Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:58, контрольная работа
Основной вопрос: «Что такое правовое государство?» и вытекающие из него вопросы: «Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства?» - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство: государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Введение………………………………………………………………………….2
1.Формирование правового государства в Российской Федерации ……………………………………………………………..................6
1.1 Исторические предпосылки развития начал правового государства в России …………………………………………………………………………….6
1.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности ……………………………………………………8
2. Проблемы становления и достижения правового государства в России…………………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………..…………. 14
Список литературы……………………………………………………………...16
ВВЕДЕНИЕ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнил:
Студент 1 курса
1 семестр
Дольникова Ольга Юрьевна
январь, 2013
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
1.Формирование правового государства
в Российской Федерации ……………………………………………………
1.1 Исторические предпосылки развития
начал правового государства в России
…………………………………………………………………………….
1.2 Основные признаки современной конституционной
модели российской правовой государственности
……………………………………………………8
2. Проблемы становления и достижения
правового государства в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Идея и проблемы создания
правового государства владела
умами и волновала
Основной вопрос: «Что такое правовое государство?» и вытекающие из него вопросы: «Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства?» - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство: государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Как показывает изучение научной литературы,
разработка определения понятия
«правовое государство» является одной
из самых острых проблем становления
правового государства в
Термин "правовое государство" происходит от немецкого Rechtsstaat, обозначившего в конце XVIII в. доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat с верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, по убеждению И. Канта, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии защиты их прав собственности.
Предлагаемые
В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом
В философском смысле свобода может
быть определена как способность
человека действовать в соответствии
со своими интересами, опираясь на познание
объективной необходимости. В правовом
государстве в отношении
1 См.: http://az-libr.ru/index.shtml?
2 См.: http://www.lawinrussia.ru/
Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.
Наиболее крупные и значимые
блоки права-стимула в
Права человека как главное звено
правового режима стимулирования для
индивида есть источник постоянного
воспроизводства его
Права человека и правовое государство,
несомненно, характеризуются общими
закономерностями возникновения и
функционирования, ибо существовать
и эффективно действовать они
могут только в одной "связке".
Оба феномена имеют в своей
основе право, хотя роль последнего для
них практически прямо
На сегодняшний день идеи господства
права в масштабе того или иного
государства или даже межгосударственных
союзов, приоритета защиты прав личности
и т.д. получили широкое распространение
практически во всем мире, порицаются
насильственные методы властвования и
государственного управления, нарушения
буквы и духа закона.
1 См.: http://www.bibliotekar.ru/
Поэтому одной из
основополагающих целей
Актуальность работы обусловлена тем,
что Россия, преодолев тяжелейший период
постсоветской реформации, является очень
молодой преемницей основ правовой государственности.
Цель исследования: на примере Российской
Федерации отследить феномен становления
правового государства в контексте соотношения
с феноменом гражданского общества.
Устоявшийся термин «гражданское общество»
восходит к древнеримскому слову civitas,
обозначавшему гражданскую общину римлян,
сообщество римских граждан. Вплоть до
конца XVIII в. отсутствовало четкое различение
неполитического (гражданского) общества
и политического государства. Сам же термин
«правовое государство» сформировался
и утвердился довольно поздно -- в немецкой
юридической литературе в первой трети
XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля
и др.1 Правовое государство - объект
изучения в работе - это и определенная
философско-правовая теория, и соответствующая
практика организации политической власти
и обеспечения прав и свобод человека.
Его общечеловеческая ценность определяет
и современные установки, устремления
и усилия по формированию и развитию начал
правовой государственности в посттоталитарной
России.
Исходя из цели и учитывая специфику предмета
исследования, задачи исследования определены
следующим образом:
1. Рассмотрение особенностей конституционной
модели российской правовой государственности.
2. Выделение проблем формирования правового
государства в России.
Сегодня, когда Россия решает задачу формирования
государственно-организованного общества
на правовых началах, требующую дальнейшей
фундаментальной теоретической разработки
соответствующей концепции в условиях
проведения в нашей стране экономической
и политической реформ.
1 См.: http://web-local.rudn.ru/web-
Несомненно, предлагаемая работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую надлежит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействия личности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности.
1. ФОРМИРОВАНИЕ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В
1.1 Исторические предпосылки
развития начал правового государства
в России.
Несмотря на всю критику первых шагов
Советского государства, следует отметить
попытки утверждения законности как принципа
государственной деятельности, которая
развивалась вместе с другими государственными
институтами, выражала органичную связь
права, государства и демократии в тех
трудных условиях, ибо государственность
немыслима без законности. Из-за отсутствия
разработанной системы законодательства
революционные суды активно руководствовались
правосознанием. Нельзя не отметить низкую
общую правовую культуру правоприменителей,
нигилистическое отношение к праву, закону
в целом. Имели хождение представления
о том, что законотворческая деятельность
не требует специальной профессиональной
подготовки.
Тем не менее, именно в этот период, при
жизни В.И.Ленина, последовательно формировались
правовые устои Советского государства.
В начале 1920-х годов принимаются первые
кодексы законов. Повышается роль суда
и адвокатуры, упраздняются или преобразуются
чрезвычайные органы, сужается сфера государственного
принуждения. Создается прокуратура, главным
назначением которой становится надзор
за законностью деятельности органов
государственного управления. Ведется
активный поиск эффективных правовых
форм регулирования политических и социально-экономических
процессов(1). В ноябре 1918 г. VI Чрезвычайный
Всероссийский съезд Советов принимает
постановление «О точном соблюдении законов».
В этой связи уместно отметить, что уже
в 1920-е годы ставился вопрос о применимости
к Советскому государству концепции правового
государства. Так, А.Малицкий утверждал,
что Советская республика есть государство
правовое, осуществляющее свою деятельность
в условиях правового режима.
Права человека А.Л. Малицкий считал октроированными.
Однако вывод был поспешным,
так как в дальнейшем официальное
отношение к доктрине правового
государства было сформулировано в
докладе Л.М.Кагановича по случаю 12-й
годовщины Советской власти, с
которым он выступил в Институте
советского строительства и права
при Коммунистической академии: «...
мы отвергаем понятие правового
государства даже для буржуазного
государства... Понятие «правовое
государство» изобретено буржуазными
учеными для того, чтобы скрыть
классовую природу буржуазного
государства... Конечно, все это не
исключает закона. У нас есть законы.
... Но наши законы определяются целесообразностью
в каждый данный момент».
Однако, даже В.И.Ленин не отвергал роли
закона, права в жизни общества. А, говоря
о диктатуре пролетариата. предполагал
при этом ее обязательные созидательные,
демократические функции.
Тем более что в те годы официальная доктрина
по проблемам становления социализма
исходила из того, что для того, чтобы построить
социализм вполне приемлемыми считались
не только государственное принуждение,
но и беззаконие, и массовые репрессии.
Подобная практика обернулась трагическими
последствиями для сотен тысяч людей,
оказала пагубное воздействие на социально-экономическое
развитие страны, утверждала в сознании
пренебрежение к нормам закона и человеческой
жизни. А проблема правового государства
на многие годы ушла со страниц теоретических
исследований. Было принято считать, что
это буржуазно-либеральная концепция,
призванная завуалировать классовую сущность
буржуазного государства, хотя многие
принципиальные положения, составляющие
суть правового государства, активно изучались
в рамках проблем, посвященных законности,
правопорядку.
В «после перестроечное» время перед российскими теоретиками и практиками встала конкретная задача сформулировать более четкое концептуальное представление о правовом государстве, ибо нельзя свести его функционирование только к обеспечению законности и правопорядка.
1.2 Основные признаки
современной конституционной модели российской
правовой государственности.
Очевидно, что Советское государство за
все время своего существования было антиподом
правового государства, и только с принятием
в 1993 году Конституции РФ начался процесс
создания этого государства в России.
Понятие правового государства включает
все то, что вкладывается в понятие конституционного
демократического государства. И в то
же время можно выделить его основные
признаки, закрепленные в российской Конституции:
1) Высший приоритет прав и свобод человека
и гражданина, опирающихся на прочное
закрепление в конституции и законах и
соответствующих естественному праву.
Российское государство признает нерушимость
этих прав и свобод, а также свою обязанность
соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено,
то дозволено» - важнейший принцип правового
государства. Такой подход к правам и свободам
буквально пронизывает Конституцию РФ
и многие законы. Он, как было показано
выше, составляет суть гуманистических
основ конституционного строя и в полной
мере проявляется в гл.2 Конституции РФ,
посвященной правам и свободам человека
и гражданина.
В современном российском обществе права
человека - это пока еще ценностный эталон,
хотя и обозначенный в Конституции, но
трудно достижимый. Причина этого связана
не только с историческими традициями
России, в которой права человека никогда
не занимали достойного места ни в общественном
сознании, ни в государственной практике.
Она коренится и в нынешней ситуации, когда
«распалась связь времен», происходит
стихийное, подчас анархическое становление
рыночной экономики, отсутствует финансовая
база обеспечения прав и свобод граждан,
общественное сознание противоречиво
и конфликтно. В нынешних условиях чрезвычайно
важно защитить права особо уязвимых групп
населения - вынужденных переселенцев
и беженцев, военнослужащих, детей, женщин,
инвалидов, пенсионеров, лиц, лишенных
свободы и др. Правовое государство - высокий
титул, который не может быть у государства,
не способного обеспечить достойную жизнь
своим гражданам. Вот почему современное
мировое развитие показывает, что правовое
государство должно быть социальным. Только
такое единство свойств государства способно
обеспечить все права человека - и политические
и экономические, и социальные, и культурные.
Для России - это большая цель, пока еще
весьма отдаленная.
Права человека - это явление, имеющее
не только юридические, но и нравственные,
и социокультурные характеристики. Обеспечение
прав человека зависит не только от четко
отлаженных государственных механизмов
и процедур их защиты, но и от факторов
нравственных, культурных.
Поэтому на неблагоприятное положение
дел с правами человека влияет и нравственное
состояние общества, утратившего старые
ориентиры и не получившего новых, и уровень
культуры населения, на которое обрушиваются
потоки низкопробной литературы, пошлой
рекламы, различные несуразицы стиля СМИ,
пытающихся привлечь к себе внимание сенсациями,
сплетнями, оккультными сообщениями. Все
это пагубно отражается на нравственности
и культуре народа, унижает его достоинство.
Просветительские, образовательные телевизионные
программы, посвященные правам человека,
практически отсутствуют. Люди плохо знают
свои права, даже конституционные, не умеют
их отстаивать и в ряде случаев вынуждены
прибегать к крайним мерам. Такая ситуация
была бы невозможна, если бы государство
выполняло свои обязанности по обеспечению
и защите прав своих граждан.
2) Независимость суда как главного механизма
гарантий прав и свобод. Только независимый
суд в состоянии эффективно защищать человека
и гражданина от произвола исполнительной
власти с ее силовыми структурами, поэтому
и должна быть обеспечена независимость
суда от любых властных и общественных
структур.
Принцип независимости суда прямо закреплен
в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается
рядом других статей, в которых говорится
о несменяемости и неприкосновенности
судей, устанавливаются демократические
принципы судопроизводства. В ряде статей
гл.2 Конституции РФ указывается на исключительное
право суда ограничивать права и свободы
(например, никто не может быть лишен своего
имущества иначе, как по решению суда -
ст.35; арест, заключение под стражу и содержание
под стражей допускаются только по судебному
решению -- ст.22 Конституции РФ, ч.2 ст.29
УПК РФ и др.).
3) Верховенство конституции по отношению
ко всем нормативным актам. Никакой закон
или другой акт не вправе исправлять или
дополнять Конституцию, тем более противоречить
ей. Вместе с естественным правом конституция
образует фундамент всей правовой системы,
она призвана создавать такой порядок,
при котором бы закон и право не расходились.
В этом смысле верховенство конституции
и верховенство права тождественны.
В Конституции РФ закреплен названный
принцип, устанавливается (ст. 15), что Конституция
РФ имеет высшую юридическую силу, а законы
и иные правовые акты не должны ей противоречить.
Органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно,
государство связано правом, все должностные
лица -- от главы государства до рядового
чиновника -- обязаны действовать в соответствии
с правом, а за нарушения несут ответственность
(уголовную, административную, гражданскую).
Любой выход этих лиц за пределы своей
компетенции есть нарушение принципа
правового государства, изменяющее баланс
власти и свободы, а значит, создающее
угрозу правам и свободам человека и гражданина
или являющееся недозволенным вмешательством
в жизнь гражданского общества.
Немаловажно, каким путем законы должны
становиться известными гражданам, поскольку
в тоталитарном советском государстве
часто применялись неопубликованные,
так называемые закрытые (секретные) постановления.
Ныне в Конституции РФ установлено, что
законы подлежат официальному опубликованию,
неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для всеобщего
сведения.
Информация о работе Проблемы становления правового государства в российской федерации