Принятие христианства в качестве государственной религии при князе Владимире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 16:09, реферат

Описание работы

Христианство, как описывают древние источники, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Однако официальной датой принятие христианства в качестве государственной религии считается 988 г. при князе Владимире.

Содержание работы

1.Введение
2.Предыстория: распространение христианства до крещения Руси при князе Владимире
3.Крещение Руси
а) Причины принятия христианства
б) Выбор веры
в) Крещение князя Владимира и киевлян.
4. Результаты и последствия принятия новой религии
5. Заключение
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Саратовский государственный университет им.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

Саратовский государственный университет им. Н.Г Чернышевского

Факультет иностранных языков и лингводидактики

                       Кафедра английского языка и методики его преподованияийского языка

и его преподавания

 

 

 

 

 

Реферат по истории на тему: Принятие христианства в качестве государственной религии при князе Владимире

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Группы 113(2)

Потапенко Д.О.

Проверила:

Шрамкова О. В.

2014

 

Содержание

1.Введение 

2.Предыстория: распространение  христианства до крещения Руси  при князе Владимире

3.Крещение Руси 
   а) Причины принятия христианства

   б) Выбор веры

   в) Крещение князя Владимира и киевлян.

4. Результаты и последствия принятия новой религии

5. Заключение

6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Христианство, как описывают древние источники, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Однако официальной датой принятие христианства в качестве государственной религии считается 988 г. при князе Владимире. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее — и античной культуры. Оно является одним из важнейших вопросов истории русского государства. С принятием и распространением христианства были тесно связаны высшие формы культуры X-XIII вв. – письменность, общественная мысль, литература, живопись и зодчество. Русская церковь прилагала и прилагает огромные усилия в деле сохранения и упрочения мира, играет позитивную роль в укреплении семьи, правопорядка и нравственности, в восстановлении многих историко-архитектурных памятников, что само по себе имеет общекультурное и воспитательно-патриотическое значение. Выдающийся учёный-энциклопедист П.Флоренский писал, что «большинство культур было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры». [1] Таким образом, значение церкви в современном обществе велико. В настоящее время происходит возрождение православия, восстанавливаются и строятся храмы, возвращаются церкви, соборы, монастыри. Повышается интерес к истории церкви, в том числе и к вопросу принятия христианства.

Цель данной работы состоит в том, чтобы определить причины принятие христианства и его влияние на Русь.

Основные задачи:

  1. Изучить распространение христианства до официально признанной даты крещения.
  2. Рассмотреть причины становления христианства.
  3. Сделать выводы о роли принятия христианства.

Актуальность данной темы состоит в том, что данное событие сыграло огромную роль в становлении и развитии всех сфер жизни русского населения, и по сей день показывает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с религией в целом, ее ролью для каждой исторической эпохи.

2. Предыстория: распространение христианства до  крещения Руси при князе Владимире.

  Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского князя Владимира, по инициативе которого Русь в 988 г. приняла христианство в качестве государственной религии. Однако христианство было известно на Руси задолго до официально признанной даты крещения. Многие дореволюционные историки считали первым проповедником христианства у славян ученика Христа, апостола Андрея. Так известный русский историк церкви Макарий писал: «… в коренной России св. апостол Андрей… проповедовал евангелие не кому-либо другому, а, без сомнения, стародавним здешним обитателям, предкам нашим – славянам»  Согласно русским летописям Андрей Первозванный дошёл до киевских гор. Здесь он водрузил крест и предсказал своим ученикам, что «на сих горах воссияет благодать Божия и град велик будет» с множеством храмов. Далее сказание «о хождении апостола Андрея Первозванного на Русь» повествует о посещении им места, где впоследствии возник Новгород (имеется в нём и такая любопытная подробность: апостола очень удивил русский обычай париться в нестерпимо жарко натопленной бане). Большинство современных историков считают это сказание позднейшей легендой.

   Достоверные сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX века во время царствование Михаила ІІІ и в патриаршество Фотия. В «Окружном послание» Фотий прямо указывает, что крещение руссов произошло вслед за обращением в христианство болгар, незадолго до этого предпринявших поход на Византию. Он как бы торопиться сообщить иерархам такую приятную весть, являющуюся своеобразной новинкой.

В русских летописях под 866 г. действительно содержится рассказ о походе на Царьград князей Аскольда и Дира. В связи с этим 563 ряд историков предполагает, что первое крещение Руси было совершено при этих полулегендарных киевских князьях. Дальнейшие летописные сведения подтверждают это предположение. Так, часть дружинников княжившего гораздо позднее Игоря уже были христианами. Под 944 г. в летописи рассказывается о заключении договора Руси с Византией. В частности, описана клятва о соблюдении условий договора, данная представителями Руси. При этом крещёные русичи клялись на кресте в киевской церкви Святого Ильи, а язычники присягали на оружии и клялись богом Перуном. Церковь Ильи названа соборной (т. е. главной), а это значит, что к 944 г. в Киеве были и другие церкви. Известно, что христианкой стала и жена князя Игоря — княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе в 957 г. В этом году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причем её сопровождал священник Григории. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошел на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом вернулось назад ни с чем. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки. Однако, приняв христианство в Константинополе, Ольга не могла безучастно смотреть на то, как ее сын Святослав, ее окружение, весь народ русский остается в язычестве. Она пыталась уговорить сына принять христианство, однако он упорствовал и не хотел этого. Однако отказ Святослава уже не мог повлиять на общий процесс обращения Руси в христианство. Это было связано с тем, "что новая религия начала принимать видное положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждебное внимание выразилось насмешками. Борьба начиналась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить христианству мало положительного и потому должно было скоро преклониться пред ним, но христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление в характере сына Ольгина, который не мог принять христианства по своим наклонностям, а не по привязанности к древней религии. Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: “Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться”, Святослав не слушался и отвечал на это: “Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться”. Ольга возражала: “Если ты крестишься, то и все станут то же делать”. Святославу нечего было отвечать на это; не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому. Эта самая невозможность отвечать на возражение матери должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что он сердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: “Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечься от всякого зла! ” Поэтому, можно сказать, что во времена правления Ольги христианство стало занимать видное положение и с ней уже были обязаны считаться язычники. Оно представляло собой альтернативу устаревшему язычеству, способную объединить и сплотить русский народ. Однако для обращения большинства русичей в христианство нужна была сильная рука, рука, имевшая большую власть и способная силой заставить креститься русский люд. Именно таким человеком, такой сильной личностью, приведшей Русь к христианству, стал Великий Князь Киевский Владимир прозванный Равноапостольным.

   Таким образом, ещё до крещения Руси при Владимире Святославиче христианство на Русской земле имело более чем вековую историю.

3. Крещение Руси

а) Причины принятия христианства

После крещения Ольги христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по некоторым причинам: первая заключается в следующем… Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Быть может культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи с этим. " [6 Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - 4-е изд. , испр. и доп. – М. , 1986. , с. 210] И как известно к 9 веку образовалось Киевское государство. Физическое и географическое объединение восточных славян вызвало более тесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание различных культурных, материальных и религиозных ценностей. В связи с этим естественно возникали трения между различными племенами, вызванные различными ценностными воззрениями. Таким образом, вставала объективная необходимость также и религиозного объединения народов Киевской Руси. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае возлагались, видимо, на то, что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

 

Да и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

С принятием христианства на Руси может стать возможным развитие культуры народа: грамотность, летописание, зодчество и храмовое строительство; все это во многом могло бы обусловить становление собственно русской христианской культуры.

Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы высших слоев общества создавали условия для ᴨȇрехода к более сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли не заставить Владимира думать о принятии какой-то одной веры для Руси.

 

б) Выбор веры

Важной представляется и проблема выбора веры, от решения которого зависел весь ход развития русской истории.

Согласно «Повести временных лет», уже после болгарского похода Владимир начал искать новую религию, которая бы заменила язычество. В летописи размещен рассказ о том, как Владимир выбирал новую веру.

  Летопись сообщает, что  булгары – мусульмане предложили  Владимиру Святославичу принять ислам. Князю весьма понравился мусульманский обычай иметь много жен. Однако такой обряд, как обрезание, а также отказ от употреблении свинины вина, не пришлись Владимиру по вкусу. Слишком многим пришлось бы пожертвовать, приняв эту веру.

  Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная, что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Кроме этого князя не удовлетворяла эта вера своей обрядовой стороной. Еврейское вероучение не давала ничего принципиально нового верхушке феодального общества.

  Третьим вероучением, предложенным Владимиру, было христианство. Как писал Ф. Энгельс, «христианство  не знало никаких вносящих  разделений обрядов, не знало  даже жертвоприношений и процессии  классической древности. Отрицая, таким  образом, все национальные религии  и общую им всем обрядность, и обращаясь ко всем народам  без различия, христианство само  становиться первой возможной  мировой религией».

  Однако уже в то время христианская церковь была фактически поделена на две части – восточную и западную. Поэтому неизбежно встал вопрос, какому образцу следовать  - византийскому или римскому.

Принятие католичества означало бы для Руси попасть под сильное влияние Германской империи: вовлечь её в сферу германской политики, допустить проникновение на территорию вначале немецкого духовенства, а затем и немецкого рыцарства; насадить в стране латынь; выплату ежегодных дотаций Риму. Всё это, несомненно, хорошо понимал князь Владимир, и это не могло его устраивать.

   Поэтому, только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное вᴨечатление. Но Владимир не сᴨешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

   За всем этим скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

   Это, в ᴨервую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий. Так, православная ж церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был одновременно главой религиозного культа. Православие была более терпимо к местным традициям, да и Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

 

в) Крещение князя Владимира и киевлян

Согласно «Повести временных лет» в 988 году киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской церкви. Однако многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II. . Императоры проводили Анну на корабль с большой свитой и многими священниками в Херсонес. Жители Херсонеса с радостью встретили ее на берегу и поместили в одном из лучших домов на городской площади за алтарем соборной церкви. У этой же церкви, с западной стороны, по свидетельству летописи, была и палата Владимира. Перед прибытием царевны, Владимир сильно разболелся глазами и уже стал думать, что языческие боги, гневаясь на него за то, что он хочет переменить веру, наслали на него болезнь. Но это случилось по Божьему усмотрению, чтобы Владимир и сам сильнее убедился в истинности веры христианской и окружающие его увидели, что перемена их князем религии не есть только его прихоть или политический расчет. Случилось именно так, что когда прибыла царевна, то Владимир уже не мог ничего видеть. Царевна, узнав о болезни Владимира, послала ему сказать, что если он крестится, то скоро выздоровеет. Владимир сказал: "если это сбудется, то христианский Бог истинно велик! ," - и потребовал скорей крестить его. Херсонесский епископ огласил его и крестил. И действительно, едва только во время крещения епископ возложил руку на Владимира, то он подобно тому, тотчас прозрел и в радости воскликнул: "Теперь я увидел Бога истинного! " Многие из его дружины, видя такое чудо, немедленно последовали его примеру и крестились.

   После крещения  Владимира состоялся и его брак с царевной Анной. В благодарность за свое крещение и за полученную жену Владимир возвратил греческим императорам, вместо брачного выкупа, Корсунь и взятые им города Тавриды.  По свидетельству греческих и арабских писателей, тотчас после крещения отправил в Цареград 6000 человек войска в помощь императорам против мятежника Варды Фоки, который уже приблизился к Константинополю и стоял на азиатском берегу Константинопольского пролива.

Возвращаясь из Корсуни в Киев, Владимир взял с собой священников, присланных из Константинополя, и попросил греческого патриарха прислать к нему в Киев епископа для крещения Русского народа. Патриарх исполнил его просьбу и прислал епископа Михаила, назначив его митрополитом для новокрещенной Русской земли.

Информация о работе Принятие христианства в качестве государственной религии при князе Владимире