Доклад.
Тема: Принятие христианства
на Руси и его значение.
Выполнил: Падучин Д.А.
Проверила: Позина Л.Т.
Введение
После длительной междоусобной
войны в 980 году на киевский престол взошел
сын Святослава Владимир (980–1015). При нем
Киевская Русь еще более расширила свои
пределы. Владимир предпринял ряд походов
в междуречье Оки и Волги. В этот период
была сделана попытка закрепиться на берегах
Балтики. Владимир стремился укрепить
свое государство. При нем вместо племенных
князей на местах в качестве управляющих
были поставлены его ставленники. Он упорно
боролся с печенегами и продолжал укреплять
южные рубежи государства. В целях культурной
интеграции земель Владимир вначале предпринял
попытку создать в Киеве единый пантеон
языческих богов. Однако эта попытка не
увенчалась успехом. После этого в 988 году
Владимир принял христианство. История
принятия христианства свидетельствует,
что процесс этот был длительным и мало
похож на «триумфальное шествие» новой
веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся
на многие десятилетия, и даже века. С принятием
христианства Русь вошла в число государств
тогдашней культурной части населения
земли. Именно с этого времени на Руси
распространяется грамотность, появляются
школы. В появившихся монастырях получает
развитие традиция летописания. Идет активный
процесс храмового строительства. Можно
сказать, что принятие христианства в
решающей степени способствовало расцвету
Киевской Руси, и во многом определило
дальнейшую траекторию русского исторического
пути.
Причины принятия христианства
Самые первые известия о проникновении
христианства на Руси относятся еще к
первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала
христианство: первый раз при Ольге –
957 г.; второй – при Владимире 988 г.
После крещения Ольге христианизация
Руси пошла быстрее. Русь поддерживала
добрые отношения и с Византией, и с римской
церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи.
Но необходимо было принять христианство
по некоторым причинам:
Это нужно было в интересах
развития государства, – чтобы избежать
изоляции от всего мира.
Единобожие соответствовало
сущности единого государства во главе
с монархом.
Христианство укрепляло семью,
вводило новую мораль.
Способствовало развитию культуры
– философия, богословская литература.
Социальное расслоение требовало
новой идеологии.
Принятие христианства вводило
Русь в семью европейских народов, а язычество
обрекало на изоляцию и враждебность со
стороны христианизированных соседей,
относящихся к язычникам как к нелюдям.
При этом следует учитывать, что окончательный
раскол христианства на католическую
и православную ветви произошел лишь в
1054 г.
Стремление Владимира укрепить
государство и его территориальное единство
с помощью создания единого пантеона языческих
богов во главе с Перуном не привела к
преодолению племенного сепаратизма и
усилению княжеской власти. Надежды Владимира
в данном случае возлагались, видимо, на
том что бог молний считался главным в
дружинной среде. Только единобожие могло
сплотить страну и осветить авторитет
единоличной княжеской власти.
Да и сам Владимир задумался
над своей жизнью, где были и братоубийство
во время борьбы за власть, насилие, многоженство.
Христианство могло отпустить грехи и
очистить душу.
С принятием христианства на
Руси может стать возможным развитие культуры
народа: грамотность, летописание, зодчество
и храмовое строительство; все это во многом
могло бы обусловить становление собственно
русской христианской культуры.
Нараставшая социальная неоднородность,
а также меняющиеся духовные запросы высших
слоев общества создавали условия для
перехода к более сложной мировоззренческой
системе.
Такие причины не могли не заставить
Владимира думать о принятии какой-то
одной веры для Руси.
2.Благоприятные
условия для введения христианства на
Руси
Решение Владимира принять
крещение от Греков не могло встретить
ни откуда препятствия. Выше было сказано,
что у Русских Славян не было ни храмов,
этих очагов язычества, ни жрецов, которые
обыкновенно, в своих интересах, поддерживали
и распространяли язычество среди народа
и выступали на борьбу с проповедниками
всякой иной религии. Приносили жертвы
и совершали другие обряды у Русских старцы
и главы семейств. И потому, когда сами
старцы и бояре изъявили согласие на перемену
религии, то народ, не задумываясь и без
всякого спора, должен был в этом случае
идти за ними и за князем. И это было так
естественно, что сомневаться справедливости
рассказа о беспрепятственном крещении
всего рода, по одному приказу князя, нет
ни малейшего основания.
Но не только со стороны религиозной,
а и со стороны нравственной, принятие
христианства Русскими славянами не мог
встретить особенного препятствия. "Поляне,
киевские Славяне, как говорит летописец,
были нрава тихого и кроткого, сели семейную
жизнь честную и правильную. В христианстве
они должны были увидеть сродные их нравам
и привычкам нравственные требования,
нисколько не унижающие, а напротив, возвышающие
и облагораживающие их дух, что, при всей
своей малообразованности, самый грубый
язычник легко понимает. Новгородские
Славяне, привыкшие к обращению с иноземцами
и понимавшие выгоды и преимущества благоустроенной
общественной жизни, так не видели ничего
враждебного в христианстве, а напротив
склонны были подражать варягам, между
которыми, как известно, было очень много
христиан."1 Эти варяги, которые имели постоянные
сношения с Новгородскими Славянами, склоняли
их к принятию христианской веры и, так
сказать, подготовляли их к тому. Что касается
Древлян, Северян и других славянских
племен, то они, очень рано подчинившись
Русским князьям, скоро смешались с Полянами
и Новгородцами и в принятии христианской
веры не могли оказать сопротивления посылаемым
к ним миссионерам. Таким образом можно
с уверенностью сказать, что на всем обширном
пространстве Русского княжества Владимирова
распространение христианства не могло
встретить препятствий. Необходимо отметить,
что принятие христианства на Руси сопровождалось
законодательными документами в поддержку
церкви, так Устав князя Владимира Святославовича
о десятинах, судах и людях церковных:
"Ст. 3. И по том летом
минувшим создав церковь святую
Богородицю и дах десятину к ней во всеи
земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи
грош, и с торгу 10-тую неделю, из домов на
всякое лето 10.е всякаго стада и всякаго
живота чюдной матери Божии и чюдному
Спасу."
Это начало знаменитой церковной
десятине – то есть каждый человек должен
отдавать десятую часть дохода своего
(денежного, материального) христианской
церкви, что должно было поддерживать
саму церковь и давать ей денег на дальнейшее
существование и расширение своего влияния.
Конечно, для развития новой религии было
необходимо построение святых мест –
храмов божьих, где люди могли бы молиться
Господу нашему. Именно этим и занялся
Владимир: "Владимир тотчас после крещения
велит строить церкви и ставить их по тем
местам, где прежде стояли кумиры: так,
поставлена была церковь св. Василия на
холме, где стоял кумир Перуна и прочих
богов Владимир велел ставить церкви и
определять к ним священников также и
по другим городам и приводить людей к
крещению по всем городам и селам. "2 Стоит задаться двумя вопросами,
первым, в каких городах происходило крещение,
и второе, откуда взялись первые священники?
Христианство в основном "было распространено
вдоль узкой полосы, прилегавшей к великому
водному пути из Новгорода в Киев; к востоку
же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже
в самом Ростове, несмотря на то что проповедь
доходила до этих мест, христианство распространялось
очень слабо". Однако следует отметить,
что крещение даже этой узенькой полоски
было сопровождено огромными трудностями.
Все было связано с нежеланием народа
отдавать своих богов на поругание, ярким
и кровавым примером этому может служить
крещение Новгорода, который «Путята крестил
мечом, а Добрыня - огнем».
Откуда же взялись священнослужители?
По словам Соловьева :"Митрополит и
епископы были присланы из Царя-града;
в Киеве, если прежде были христиане, была
церковь, то были, разумеется, и священники;
Владимир привел из Корсуня тамошних священников".3 Однако этого было слишком
мало, и тогда были присланы священники
из Болгарии, которые могли учить народ
на понятном ему языке. Однако все равно
было слишком мало священников, и единственным
выходом из создавшейся ситуации было
как можно более скорое "книжное"
обучение русских священников. Этот процесс
происходил жестоким, но скорее всего,
неизбежным методом – детей лучших горожан
отнимали у матерей и отдавали их в книжное
учение. Это было неотвратимым шагом, так
как матери, не утвердившись еще в новой
вере, воспитывали сыновей своих в
прежнем языческом духе.
3.Значение крещения
Руси
Понадобилось несколько веков
для укрепления христианства, но влияние
язычества не ослабевало – возникало
двоеверие: молились в церкви, а продолжали
праздновать языческие праздники. Так
праздник Коляды слился с Рождеством,
а масленица с Великим Постом.
Церковь получила земли, на
которых организовала свое хозяйство.
Прежде всего – монастыри: обет безбрачия,
уход от всего земного. Во главе – игумен.
Со временем монастыри стали центрами
торговли, и даже ростовщичества.
Укрепившись в экономическом
отношении, церковь стала играть большую
роль и в политической жизни. Епископы
и митрополиты выступали против междоусобиц
и за единство Руси.
При церквях создавались школы.
Стало бурно развиваться церковное искусство
– иконопись, составление летописей.
Церквям князья стали поручать
судопроизводство по семейным и религиозным
делам.
Содействуя развитию культуры
и грамотности, церковь подавила культуру,
основанную на язычестве, преследуя веселые
праздники Коляды и Масленицы, как бесовские.
Помогая экономическому, культурному,
религиозному сближению с Византией и
другими православными государствами,
церковь выступает против «латинства»,
чем способствовала изоляции от стран
Западной Европы и тех духовно-культурных
процессов, которые протекали там.
4.Русь
православная
Преподобный летописец упоминает,
что перед крещением Владимир был оглашен,
т.е. наставлен епископом Херсонесским
в истинах христианской веры, конечно,
по символу Никео-Цареградскому. А после
крещения ему преподан был более подробный
символ Михаила Синкелла (около 835 г.).
В этом символе кратко изложены все главнейшие
догматы православной веры, - и потому
на него должно смотреть, как на руководственное
начало, данное Греческою Православною
Церковью Церкви Русской, как на завет,
данный матерью своей духовной дочери.
В символе изложены: "догмат о Пресвятой
Троице, воплощении Сына Божия, о Его крестной
смерти, воскресении, вознесении на небо,
о втором пришествии; а также догматы о
св. таинствах Церкви, о церковных преданиях,
о поклонении иконам, кресту, мощам святых
и священным сосудам." Все эти догматы
изложены по разуму Православной Восточной
Церкви. В заключение, к символу Синкелла
прибавлены были два особых наставления,
очевидно, переведенные собственно для
князя Владимира. Первое наставление показывает,
что для того, чтобы быть истинно православным,
"нужно держаться семи вселенских соборов.
При этом перечислены самые соборы, с показанием,
где и когда какой собор был, против кого
он был созван сколько на нем было собрано
святых отцов." Другое наставление состояло
в показании того, чего Русские должны
остерегаться, чтобы не потерять православия.
Это именно- не принимать учения Латинян,
причем показаны главнейшие их заблуждения,-
и сказано, что прежде Латиняне учили правильно
и согласно с Греками, а впоследствии совратились
и уклонились от.
Этот символ и наставления,
преподанные Владимиру, важны в том отношении,
что с самого начала введения христианства
в России не только точно выражали содержание
веры, преподанной Русским, но сразу же
полагали резкое различие между православием
и учением Латинян, что, между прочим, давало
возможность Русским, не смотря на недавность
обращения их ко Христу, твердо стоять
в православии и противиться всем попыткам
Римских пап склонить наших предков к
принятию учения Западной Церкви. И такими
же непоколебимыми в своей вере оставались,
и- благодарение Богу, остаются и теперь
православные последователи Русской Церкви,
не смотря ни на какие политические колебания
в царстве Русском. Такими же преданными
православию остались они и тогда, когда
Реформация, проведенная Лютером и его
последователями, охватила почти всю Западную
Европу и отняла у Римского папы почти
половину его последователей.
Заключение
Христианство явилось духовной
основой всей европейской цивилизации.
В этом отношении выбор Владимира означал
и выбор цивилизационной альтернативы.
Принятие христианства определило выбор
Руси, при этом православие во многом обусловило
становление собственно русской цивилизации,
ставшей разновидностью христианской
европейской цивилизации.
В целом, принятие православия
в качестве официальной религии способствовало
развитию феодализма на Руси. Обращаясь
к народу, православные священники, в противовес
языческим идолам, проповедовали смирение,
безропотное подчинение, отказ от накопления
богатств и заботы о завтрашнем дне, ради
«спасения души». Казалось бы, подобные
проповеди должны были вызвать апатию
у свободолюбивых язычников, но философская
гибкость христианского богословия со
временем сделала свое дело.
Список используемой
литературы:
Соловьев С.М. Об истории древней
России (сост., авт., предисл., примеч., А.И. Самсонов.) – 2е изд. – М.:Просвещение, 1993. – 544 с.
История России с древнейших
времен: Сергей Михайлович Соловьев, http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
Энциклопедия для детей. Т. 5,
ч. 1. История России. От древних славян до Петра Великого. – М., 1998.
Краткий анализ используемой
литературы
Соловьев впервые выдвинул и осветил
массу важнейших явлений русского прошлого,
которых раньше не замечали вовсе. Например,
вопрос о делении русской истории на эпохи
и влияние природных условий территории
на исторические судьбы русского народа.
Соловьёв первый из русских историков
(совместно с Кавелиным, одновременно высказывавшим
ту же мысль) осмыслил всё наше прошлое,
объединив отдельные моменты и события
одной общей связью. Для него нет эпох
более или менее интересных или важных:
все имеют одинаковый интерес и важность,
как неразрывные звенья одной великой
цепи. Соловьёв указал, в каком направлении
должна вообще идти работа русского историка,
установил исходные точки в изучении нашего
прошлого. Он первый высказал настоящую
теорию в приложении к русской истории,
внеся принцип развития, постепенной смены
умственных и нравственных понятий и постепенного
роста народного — и в этом одна из важнейших
заслуг Соловьёва.