Принятие Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:15, доклад

Описание работы

Как указывают исследователи, впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 25.59 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее  реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились  поэтапно:

а) отказ  от характеристики государства как  социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного; отказ и от таких  определений, как "социалистическая собственность", "социалистическая демократия", "социалистическая законность", и т.п.; исключение положений о  строительстве коммунизма как цели общества;

б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание  многопартийности;

в) признание  приоритета прав человека и гражданина;

г) признание  частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами  собственности; отказ от признания  государственной собственности  в качестве основной; допущение свободы  экономической деятельности;

д) постепенное  видоизменение структуры советской  власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все названные  и другие изменения Конституции  свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР  приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно  и неотвратимо назревавшая потребность  перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной  Федерации. Это происходило в  остром противоборстве союзных и  республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли  Декларации о своем государственном  суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции  РСФСР на основе провозглашенных  в ней принципов, включая принцип  разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная  расстановка политических сил в  составе народных депутатов приводила  к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию  РСФСР, которая приобретала в  связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились  события в октябре 1993 г., разрешившиеся  в ходе вооруженного столкновения властей  роспуском Съезда народных депутатов  и Верховного Совета. Налицо был  не только политический, но и конституционный  кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов  новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания  вобрал в себя многие положения проекта  Конституционной комиссии и был  принят за основу при окончательной  доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих  групп. Именно этот проект Конституции  и был вынесен Президентом  на всенародное голосование. Оно  проводилось на основе Положения  о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась  одобренной, если за ее принятие проголосовало  большинство избирателей, принявших  участие в голосовании, при том  условии, что участие в голосовании  приняли более половины числа  зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция  была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря  того же года.

Особенности, которые присущи Конституции  РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских  конституций, весьма значительны[iii].

В апреле 1993 года был известный всероссийский  референдум, который состоялся по инициативе президента Ельцина, - о  доверии президенту, политике правительства, о доверии парламенту - Верховному совету. "Да, да, нет, да" - известные  ответы на вопросы. После этого образовался  какой-то политический тупик. Референдум стали толковать и так и  сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания. По указу Президента с  начала мая 1993 года до начала июля проект Конституции в основе своей был  уже подготовлен. Он разрабатывался на основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.

На фоне разработки новой Конституции России к осени 1993 года после указа Ельцина о  роспуске Верховного Совета в России разразился кризис власти…

После октябрьских  событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна новая конституция.

12 декабря  1993 года всенародным референдумом  была принята ныне действующая  Конституция Российской Федерации.

9 сентября 1994 года Президент России Борис  Ельцин подписал указ, в соответствии  с которым 12 декабря объявлялся  государственным праздником.

Ныне действующая  Конституция - пятая в истории  России, но первая, принятая всенародным  голосованием.

Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции  образца 93-го года является человек, его  права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость.

В основном законе закреплено народовластие, разделение властей, светский социальный характер государства, верховенство права.

Конституция гарантирует равноправие всех субъектов  федерации и обеспечение прав всех наций. Президент России - гарант Конституции.

В ней указано, что он избирается всенародным голосованием на четыре года, не более двух сроков подряд. Правда, есть в России люди, которые уверены, что эти нормы  немного устарели. Как вносить  поправки в Конституцию, оговорено  в ее девятой главе. С подобными  предложениями могут выступать  Президент, Федеральное собрание, правительство  и законодательные органы субъектов  федерации.

Со школьной скамьи мы знаем, что Конституция - это  Основной Закон государства, что  он обладает высшей юридической силой. И, наверное, есть смысл иметь государственный  праздник в честь этого важного  документа. Хотя бы для того, чтобы  подчеркнуть его значимость, значимость правовых актов для нашего общества.

Теперь какое  бы дело не рассматривал суд, всегда рассматриваются  права граждан. Любой гражданин  может обратиться в Конституционный  суд, у него просто фантастическое право - он равен законодателю. Он может  обжаловать закон, принятый высшей федеральной  властью: Государственной думой, Федеральным  собранием, но в том случае, если этот закон был применен в его  конкретном деле, если этим законом  его права нарушены, если есть сомнения в том, что этот закон противоречит Конституции. Огромное количество дел, которые касаются вопросов судебной защиты граждан, вопроса равенства  сторон в процессе, вопросов применения разного рода репрессивного воздействия  на граждан и т.д. Очень много  вопросов по налоговому законодательству, прав собственности или свободы  предпринимательской деятельности, проблемой прописки, когда гражданин  был прикреплен к какому-то определенному  месту, и от этого места зависели большинство его прав…

Информация о работе Принятие Конституции Российской Федерации