Принятие христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Летом 990 года после захвата русским войском Херсонеса и прибытия в этот город принцессы Анны с группой священнослужителей там приняли крещение многие русские дружинники. По прибытии русского войска из корсуньского похода в Киев, Владимир Святославович крестил своих сыновей и некоторых вельмож. Затем, после ниспровержения языческих идолов в Киеве, произошло обращение в христианство людей столицы. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Содержание работы

Введение...…………………………………………………………………………3
1. Предпосылки принятия христианства на Руси….……………………………4
2. Становление христианства на Руси...…………………………………………6
2.1 Официальное крещение Руси.………………………………………………7
3. Влияние христианства на различные стороны жизни общества древней Руси..……………………………………………………………………………….9
Заключение….……………………………………………………………………14
Список используемой литературы…...…………………………………………16

Файлы: 1 файл

Крещение Руси.docx

— 34.84 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный

технический университет»

 

 

 

Факультет Электротехнический

Кафедра  «История и архивоведение»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История»

 

Принятие христианства на Руси

 

 

 

 

Студент группы  3ПЭб-1                                                      Панков Д.В.

Преподаватель                                                                       Гореликов А.И.

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

Введение...…………………………………………………………………………3

1. Предпосылки принятия христианства на Руси….……………………………4

2. Становление христианства  на Руси...…………………………………………6

  2.1 Официальное крещение  Руси.………………………………………………7

3. Влияние христианства  на различные стороны жизни  общества древней Руси..……………………………………………………………………………….9

Заключение….……………………………………………………………………14

Список используемой литературы…...…………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

История Руси, предшествовавшая принятию христианства, непонятна и слабо изучена. Это связано прежде всего с тем, что наши первые летописцы писали не раньше 11 века.

О событиях 9-10 в. в., за исключением немногих письменных греческих свитков, не было других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.

Восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили Славяне под разными местными названиями держась берегов рек: Волхово, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны, Оки и их притоков. Жили они небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было. Признаки государственной жизни так-же отсутствуют. Религия славян состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, воде, небу, земле, ветру, деревьям и птицам. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство.

Благодаря всем этим фактам князь Владимир осознавал необходимость  принятия единой государственной религии  уже в первые годы своего правления. 

3

 

  1. Предпосылки принятия христианства на Руси

 

Официальное крещение Руси связывают с именем князя Владимира Святославовича, в последствии получившим наименование Святого. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большей степени соответствующую современному этапу развития общества. Также Владимир хотел укрепить своё положение как князя, введя в Руси единую государственную религию. Но процесс образования новой религии происходит очень долго, следовательно нужно было взять готовую религию которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического момента.

К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось только сделать выбор. У волжско-камских булгар был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство (с центрами в Риме и Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но ни одна из них не могла занять основных позиций.

Для Владимира принятие той  или иной религии было делом прежде всего политическим. Поэтому иудаизм  не рассматривался серьезно претендентом на государственную религию так  как иудаизм был религией побежденного народа. Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать официальной религией Русского государства, но, как оказалось, не достаточно. Одной из основных причин отказа от ислама была слабость исламского мира в восьмидесятые годы десятого века.

 

4

Правители Сирии в семидесятые годы десятого века получили ряд серьезных поражений от Византии. Подобное состояние мусульманских государств, дали основания Владимиру усомниться в способности ислама укрепить центральную власть.

Принятие же христианства, особенно из Византии, для Владимира  было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из этого принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и получил в жены сестру императоров Константина и Василия - Анну.

Первоначально Русский народ  не хотел принимать христианство, особенно сильно протестовали язычники, но появление христиан в кругах высшей знати и купечества значительно ускорило процесс становления христианства, как единой религии на Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

  1. Становление христианства на Руси

 

Летом 990 года после захвата русским войском Херсонеса и прибытия в этот город принцессы Анны с группой священнослужителей там приняли крещение многие русские дружинники. По прибытии русского войска из корсуньского похода в Киев, Владимир Святославович крестил своих сыновей и некоторых вельмож. Затем, после ниспровержения языческих идолов в Киеве, произошло обращение в христианство людей столицы. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. 

После обращения в христианство людей столицы последовали хождения по городу христианских миссионеров с целью уговорить людей принять новую веру. Часть киевского населения поддалась уговорам и крестилась, большинство жителей испытывало колебания, откладывая крещение со дня на день, некоторые язычники не желали и слушать проповедей священнослужителей. Терпение Владимира достигло предела и тридцать первого июля девятьсот девяностого года, князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для совершения обряда крещения. В его послании содержалась прямая угроза. Он не двусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как личные враги. Приказ князя был обращен не только к рядовым гражданам, но и к части киевской знати, до сих пор не проявившей желания креститься. Следовательно, не только простые люди, но и частично знатные киевляне не хотели расставаться с языческими верованиями.

 

 

6

    1. Официальное крещение Руси

 

Первого  августа девятьсот  девяностого года, в пятницу, в торговый день недели, на реке Почайне, там, где расположились главные Киевские рынки, состоялось крещение Киева. Число крестившихся было весьма велико, практически все испугались угрозы князя. Тем не менее, некоторые киевляне избежали крещения. Таким образом, уже крещение киевлян показало, с какими колоссальными трудностями придется столкнуться Владимиру при обращении в христианство населения страны. Ярким примером трудностей Владимира при крещении Руси может служить “крестильный” поход дяди Владимира - Добрыни, на Новгород описанный в Иоакимовской летописи. Вообще же не понятно как Владимиру удалось убедить большую часть населения принять христианство. Хотя, если внимательно проанализировать источники, то можно обнаружить методы к которым прибегал Владимир. Самый простой, для тех времен, способ - принуждение. Так, например, был крещён Новгород и часть населения Киева (об этом упоминалось выше) логично предположить, что таким бразом была крещена большая часть Руси. Характерным здесь является то, что древние боги сначала дискридитировались в глазах населения. Доподлинно известно что так поступили и в Киеве и Новгороде. Так же из источников можно увидеть, что любовь народа к князю Владимиру и его авторитет были очень высоки. Укреплению его авторитета способствовала удачная внешняя политика. В походах и сражениях крепла княжеская дружина. Победоносные войны увеличивали княжескую казну. Подавление восстаний вятичей и радимичей свидетельствовало о том, что великокняжеские войска могут оставить покоренные народы подчиниться киевскому властилину.

 

7

К концу 80-х годов десятого века власть Владимира Святославовича на Руси настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке со стороны языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре и дружинники остро нуждались в это время христианской религии, которая бы помогла феодальному строю окончательно стабилизироваться на Руси. Так же авторитет князя Владимира подтверждает и «Повесть временных лет».

Из слов Нестора-летописца можно заключить, что к моменту написания им «Повести временных лет» большинство славянских народов, за исключением вятичей, уже отказались от своих языческих верований под влиянием принятого ими христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

  1. Влияние христианства на различные стороны жизни общества древней Руси

 

Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидированию «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца десятого века, когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.

Христианство сыграло  исключительно крупную роль в  идеологическом обосновании власти киевских князей. «Князя сажает на престол сам бог».

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии оказало большое влияние  на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание  местных, племенных различий в отдельных  областях Руси и формирование древнерусской  народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также  способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и  обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные  части Руси обособились друг от друга  или попали под власть иноземных завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты  и особенности. Подобно тому, как  христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание  единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания как этнического, так и государственного.

9

Также христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могло не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности. По этому поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А словеньскый язык и рускый одно есть».

В то же время в области  культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени  была богатой и разнообразной. И  в том, что значительная ее часть  утрачена, не попала на пергамент и  бумагу, определенная вина церковных  кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.

С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве  и других русских центрах раньше, но вплоть до конца десятого века широко распространения она не получила. И лишь в одиннадцатом веке, главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины  веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой  цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

 

 

10

Не менее крупные последствия  имело крещение и в области  просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом. Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворян.

Вся светская литература шла  под знаком церковной, поскольку  феодальная наука Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будила мысль, толкала к самостоятельной  работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной, киево-новгородской литературы. Это собственную, туземную литературу создают представители самой образованной части населения духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах. Священник княжеского села Берестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зрения требований византийской риторики словом «о благодати», заканчивающимся красноречивым и очень хорошо построенным панегириком в честь «блаженного» князя Владимира и его сына Ярослава.

Информация о работе Принятие христианства на Руси