Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:54, контрольная работа
История Руси, предшествовавшая принятию христианства, известна нам далеко не достаточно и слабо изучена. Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше XI века. А о событиях IX – X вв. за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям.
Введение 3
Обстановка в Киевской Руси перед крещением 4
Выбор веры 6
Крещение Руси 8
Историческое значение принятия Русью христианства 12
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства, и подчиняла себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю.
Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжить ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то самой обоснованной из всех летописей и написанных книг считается 988 год.
Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению создания единства человечества.
Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так, что, решившись принять христианство и, крестившись сам, он тотчас же приступил к крещению своего народа. В действительности это не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка. Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам, Владимир мог находить благоразумным подход подготовить народ к перемене веры. Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собственное крещение было делом частным.
Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевиться желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как великий государь.
Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать страною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.
Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный круг окружающих его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах других.
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.
Историческое значение этого
времени заключалось в
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру – государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней
христианской истории ставило перед
русским обществом новые
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятия христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одно и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще люди, тайно молились Перуну, справляли буйные праздники родной старины. В конце XI века киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдают только бояры и князья, а простые люди заключают браки по старому обычаю и некоторые имеют двух жен. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством.
Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери – константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.
Русская церковь играла сложную
и многогранную роль в истории
Руси. Несомненна ее польза как организации,
помогавшей молодой русской
Героическая эпоха Владимира
(княжил 980-1015гг.) была воспета и церковным
летописцем и народом потому, что
в главных своих событиях она
сливала воедино феодальное начало
с народным, политика князя объективно
совпадала с общенародными
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что принятие христианства Киевской Русью являлось реализацией исторической закономерности. Весь ход общественного развития Древнерусского государства диктовал необходимость замены родоплеменного политеизма новой религией, соответствующей духовным потребностям формирующейся феодальной системы.
Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и культурные связи, расширило дипломатические контакты, сформировало новую социальную систему, являвшуюся большим шагом вперед по сравнению с предшествующим этапом общественного развития.
Принятие христианства способствовало
расцвету материальной культуры. Иконопись,
фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных
стен, возведение куполов, камнерезное
дело – все это пришло на Русь
из Византии благодаря распространению
христианства. Через Византию Русь
познакомилась с наследием
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность.
Христианство повлияло на
нравы и мораль. Церковь запрещала
жертвоприношения, борясь с работорговлей,
стремилась ограничить рабство. Общество
впервые познакомилось с
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям – сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание всех русских вообще.
Русь была признана как
христианское государство, что определило
более высокий уровень
Русская церковь, развивавшаяся
в сотрудничестве с государством,
стала силой, объединяющей жителей
разных земель в культурную и политическую
общность. Перенесение на русскую
почву традиций монастырской жизни
придало своеобразие славянской
колонизации северных и восточных
славян Киевского государства. Миссионерская
деятельность на землях населенных финоязычными
и тюркскими племенами, не только
вовлекла эти племена в орбиту
христианской цивилизации, но и несколько
смягчила болезненные процессы становления
многонационального государства. Приобщение
к тысячелетней христианской истории
ставило перед русским
Крещение Руси, понимаемое
не как кратковременное действие,
не как массовый обряд, а как процесс
постепенной христианизации восточнославянских
и соседствовавших с ними племен
создавало новые формы
Таким образом, исследования причин, условий и особенностей принятия христианства Киевской Русью позволяет понять последующий ход истории и современный этап ее развития.
Информация о работе Принятие православного христианства и его значение для русской истории