Проблема происхождения славянского этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса до сих пор не имеет единой концепции. Происхождение, история формирования и ареал древних славян изучаются методами и на стыке различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики. Зачастую археологи определяют как достоверно славянские ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским.

Содержание работы

1. Введение.
2. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства.
3. Актуальные положения вокруг вопроса по происхождению славян.
4. Концепция этногенеза славян по Б. А. Рыбакову.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

для сайта.docx

— 31.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание:

 

1.  Введение.

2. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства.

3. Актуальные положения  вокруг вопроса по происхождению славян.

4. Концепция этногенеза славян по Б. А. Рыбакову.

5.  Заключение.

6.  Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении  как особого этноса до сих пор  не имеет единой концепции. Происхождение, история формирования и ареал  древних славян изучаются методами и на стыке различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики. Зачастую археологи определяют как достоверно славянские ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским.

Изучение данной проблемы является весьма актуальной в настоящее  время. Зачастую многие представители  официальной науки не причисляют культуру Руси в числу древнейших цивилизаций, называя точкой отсчета  истории Отечества лишь 1 тыс. н. э, сроком формирования древнерусской  культуры, формирования государственности  началом княжения князя Рюрика. В  свою очередь существуют неопровержимые доказательства (древние тексты, археологические  раскопки), свидетельствующие о том, что у древних славян в течение  многих веков до этих событий существовали полноценные государственные образования  и в целом богатая языческая  культура.

В данной связи целью этой реферативной работы является изучение происхождения восточных славян с опорой на весьма внушительную и  целостную концепцию известного советского ученого, историка и археолога  Б. А. Рыбакова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства.

Праславяне выделились из индоевропейской  группы к середине I тысячелетия  до н.э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. Под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.  
Так, римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами.  
     Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Полыни, а также Волыни и Полесья. Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи. 

Иордан возводит современных ему  славян – венедов, склавинов и  антов – к одному корню и  фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как  в результате миграций, вызванных  ростом численности населения и  «давлением» других племен, так и  взаимодействия с разноэтнической  средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).  
       По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян. 
       Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка,обычаев,законов.  
        «Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов – военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства). 
     Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины. 
      Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов – крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.  
   Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI – VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения).

Выдающиеся историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай. 
       Правда, В. О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине. Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).  
Академик Б.А. Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга). 
     Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.   Расселение славян происходило по трем основным направлениям: на юг, на Балканский полуостров; на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой; - на восток и север по Восточно-Европейской равнине.  
Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальные положения  вокруг вопроса по происхождению  славян.

           В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики. Однако такое положение сложилось относительно недавно. Сам процесс расширения территории сначала древних русов (восточных славян), а затем трех народов, их потомков, занял многие столетия сложного и изменчивого исторического развития.

           Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян. И это не удивительно. Прежде всего восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы, также, например, как южные славяне образовались в результате славянизации ряда балканских народов -- фракийцев, иллирийцев и др. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу. Это касается не только, например, южных и западных славян, но такого рода различия есть и внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенные различия обнаруживаются и в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы.   Однако в глубокой древности существовал некий этнос, говоривший на языке, который мы условно называем праславянским, предке нынешних славянских языков. Арена его обитания не была, очевидно, обширна, вопреки мнению некоторых исследователей, которым кажется, что регион проживания праславян должен быть значительным и ищут подтверждение этому. Такое явление весьма обычно в истории. Достаточно вспомнить, что общим предком так называемых романских языков, на которых ныне говорит большинство народов Южной Европы, а также Южной Америки, был язык Лациума - небольшой области вокруг города Рима в центре Италии. Вся прочая Италия в древности говорила на множестве других языков, одни из которых (умбрский, Вольский, самнитский и др.) были близки к латинскому, другие (например, этрусский) не имели с ним ничего общего.

         Есть все основания полагать, что ареал расселения праславян, которые, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине 1 тыс. до н.э., во времена Геродота, был весьма невелик. Учитывая, что никаких известий о славянах до первых веков н.э. в письменных источниках нет, а эти источники, как правило, исходили из районов Северного Причерноморья, из ареала расселения праславян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада. Первые упоминания о венедах,- а именно так называли наши ранние информаторы праславян (вендами и поныне именуют славян германцы), - появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Ланнокии и Норика (нынешних Венгрии и Австрии). Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит (вторая половина 1 в. н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе -венедах. Но и эти известия были крайне смутными и неточными, поскольку римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к арматам, склоняясь, правда, к большей близости венедов по их нравам и быту именно к германцам.

       Паннония в 1-II вв. н.э. была населена разными народами - германскими и сарматскими (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия) получила название от кельтского племени бойев, однако во времена Тацита и позже здесь поселились германцы, а где-то за ними (на северо-востоке?) обитали венеды.

      До настоящего времени существует историческая область Галиция, западная часть которой ныне населена поляками, а восточная - украинцами. Само название области, кажется, наводит на мысль, что здесь некогда обитали галлы, т.е. кельты, хотя ряд ученых это оспаривает. Предполагать же некогда наличие кельтов в этом районе, учитывая кельтскую принадлежность бойев, вполне возможно. В таком случае область древнейшего расселения славян приходится искать к северу от Чехословакии и Карпатских гор. Однако славянской не была и территория нынешней западной Польши - от Средней Вислы, включая Поморье, где обитали восточногерманские племена готов, бургундов, вандалов и т.д.

       Вообще, ретроспективный взгляд на этнические изменения в Центральной Европе показывает, что и германские племена некогда занимали какую-то весьма ограниченную территорию нынешней Восточной Германии и Западной Польши. Даже на запад современной Германии они пришли сравнительно поздно, буквально накануне проникновения туда римлян, а ранее там жили кельты и, возможно, какие-то иные народы.

        Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов (не финнов и современных эстов). Следовательно, венеды в ту лору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины (Волынии Полесья). А данные Птолемея (II в. н.э.) уже позволяют расширить пределы обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известную в ту пору, как Венедский залив. Очевидно, уже на протяжении II в. славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов, скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья, чья этническая принадлежность точно не может быть установлена. Можно предположить, что данные Птолемея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян.

        Примерно к XV веку до нашей эры расселение прекратилось. Вся зона европейских лиственных лесов и лесостепей была занята этими разными по месту прежнего жительства индоевропейскими племенами. Началась новая, уже оседлая жизнь, и постепенно на первое место в хозяйстве стало выходить земледелие. В новом   географическом   раскладе новые соседи стали   налаживать связи, выравнивать особенности племенных диалектов и создавать впервые на большом пространстве новые,  родственные   друг другу языки: в западной части получивший название германского, в срединной части -- славянского, а в северо-восточной -- латышско-литовского. Названия народов появились позднее и не связаны с этой эпохой первичной консолидации родственных племен вокруг трех разных центров: западного (германского), восточного (балтского) и срединного (славянского).

        Прародину славян в расцвет бронзового века следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса протяженностью с севера на юг: западная половина подпиралась с юга европейскими горами (Судетами, Татрами, Карпатами), а на севере доходила почти до   Балтийского   моря. Восточная   половина праславянской   земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Восточные границы менее ясны: так называемая тшинецкая культура здесь охватывала Средний Днепр и низовья Десны и Сейма.

         Жили славяне небольшими деревнями, расположенными в два порядка. Хозяйство велось на основе четырех отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Таким образом, славяне еще на рубеже нашей эры (а может быть, и ранее?) начали расселение из прародины. И вот в новых, колонизированных славянами областях встречается уже иная, новая форма названий с патронимической основой: "радимичи" ("происходящие от Радима", "подвластные Радиму"), "вятичи", "бодричи" и т. п.

 

 

 

 

 

Концепция этногенеза славян по Б. А. Рыбакову.

         Б. А. Рыбаков – советский археолог и историк, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1958 года). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии. Создал основные труды по археологии, истории, культуре славян и Древней Руси. Его научная деятельность началась с раскопок вятических курганов в Подмосковье. Он проводил масштабные раскопки в Москве, Великом Новгороде, Звенигороде, Чернигове, Переяславле Русском, Белгороде Киевском, Тмутаракани, Путивле, Александрове и многих других. Им были целиком раскопаны древнерусские замки Любеч и Витичев, что дало возможность реконструировать облик небольшого древнерусского города. На этих раскопках учились «раскопочному ремеслу» сотни будущих историков и археологов. Многие ученики Б. А. Рыбакова стали известными учеными, в частности С. А. Плетнёва, специалист по кочевым народам Степи, хазарам, печенегам и половцам.

      Всю свою жизнь Рыбаков придерживался патриотических, антинорманистских убеждений. Рыбаков был убеждён в глубокой автохтонности славянского населения на территории Украины, связывая со славянами и скифов, и даже трипольцев. Наличие на территории Украины государства готов при этом отрицалось, а традиционно связываемая с готами черняховская культура провозглашалась культурой славянской. Крупнейшие центры славян, и в первую очередь, Киев, в трактовке Рыбакова существовали с незапамятных времён.

        Ученый также формировал теории происхождения славян от скифов-пахарей, живших в Причерноморье ещё во времена «отца истории» Геродота (V век до н. э.). В книге «Киевская Русь и русские княжества в XII—XIII веках» он отнёс начало истории славян к XV веку до н. э.

       Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему такие народы, как германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские ("арийские") и другие, раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от   Ледовитого   океана до Средиземного моря. Четыре-пять тысяч лет тому назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу и не   заселили   еще   Индостан;   приблизительным  геометрическим   центром первоначального индоевропейского   массива   была северо-восточная   часть Балканского полуострова и Малая Азия. Те племена, из   которых путем постепенной консолидации образовались праславяне, обитали почти на краю индоевропейских пространств, севернее горного барьера, который отделяет Южную Европу от Северной и тянется от Альп на восток, завершаясь на востоке Карпатами. Как отмечает исследователь, главной образующей силой в процессе этногенеза является стихийная интеграция более или менее родственных племен. Но, разумеется, имело место и естественное размножение, филиация племен, и колонизация новых пространств.   Филиация   племен уплотняла этнический   массив, заполняла промежутки между старыми "материнскими" племенами и, конечно, содействовала упрочению этого массива, но не размножение одного-единственного племени создавало народ.

         На рубеже III—II тысячелетий до нашей эры в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) усиливается   скотоводческое   пастушеское   хозяйство,  быстро   возникает имущественное и социальное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом богатства (в старом русском языке "скотница" -- казна), а легкость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и их вождей. Первобытное равенство нарушилось.

       Открытие меди и бронзы привело к межплеменной торговле, которая усилила внутренние процессы дифференциации. Археологически эта эпоха обозначена "культурой шаровых амфор", резко отличающейся от предшествующих, более примитивных культур. Начавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к широчайшему расселению пастушеских племен ("культура шнуровой керамики") не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги.

        Все это происходило с племенами, являвшимися предками балтов, славян и германцев.   Расселение велось   отдельными,  самостоятельно действующими племенами. Об этом можно судить по необычайной пестроте и чересполосности скотоводческой терминологии в Восточной Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Ведущую роль в исследовании этногенеза славянского народа играют исторические свидетельства, сведения языковедов, архелогические находки. Ключевыми вопросами в данной теме являются вопрос автохтонности или пришлости славянских народов и периодизация славянской, древнерусской культуры. Зачастую «началом» Руси принято считать 1 тыс н. э., в свою очередь имеются научные доказательства более раннего формирования славянского этноса и древнерусской культуры и государственности.

       В данном ключе весьма показательна концепция Б. А. Рыбакова. Согласно его исследованиям, славяне были коренным населением Восточной Европы. Первичным географическим ядром формирования Древней Руси была область Среднего Поднепровья (от Десны до р. Рось, от Вислы до Волги, от Балтики- до Черного моря).

       Этногенез (происхождение) славян восходит к древнему индоевропейскому культурно-языковому единству. 3 тыс. до н. э – время формирования культуры и языка предков славян. В данном ключе можно выделить следующие периоды:

1) конец 3 – перв пол 2 тыс до н. э. – эпоха развития протославянской культуры: трипольская культура, развитие культуры «шаровых амфор»;

2) сер 2 тыс до н. э. – эпоха развития праславянской культуры, развитие плужного земледелия (тшинецкая культура);

3) рубеж 2 – 1 тыс до н. э : прогрессивное развитие восточных славян (чернолесская культура)

4) 1 тыс до н. э. – «славяне скифского времени» (3 в. до н. – зарубинецкая культура)

5) Рубеж 1 тыс до н. э – 1 тыс н. э. – черняховская культура («Трояновы века»): торговля, строительство городищ.

6) 1 тыс н. э. – расселение славян из прародины. Собственно история Древнерусской земли.

       Таким образом, процесс формирования славянской культурной общности имеет многовековую историю, начиная свой отсчет в 3 – 2 тыс. до н. э. На протяжении тысячелетий формировался единый суперсоюз славянских народов. К 1 тыс. н. э. происходит постепенный выход племен из первоначальной прародины. В VIII--IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование средневековой древнерусской культуры. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. К южным славянам относятся нынешние болгары, сербы, хорваты и др., к западным – поляки, чехи, словаки, мужичане, к восточным – русские, украинцы и белорусы.

 

Список использованной литературы:

 

      1.Повесть временных лет.

       http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/drevnruss/povvrlet.php

 

      2. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1980. Эл.      Ресурс.: http://www.rodon.org/rba/yads.htm. Доступ свободный.

 

3. Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологий. - М., 1973.

 

4. Егер О. Всемирная история, том 2, Средние века - М.: ООО Издательство АСТ, 2000. - 696 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема происхождения славянского этноса