Присоединение Казахстана к России: отрицательные и положительные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 05:40, сочинение

Описание работы

Слово «колонизация» с латинского языка переводится как «поселение» на чужой земле. Основная цель колонизации заключается в установлении контроля над колонией, над ресурсами этой колонии, например, контроль над месторождениями полезных ископаемых, плодородными землями, трудовыми ресурсами или же целью колонизации может быть выгодное географическое расположение страны-колонии...

Файлы: 1 файл

Как вы понимаете содержание термина.docx

— 21.32 Кб (Скачать файл)

Как вы понимаете  содержание термина «колонизация»?

Присоединение Казахстана к России: отрицательные и положительные  последствия.

       Слово  «колонизация» с латинского языка  переводится как «поселение»  на чужой земле. Если рассмотреть  это слово в широком смысле, то «колонизация» означает создание  на чужой территории поселений  жителей какой-либо другой страны. В качестве примера можно привести  колониальные поселения древних  греков, финикийцев и римлян на  территории Средиземноморья и  Причерноморья. В Средние века  колонизация проходила и на  Востоке. К примеру, арабы колонизировали  Восточную Африку, китайцы – Юго-Восточную  Азию. В узком смысле, колонизация  – это насильственный захват  чужих стран и территорий для  созданий там зависимых владений  и их последующей эксплуатации. Такое значение этого термина  появляется уже в 15 веке с  возникновением капитализма и  с началом новых географических  открытий. Основной причиной колонизации  становится поиск новых земель, богатых драгоценными металлами,  поскольку недра Европы имели  лишь небольшие их запасы. Так  жертвами колонизаторов становятся  «новые» континенты: Африка, Америка,  Австралия. 

   Обобщая выше сказанное,  можно определить термин «колонизация» как процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель своей страны, а также процесс основания поселений за ее пределами, который чаще всего сопровождается покорением, вытеснением или истреблением местного населения. Отсюда можно выявить основную цель колонизации, которая заключается в установлении контроля над колонией, над ресурсами этой колонии, например, контроль над месторождениями полезных ископаемых, плодородными землями, трудовыми ресурсами или же целью колонизации может быть выгодное географическое расположение страны-колонии. При этом страна-метрополия старается распределить эти ресурсы в свою пользу, в то время как местному населению не предоставляются основные гражданские права. Власть в стране принадлежит представителям метрополии, а коренной народ всячески подвергается угнетению со стороны метрополии.  Процесс заселения чужой территории происходит путем лишения местного населения экономической и политической самостоятельности, прав и свобод, ликвидации местного государственного управления и установления новых законов, на основе личных интересов страны-метрополии. Устанавливается специальный режим, через посредство  которого коренное население полностью зависит от иностранного государства. Такой колонизации подверглась и территория современного Казахстана. Из истории известно, что присоединение Казахстана к России тесно связано с именем хана Младшего жуза Абулхаира. Как было сказано, колонизация обычно сопровождается  насильственным захватом чужой территории. Но в этом случае Абулхаир-хан сам хотел получения подданства России, исходя не только из своих личных интересов, но и для обеспечения защиты от врагов, главным образом от джунгар. Поэтому присоединение Казахстана к России можно считать добровольным, хотя оно было основано на односторонней политике. Первое обращение хана к России осталось безответным. Но, когда в 1730 году влиятельные бии поручили Абулхаиру вести переговоры с русским правительством относительно заключения военного союза, хан принимает российское подданство. Это сыграло важную роль для будущего положения всего народа Казахстана, и в 1865 году вся территория страны полностью вошла в состав России. Выделим главные причины принятия российского подданства – отсутствие единства между казахскими правителями и угроза со стороны джунгар. Внутренний и внешний политический кризис в Казахском ханстве вынудил все ханство принять подданство Российской империи. Длительный процесс колонизации можно разделить на несколько этапов, судя по методам колонизации.  Сначала осуществляется вольная стихийная колонизация края за счет поселения здесь беглых людей и вольных казаков. Второй этап характеризуется построением крепостей, укреплений, а также организацией различных экспедиций для исследования территории Казахстана. Колонизация происходит военно-административным методом и с помощью дипломатических средств. В третьем этапе Российское правительство принимается за переселенческую политику. Эта политика для правительства играло важную роль в дальнейшей колонизации. Ведь это дает возможность смещению разных народов и это путь к русификаторской политике царизма. Кроме того в лице крестьян-переселенцев создается опора на новом месте. Четвертый этап – это духовная колонизация, которая характеризуется русификацией местного населения через крещение в православие и изменение традиционного алфавита в кириллицу. Была разрушена традиционная система управления и вся власть: административная, военная, хозяйственная и духовная – была передана в руки русских чиновников. Таким образом, мы видим, что мирный процесс колонизации постепенно перерос в насильственный захват и на протяжении двухсот лет народ Казахстана терпел угнетения со стороны Царизма. Колонизация повлекла за собой множество отрицательных последствий. К примеру, изменился быт казахских племен: народ, издревле ведший кочевой образ жизни был вынужден перейти к оседлому образу жизни, так как были введены многочисленные ограничения в этом отношении. Земельный вопрос обострился, поскольку изымались земли, на которых кочевое население пасло скот, для строительства крепостей. Произошло возникновение запретных территорий, а также крестьянам-переселенцам выделялись земли, что вызвало земельную тесноту. Все это стало причиной недовольства населения и послужило поводом для массы антиколониальных выступлений. Начались восстания и междоусобные конфликты несогласных с решением о присоединении к России. Казахское ханство ослаблялось из-за политической разобщенности, стремления отдельных ханов и султанов к усилению самостоятельности жузов, отсутствия внутреннего рынка и усиления противоречий в ханстве. В конце концов, ханская власть в Казахском ханстве была ликвидирована. Были образованы округа.

    Однако последствия  колонизации Казахстана Россией  имели не только отрицательные,  но и положительные стороны.  Через Казахскую степь проходили  торговые маршруты, которые имели  важное международное значение, так как связывали страны Восточно и Западной Европы с Центральной Азией. Через эту степь Российская империя тоже налаживала торговый и дипломатический обмен со странами Средней Азии. Налаживаются дипломатические отношения России и с Казахстаном. Казахи, подвергавшиеся набегам со стороны соседних государств, видели в лице России сильного союзника, а русское правительство, в свою очередь,  было заинтересовано в политической ситуации ханства и в его взаимоотношениях с соседними странами. Также в Казахстан ввозились готовая продукция и капитал. Возникали города, которые впоследствии становились административно-экономическими центрами. Строились фабрики и заводы, дороги, открывались банки. Начали развиваться торгово-экономические отношения между двумя государствами. Российская империя приняла меры по обеспечению безопасности присоединенной территории, в первую очередь для защиты от Китая. Несмотря на то, что переселенческая политика привела к земельной тесноте, она тоже имеет свои плюсы. Так, например, переселение крестьян в казахские степи повело к установлению тесных дружеских связей между этими народами, они дополняли быт и культуру друг друга. Российская империя стала защитой и сильным союзником Казахского ханства, поскольку на тот момент стоял большой риск потери государственности. Поэтому присоединение Казахстана к России стало единственным выходом из сложившейся на тот момент затруднительной ситуации и дало возможность отстоять свою государственную независимость.

    В заключение  нужно отметить, что присоединение  Казахстана к России было положительным  и прогрессивным, хотя имело  и отрицательные последствия.  Если не считать личные интересы, собственную волю и свои интересы  русской буржуазии, осуществляемые  преступными методами и  обрекавшие  народ на страдания, можно сказать,  что она сделала полезное дело. Огромное влияние присоединение  к России оказало и на сферу  образования. Если до процесса  колонизации просвещение казахов  было на зачаточном уровне, то  есть читать и писать умели  только служители культ (муллы  и ходжи) и представители знати,  а среди народных масс грамотных  насчитывалось единицы, то в  связи с оседанием возникает  необходимость в получении знаний. Открываются медресе и мектебы, а позже - светские школы с возможностью обучения и на русском, и на казахском языках. Хотя царизм преследовал цель русификации и христианизации казахов, открытие русскоязычных школ положительно отразилось на повышении грамотности местного населения. Кроме того хозяйство казахской степи включается в капиталистический режим Российской империи, уровень развития производственных сил которой было гораздо выше чем в феодально-патриархальном обществе казахов, базировавшемся на натуральном кочевом хозяйстве. Таким образом, присоединение Казахстана к России имело огромное значение для экономического, политического и культурного развития казахского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Список литературы:

  • История Казахстана Касымбаева Ж.К. (учебник для 8 класса) 2012год
  • http://www.nlrk.kz
  • http://karakesek.ru
  • http://ru.wikipedia.org

 

 


Информация о работе Присоединение Казахстана к России: отрицательные и положительные последствия