Проблемы послевоенного устройства мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:08, доклад

Описание работы

После окончания второй мировой войны, которая стоила человечеству огромных жертв (было уничтожено от 50 до 100 млн. человек с 1939 по 1945 гг.) и вошла в историю, как самая кровавая и разрушительная, был остро поставлен вопрос о политическом, культурном и экономическом устройстве мира. Победоносное окончание войны изменило международное положение Советского Союза. Он не только вышел из международной изоляции, но стал признанной всеми великой державой, играющей одну из ключевых ролей в международных делах. В Совете Безопасности ООН Советский Союз стал одним из пяти постоянных членов наряду с США, Англией, Францией и Китаем (также официальными членами ООН были признаны две советские республики Украина и Белоруссия).

Файлы: 1 файл

проблемы послевоенного устройства мира.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

     После окончания второй  мировой войны, которая стоила  человечеству огромных жертв  (было уничтожено от 50 до 100 млн.  человек с 1939 по 1945 гг.) и вошла  в  историю, как самая кровавая  и разрушительная, был остро поставлен  вопрос о политическом, культурном и экономическом устройстве мира.

     Победоносное  окончание войны изменило международное  положение Советского Союза. Он  не только вышел из международной  изоляции, но стал признанной  всеми великой державой, играющей  одну из ключевых ролей в  международных делах. В Совете Безопасности ООН Советский Союз стал одним из пяти постоянных членов наряду с США,  Англией, Францией и Китаем (также официальными членами ООН были признаны две советские  республики Украина и Белоруссия). Великие державы признали право СССР на территории, приобретенные в Европе – часть Восточной Пруссии; и на Дальнем Востоке – возвращение России Южного Сахалина, Курильских островов и необходимость военного присутствия в Китае. В ялтинских и частично в лондонских соглашениях зафиксировано признание интересов Советского Союза в Восточной Европы.

     Но военных  и политических руководителей  Англии и Соединенных Штатов  пугала непредсказуемость советского  руководства во главе со Сталиным  и самая мощная в мире Советская  армия, стоящая в центре Европы. Уже в декабре 1945 г. американский президент Гарри Трушэн открыто заявил, что США «ответственны за дальнейшее руководство миром». Для оказания давления на СССР бывший премьер – министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил использовать «американо-британскую монополию» на атомную бомбу. А 5 марта 1946 г. он выступил в городе  Фултон (США) с пространной речью, считающейся официальным объявлением «холодной войны». Черчилль подверг резкой критике сложившееся в Европе послевоенное устройство. Он призвал начать формирование международных вооруженных сил на основе «содружества англоговорящих народов». На Западе разрабатывали доктрину сдерживания,  главной задачей которой было не допустить дальнейшего распространения коммунизма. Именно с такой целью 4 апреля 1949 г. был создан военно-политический союз – Организация Североатлантического договора (НАТО), ее членами с самого начала  являлись США, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия. В феврале 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция, а в мае 1955 г. – Федеративная Республика Германии. Но структуры этого альянса использовались в основном в интересах США и Англии, из-за чего происходили кризисы, например, в 1966 г. Франция вышла из НАТО, сохранив лишь политическое членство.

     14 мая 1955 г. социалистические государства  Восточной Европы во главе  СССР создали собственный военный  блок – организацию Варшавского  договора (ОВД). Тогда и завершился  раскол мира на два противоборствующих  лагеря. Сложилась так называемая биполярная (двухполюсная) система. Она определялась соперничеством и взаимным сдерживанием двух сверхдержав – СССР и США.

     Из-за войны  удельный вес Западной Европы  в промышленном производстве  сократился с 38 % в 1937 г. до 31% в 1948 г., а в экспорте товаров с 35% до 28%. Западноевропейские страны сразу же поле войны оказались в экономической и политической зависимости от США, их золотовалютные резервы с 9 млрд. долл. до 4 млрд. долл. в 1948 г. сократились и были в 6 раз меньше, чем в США. Экономика Соединенных Штатов Америки вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей, на эту страну приходилось до 62% прямых зарубежных инвестиций основных строек мира. Но администрация США решила оказать реальную помощь в восстановлении экономики стран Западной Европы и предложили план Маршалла для этой цели (7 июня 1947г.). Общая сумма государственных ассигнований по этому плану составила 17 млрд. долл. (около 90 млрд. долл. в нынешних ценах). Более половины этой суммы получили Великобритания, Франция и Западная Германия. Экономическую помощь предоставляли западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений при условии предоставления свободы предпринимательской деятельности. И хотя 70% этой помощи относилось к американским поставкам продовольствия, топлива и удобрений, главный смысл этого плана был направлен на развитие западноевропейской промышленности, внутриевропейской промышленности, внутриевропейской торговли и на укрепление валют западноевропейских стран. Эта помощь оказалась настолько эффективной, что уже к 1949 г. вся европейская экономика вышла на довоенный уровень.

     Еще более  впечатлительной оказалось помощь  США Японии. Экономика этой страны  находилась в полном хаосе.  Выпуск промышленной продукции  сократился до 20% довоенного уровня. Как и в Германии, программа восстановления хозяйства Японии была разработана по инициативе оккупационной  администрации,    лично   ее    командующего  –     генерала

Д. Макартура. Была приглашена группа американских предпринимателей и менеджеров во главе с управляющим Детройтским банком Д. Доджем, которые и разработали соответствующую программу. Наряду с крупными вложениями заокеанским управляющим удалось провести ряд демократических реформ, были уничтожены крупные конгломераты ВПК (дзайбацу), а  на их месте создавались независимые фирмы. Упор развития экономики был сделан на гражданские отрасли (металлургия, химия, судостроение, затем автомобилестроение и нефтепереработка). Результаты реформ были впечатляющими за период с 1955 по 1970 г. среднегодовые темпы роста экономики составляли 11%.

     Но самые  большие и страшные потери  понесла инфраструктура Советского  Союза. На временно оккупированной  фашистской Германией территории  СССР до войны проживало 45% населения страны, производилось  63% угля, 58% стали, 60% алюминия, 38% зерна, 84% сахара.  Враг захватил территорию площадью в 4,8 млн. кв. км., где производилось 33% промышленной продукции, находилось 47% посевных площадей. В результате военных действий полностью или частично было разрушено 1710 городов и поселков и более 70 тысяч сел и деревень, в которых было сожжено и разрушено свыше 6 млн. зданий. Крова лишились почти 25 млн. человек. Помимо этого было разрушено 31,8 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км. железнодорожных путей, 4,1 тыс. железнодорожных станций. Немцы зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз. Наша страна в этой войне потеряла 30% своего национального богатства (более 40% всего материального ущерба,  нанесенного Второй мировой войной). Однако особенно страшными оказались людские потери. Прямые потери населения в годы войны составили 26 млн. человек, косвенные (из-за падения рождаемости) – 22-23 млн., всего 48 млн. человек. Тем не менее СССР, благодаря упорству и труду своего народа, удалось быстро восстановить экономику, напрямую конкурировать в военной сфере с США (чья экономика многократно возросла благодаря войне). СССР удалось добиться огромного прироста в добывающих отраслях (в отдельных годы уровень добычи нефти достал около 1 млрд. тонн в год), была восстановлена металлургия и машиностроение. Но у Советского Союза были огромные «черные дыры», которые съедали большие ресурсы: сельское хозяйство и содержание мировой социалистической системы.

     Неэффективность  сельского хозяйства, неспособность  прокормить собственную страну, вызывала огромные траты со  стороны государства. 

     Страны  мировой социалистической системы  для поддержки своих коммунистических  режимов и неэффективной экономики  требовали растущей помощи со стороны СССР. По оценке специалистов, помощь СССР другим странам составила в 1954 – 1987 гг. от 144 до 200 млрд. долл. Самый высокий ее уровень пришелся на 1981 г. (свыше 20 млрд. долл.), самый низкий – на 1985 г. (свыше 8 млрд. долларов). Тем не менее Советский Союз помог завершить индустриализацию для большинства стран Центральной Восточной Европы (их среднегодовой рост исчислялся в 10%).

     Наиболее  ярким проявлением соперничества  между сверхдержавами была гонка  вооружений. Ее первоначальная цель – оказаться сильнее противника в неизбежной «горячей» войне. Но скоро стало ясно: разрушительная сила накопленного оружия такова, что в случае его применения победителей не будет. Тем не менее гонка вооружений не прекратилась. Мало внимания уделялось тому, что она отягощала экономик участвовавших в ней стран. Теперь гонка вооружений являлась средством доказательства военной и экономической мощи, взаимного шантажа и давления.

     Ядерным  оружием уже располагали не  только США, но и другие  державы, ставшие постоянными членами Совета Безопасности ООН, - СССР, Великобритания, Франция, Китай. За годы «холодной войны» число ядерных зарядов в мире перевалило за отметку в 40 тыс.

     США строили  военные базы по всему миру. Их войска разместились и на территории Западной Европы – в рамках сотрудничества стран НАТО. В государствах Восточной Европы находились советские воинские части. Обе стороны выделяли огромные средства на разведывательную и подрывную деятельность против враждебного лагеря. Шпионские скандалы, поиск «агентов влияния» среди политиков и интеллигенции были типичными явлениями той эпохи. Обычным делом стали взаимные обвинения в нарушении прав человека. С Запада раздавались справедливые упреки в подавлении инакомыслия, насаждении тоталитарного режима, отсутствии экономической свободы в государствах социалистического лагеря. На Востоке поводом для критики капиталистических держав служили безработица, платное образование и лечение, национальные и расовые конфликты.

     Неудивительно, что глобальное противостояние не раз выливалось в локальные войны. Практически каждый вооруженный конфликт в «горячих точках» планеты разводил СССР и страны НАТО по разные стороны баррикад. Например, на Ближнем Востоке СССР после 1953 г. поддержал арабских националистов, тогда как НАТО – Израиль.

     Трижды  Советская армия предпринимала  вооруженные акции в Восточной  Европе, оберегая сферу влияния  СССР: в 1953 г. в ГДР, в 1956 году  в Венгрии и в 1968 г. при  оккупации Чехословакии. Вообще  военные специалисты или регулярные части Красной армии участвовали практически в каждой региональной войне после 2-ой мировой войне. За время гражданской войны в Китае в 1946 – 50 гг. погибло 936 советских солдат; в Северной Корее в1950-53 гг. погибло 315 человек; в Венгрии в 1956 г. – 720; в войне во Вьетнаме – 16 человек, во время Карибского кризиса в 1962 – 64 гг. 69 человек; в общей сложности в боевых операциях по всему миру погибло около 18 тысяч советских граждан.

     Но в  свою очередь государства НАТО  защищали в развивающихся странах собственные интересы. В 1954 г. американские наемники свергли президента Гватемалы Жакобо Арбенса Гусмана, пытавшегося ограничить влияние США. В 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль воевали с Египтом из-за права управления зоной Суэцкого канала. В 1958 г. Великобритания вмешалась в ближневосточные события уже совместно с США. В сентябре 1960 г. европейские и американские наемщики свергли просоветское правительство Патриса Эмери Лумумбы. В результате была парализована государственная власть в Демократической Республике Конго.

      Карибский  кризис 1962 г. поставил  планету  на грань ядерной войны. СССР  разместил на кубе ядерные  ракеты средней дальности. Противоборство  с США приняло угрожающий характер. Вооруженные силы ведущих держав были готовы начать военные действия в любой момент. Но Н. С. Хрущеву и Д. Ф. Кеннеди хватило выдержки, чтобы не начать войны.

      В 1965 г. путем вооруженной интервенции  США свергли неугодный режим  в Доминиканской Республике. С  1964 г. началась затяжная война во Вьетнаме, где США пытались противостоять Северному Вьетнаму и возглавляемому коммунистами повстанческому движению на Юге.

      В ходе  этой войны погибло 57605 военнослужащих  США, свыше 300 тысяч было ранено. Вьетнам понес еще более страшные  потери. Ведь только от воздушных налетов пострадало около 80% городов, было убито и изувечено 6 млн. человек. Из-за массового применения американской армией ядохимикатов во всем Индокитае до сих пор очень высок уровень детской смертности и велико количество людей с врожденными заболеваниями.

     Несмотря  на то, что человечество не  раз стояло на грани третьей  мировой войны, все точки этого  удалось избежать. Люди поняли, что  в одночасье могут уничтожить  все живое на  планете, поэтому  никто не хотел брать на  себя ответственность первым начать истребление цивилизации. Дальнейшие события доказали, что политика «разрядки» и диалог способны дать больше, чем угроза войны и «бросание оружием». Ведущие страны СССР и США в 70-е гг. все же смогли начать медленный, но неотвратимый в историческом плане процесс разоружения. Несмотря на тяжелые последствия правления коммунистов Россия не ввязалась в ядерную войну. Надо отметить, что и сейчас современные политические лидеры пытаются продолжать процесс уничтожения средств массового уничтожения. Но для понимания данной политики администрациям Вашингтона и Москвы пришлось пройти долгий, дорогостоящий послевоенный период взаимных претензий, идеологической нетерпимости, желанием уничтожить друг друга, нарастить огромный военный потенциал, чтобы понять, насколько это тупиковый путь для всех стран мира.

     Также одним  из важнейших событий в послевоенной  истории является окончательный  развал колониальной системы.  Самым главным  в этом процессе  было освобождение Африки. Первые  на Черном континенте политические организации были не чем иным, как традиционными тайными союзами. Их члены хотели изучать европейцев со своей земли, вернуть прежнюю жизнь – она виделась «золотым веком».

     Со временем  на сцену  вышли представители  нового типа африканских политиков – умелые ораторы, усвоившие европейский опыт политической борьбы. Они пытались добиться поставленных целей не путем восстаний, а с помощью массовых движений. После Второй мировой войны, когда из-за разрушительной экономики европейские страны уже не могли содержать войска и администрацию в колониях, стало ясно – рано или поздно африканские территории получат независимость. Противниками колониализма выступили и сверхдержавы – Советский Союз и США. Каждая из них планировала усилить в освободившихся колониях свое влияние.

Информация о работе Проблемы послевоенного устройства мира