрецов, а были только волхвы, чьё религиозное  и общественное служение состояло в  прорицании будущего и практиковании различного рода сверхъестественных явлений.

Разумеется, такая пёстрая  и многослойная религия не могла  отвечать потребностям быстро развивающегося классового общества и государства.Всё это и заставило Владимира приняться за религиозную реформу. Она проходила в два этапа. Первый являлся ни чем иным как модернизацией самой языческой религии. Прежде всего, Владимир превращает культ Перуна, бога грома и молнии, покровителя дружины в культ всей земли русской, а также из всей массы богов выделяет пять наиболее главных: Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. так был создан пантеон богов Владимира в Киеве. То, что Владимир превращает свой княжеско-дружинный культ, культ Рюриковичей, в религию всей русской земли, напрямую указывает на изменения, произошедшие в государственном строе - установление единой прочной, могущественной княжеской власти.

Есть одна особенность  языческой реформы Владимира - она  была национальной, в той мере, в  которой этот термин может быть применён по отношению к древней Руси. Она  не ставила Русь в какую-либо зависимость  от другой страны. Для системы религиозных  преобразований, отражающих изменения  во внутренней жизни страны, было бы достаточно трансформировать языческую  религию. Но для укрепления международного положения Руси было необходимо более решительное преобразование и включение Руси в религиозную систему одного из центров тогдашнего цивилизованного мира. При сохранении языческой религии вообще, а с ней вместе языческого многобожия, трудно было добиться распространения культа того пантеона, который создал Владимир. Нужны были решительные меры по искоренению язычества, так как только таким путём можно было добиться религиозного единообразия.

Языческий культ - страшное сатанинское по своей сути явление, при Владимире приобрело ещё более свирепый характер: помимо ужасающих варварских ритуалов стали применяться доселе почти неизвестные славянам человеческие жертвоприношения. Так после победы над ятвягами были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, которые стали первыми мучениками веры на Руси.

В то время русские считали  себя вполне принадлежащими к семейству  европейских народов. Но все европейские  народы, за исключением венгров и  русских, были уже христианами и  начали жить новой государственной  жизнью, которая решительно отдалила их от языческих народов, как особый нравственный мир.

Русь, выйдя на просторы мировой  истории, не могла уже оставаться языческой державой; она должна была примкнуть к одному из трёх центров  цивилизованного мира того времени. Нужны были новые представления  о мире, мироздании, о морали, этике, праве и.т.д., соответствующие изменениям, господствующим в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распространение и развитие христианства на белорусских  землях

Возникновение христианства на земли восточных славян началось в 9 веке. Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление княжеской власти. В начале христианство затронуло только Княжеско-боярскую верхушку. На Беларуси христианство укреплялось без насилия на протяжении нескольких столетий. Поэтому некоторое время у нас существовало 2 веры.

Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята  дата основания Полоцкой епархии (992г). Несмотря на принятие христианства, языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор.

Принятие христианства явилось  прогрессивным явлением для Беларуси. Новая религия содействовала  объединению наших земель, укреплению государственности, способствовала расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и  т.д. Монастыри стали первыми культурными центрами, в которых были собраны библиотеки, основаны школы, писались летописи и книги. Именно из деятелей церкви в это период вышли наши первые образованные люди.

Принятие христианства имело  также и отрицательные черты, которые выразились прежде всего  в полном вычеркивании языческого прошлого славян (жестокая борьба против языческих  обычаев, обрядов, уничтожение языческой  культуры и т.д.)

Христианство пришло на белорусскую  землю вместе с крещением всей Руси в конце X века. Это были начало сложного и долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения  восточнославянских племен. “В лето 990…, - говорится в Густынской летописи, - Владимир раздели Русскую землю на 12 княжений, сынам своим дванадесятим; во-первых, посади на великом княжении Новгородском старейшего сына своего Вышеслава, в Полоцке - Изяслава… Посла же сними и священники, заповедая сыном своим, да каждо по всей области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть”.

Однако традиция древнерусских  преданий связывает начало распространения  слова Божия на Руси, в том числе  и Белой, с апостолом Андреем. Не исключено, что задолго до официального принятия новой религии уже во второй половине IX - середине X века христианство было известно на белорусских землях. Участвуя вместе с дружинами русских  князей в походах на Константинополь, ее воины не только знакомились с  результатами византийской цивилизации, но и усваивали вместе с ними основы Православия. Источником знакомства населения  древней Беларуси с христианством  могла быть и Скандинавия, с которой  она находилась в оживленных сношениях. Вполне вероятно, что полоцкий князь  Рогволод и его семья с сочувствием относились к христианской вере, а в столице княжества имелись христианские храмы.

 

 

Развитие и  распространение письменности на белорусских  землях

Согласно летописям, в XI—XIII вв. на территории Беларуси существовало 35 городов. Их рост, развитие ремесел  и торговли требовали грамотных  людей. На развитие письменности и просвещения  большое влияние оказало принятие христианства. Центрами культуры были монастыри и княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки, велась переписка книг. Письменность распространяется не только среди князей, но и среди простых  людей. Свидетельством этого являются летописи, берестяные грамоты, найденные  в Витебске и Мстиславле, рукописное Туровское Евангелие XI века, сохранившиеся надписи на архитектурных памятниках. В рассматриваемый период наиболее высокого уровня развития достигло Полоцкое княжество, которое имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией. Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители.

Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья  Полоцкая (1110—1173). Дочь полоцкого князя  Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позволения полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключительно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.

Информация о работе Принятие христианства и распространение письменности