Принятие христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII – IX вв. классового раннефеодального строя явилось результатом связанных друг с другом процессов. Это было перерастание родовой и племенной знати поздних этапов первобытнообщинного строя в местных князей, союзов племен – в государственные организации, социального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так и имущественное, – в неравенство классовое.
Формирование местных княжений и создание на их основе Древнерусского государства с центром в Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централизованной ренты – даней, полюдья, – требовало и изменений в идеологической области, в религии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3-4
Вера Руси до принятия христианства
2.1 Поклонения древних славян……………………………………..….5-6
Христианство до официального принятия
3.1 Первое проникновение христианства на Руси…………………7-9
Неудачные попытки Ольги окрестить Русь
4.1 Что побудило Ольгу принять крещение?.....................................10-12
4.2 Неудавшиеся попытки Ольги склонить Святослава к православию………………………………………………………...........13
Реакция язычников на крещение………………………………....14
Необходимость принятия Христианства………………..………15-16
Крещение Владимира
6.1 Осада Корсуяна и принятие Владимиром христианской веры….18-19
7. Крещение Руси
7.1 Свержение идолов……………………………………………………20
7.2 Крещение киевлян и новгородцев………………………………21-23
8. Заключение………………………………………………………………....24
9. Список литературы…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Принятие христианства на Руси.docx

— 44.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Крещение Руси

 

Свержение идолов

По  возвращению в Киев Владимир, прежде всего, крестил сыновей своих  и людей близких. Вслед за тем  велел ниспровергнуть идолов. Этим должно было приступить к обращению народа, ниспровержением прежних предметов почитания нужно было показать их ничтожество, это средство считалось самым действительным почти у всех проповедников. Ревность новообращенного не могла позволить Владимиру удержать, хотя на некоторое время идолов, которые стояли на самых видных местах города и которым, вероятно, не нерестовали приносить жертвы; притом если не все, то большая часть истуканов напоминали Владимиру его собственных грех, потому что он их сам поставил. Из ниспровергнутых идолов одних рассекали на части, других сжигали, а главного Перуна привязали к хвосту лошади и потащили с горы. Перуна столкнули в Днепр. Владимир приставил людей, сказав им: «Если где он подплывет к берегу, вы отталкивайте его». Есть предание, будто язычники бежали за плывшими идолами и кричали: «Выдыбай, наш боже!» - то есть, «выплывай». Идол в одном месте выплыл на прибережье. Когда язычники хотели взять идола, христиане навязали на него каменья и утопили в реке. Место, где идол приплыл к берегу, прозвано с того времени Выдибичи, или Выдубичи. На нем после выстроен выдубицкий Михайловский монастырь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крещение киевлян и новгородцев

 

После уничтожения идолов Владимир приступил  к обращению киевских язычников  к христианству. Сначала он окрестил своих сыновей от прежних жен. Теперь, по христианскому закону, он стал жить с одной супругой Анной. Других жен оставил. Сыновей у Владимира было двенадцать. По преданию и теперь указывают в Киеве место, где все они приняли крещение. Это место называется Крещатик.   

После крещения сыновей княжеских митрополит Михаил, приехавший из Греции, родом болгарский славянин, и священники, приехавшие из Корсуня, пошли по городу с проповедью. Сам князь Владимир помогал им: ходил среди народа, поучая его новой вере. Многие киевляне тогда же с радостью крестились. Другие только слушали проповедь и раздумывали о новой вере. После проповеди и увещаний Владимир послал кликать по Киеву: «Кто на другой день не придет к реке, богат ли он, беден или нищ, работник ли, тот будет князю противен!» Многие из народа с радостью слушали это и говорили: «Это было бы не добро, если бы князь с боярами не приняли этого». И пошел князь на призыв народа. Утром Владимир вышел с царицыными и корсунскими священниками к реке Почайне. Множество народа собралось туда же. Стали входить киевляне в воду и стояли в реке, одни по шею, другие по грудь; дети стояли у самого берега; многие взрослые входили в воду с младенцами на руках; а крещеные бродили по реке, уча крестившихся, что им делать во время совершения таинства, и становясь тут же их восприемниками.

Священники  же читали с берега молитвы. Окрестились  киевляне, и стали расходится каждый в свой дом. Владимир же молился и радовался. Подняв глаза к небу, он говорил: «Боже сотворивший небо и землю! Дай узнать этим людям Тебя истинного Бога... Утверди в них праведную веру. И мне помоги Господи побеждать всякое зло…» Так произошло крещение киевского народа.

Есть  известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда с Добрынею, дядею Владимировым, и с Анастасом ходили на север и крестили народ; естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоком и Ловатью, до северного конца этого пути – Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, по всей вероятности, путем водным и шекснинским, проповедники оправились к востоку до Ростова. Этим кончилась деятельность  первого митрополита Михаила в 990 году; в 991-м он умер; можно представить, как смерть его должна была опечалить Владимира в его новом положении. Князя едва могли утешить другие епископы и бояре; скоро, впрочем, был призван из Царьграда новый митрополит – Леон; с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь сокрушено окончательно.

Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: «Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение»; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против этого с оружием; Добрыня стал, было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (порски) и поставили их на мосту; особенно уговаривал их не покорятся главный между жрецами то есть волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем. Епископ Иоаким со священниками стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько могли, и в два дня успели окрестить несколько сот.

Новгородцы  кричали: «Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание»; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда Тысятский Владимиров Путята, приготовил лодки и, выбрав из ростовцев пятьсот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки, и вошел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники. Путята дошел до двора Угоняева, схватил его и других лучших людей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить дома христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар, и сеча перестала. Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сокрушить идолов – деревянных сжечь, а каменных изломав, побросать в реку.

Мужчины и женщины, видя это с воплем, с  воплем и слезами просили за них, как  за своих богов. Добрыня с  насмешкою отвечал им: «Нечего  вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут, какой пользы вам от них ждать? – и послал всюду с объяснениями, чтоб шли  креститься. Посадник Воробей сын  Стоянов, воспитанный при Владимире, человек красноречивый, пошел на торг и сильнее всех уговаривал народ; многие пошли к реке сами собою, а  кто не хотел, тех войны тащили, и крестились: мужчины выше моста, женщины ниже. Тогда многие язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что  крещены. Для этого Иоаким велел всем крещеным надеть на шею кресты, а кто на будет иметь на себе креста тому не верить, и крестить. Разметанную церковь Преображения построили снова. Окончив это дело, Путята пошел в Киев; вот почему есть бранная для новгородцев пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По  мнению многих ученых крещение Руси в  конце Х века было результатом  особой «богоизбранности», озарения всевышним князя Владимира и просвещения Богом «русского народа светом Христовым», как утверждают богословы.

Принятие  христианства Русью как государственной  религии явилось закономерным следствием длительного и далеко не простого социально- экономического и культурного  развития древнерусского общества.

Введение  христианства на Руси было крупнейшим событием, отметившим важный этап в  развитии феодальных отношений, пришедших  на смену родовому строю с его  язычеством. Оно помогло в укреплении Древнерусского государства и повышению  международного престижа. Вместе с  этим христианство свидетельствовало  о большом сдвиге в идеологии  Киевской Руси. Ибо новая религия  была приспособлена к классовому обществу, тогда как языческая  не знала классов, не требовала подчинения одного человека другому, не освящала отношений господства и подчинения.

Принятие  христианства сыграло немаловажную роль в дальнейшем развитии материальной и духовной культуры древнерусского общества. Неправомерно было бы отрицать, что церковь сыграла вполне определенную положительную роль в развитии на Руси письменности, зодчества и живописи, возвышении Москвы, развитии патриотического и национального самосознания и нравственного возвышения русского и других народов Руси и России.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Ишимова, А. История России. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 480с.
  2. Каутский, К. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1997. – 540с.
  3. Маковская, И.В., Сочилин, С.Б. Универсальное пособие по истории. Т.1.-Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2002г.- 600с.

Энциклопедия российской монархии. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.-512с.


Информация о работе Принятие христианства на Руси