Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:00, контрольная работа
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества.
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.
Введение………………………………………………………3
Философские проблемы периодизации истории…………...4
Наиболее известные подходы периодизации……………….8
Заключение…………………………………………………...17
Список используемой литературы………………………….19
Неоэволюционизм
Понятие неоэволюционизм
Неоэволюционисты
Мир-системный
Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ,но не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.
Таким образом, развитие, история предмета, его переходы от одного этапа к другому, есть, в конечном счете, не что иное, как развертывание основного, фундаментального противоречия между его полюсами (противоположностями). Каждый основной этап, главная, необходимая ступень - это одно из посредствующих звеньев этого развертывания, причем эволюция основного противоречия - это процесс возрастания не только количества посредствующих, промежуточных звеньев, но и их качественных различий, выражающих специфику каждого главного этапа истории предмета.
Применяя сказанное о периодизации к истории науки, следует, прежде всего, подчеркнуть следующее. Наука - явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан на материале истории естествознания - прежде всего физики (В. С. Степин, В. В. Ильин и Др.) и состоит в следующем.
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.
1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.
2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условия объективно-истинного описания и объяснения мира.
3. Существенный признак постнекласстеской науки (вторая половина XX века.) постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.
При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо «закон субординации»: каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.
Следует иметь в виду,
что историю науки можно
I. Аналитическая, куда входит - по предыдущей периодизации - классическое и неклассическое естествознание. Причем в последнем идет постоянное и неуклонное нарастание «синтетической тенденции». Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.
II. Синтетическая, интегративная
стадия, которая практически совпадает
с постнеклассическим
Характерной особенностью интегративной стадии является возникновение (начавшееся уже, по крайней мере, со второй половины предыдущей стадии) междисциплинарных проблем и соответствующих «стыковых» научных дисциплин - таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др. Поэтому в современном естествознании уже нет ни одной науки в рафинированном чистом виде и идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом.
Заключение
Таким образом, важно
подчеркнуть, что философия изучает общество и социальную жизнь не только
структурно-функциональном плане, но и
в ее историческом развитии. Безусловно,
что предметом ее рассмотрения является
и сам человек, взятый как представитель
социальной
группы или общности, т.е. в системе его
социальных связей.
Философия истории представляет собой
философскую интерпретацию исторического
процесса. Элементы философского осмысления
истории содержались еще в античных философии
и историографии. В средние века философское
исследование истории не отделялось
сколько-нибудь ясно от теологических
представлений об истории. Философия истории
как особый раздел философии сложилась
только в XVIII.
Содержание и проблематика философии
истории существенно изменялись с течением
времени. В круг основных задач современной
философии истории входят:
- исследование того, как развивалась человеческая
история, на какие она делится эпохи, цивилизации,
культуры, выявление ее общей
схемы;
- анализ общей формы протекания истории,
указывающий на характер отношений между
прошлым, настоящим и будущим (к этой теме
относятся теории, согласно которым история
имеет форму прямой линии, в силу чего
времена не могут повторять друг друга,
или форму
круга, не несущего с собой никакой принципиальной
новизны, или форму спирали, сочетающей
линейное и кругообразное движение, или
форму колебаний между некоторыми достаточно
устойчивыми полюсами, и т.д.);
- изучение главных факторов исторической
эволюции (предопределенность истории
волей бога, историческими законами, детерминация
ее
системой ценностей, взаимодействием
материальной и духовной культуры и т.д.);
- исследование смысла истории, ее направления
и ее целей, если предполагается, что такие
смысл, направление и цели существуют;
- изучение процесса постепенного формирования
единого человечества и, соответственно,
мировой истории;
- предсказание общих линий или тенденций
будущего развития;
- анализ предмета...
Список используемой литературы