Проблемы становления правового государства в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Основной вопрос: «Что такое правовое государство?» и вытекающие из него вопросы: «Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства?» - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство: государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2

1.Формирование правового государства в Российской Федерации ……………………………………………………………..................6

1.1 Исторические предпосылки развития начал правового государства в России …………………………………………………………………………….6

1.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности ……………………………………………………8

2. Проблемы становления и достижения правового государства в России…………………………………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………..…………. 14
Список литературы……………………………………………………………...16

ВВЕДЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

К О Н  Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине:  ПРАВОВЕДЕНИЕ

На тему:   ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Вариант № 2

 

 

 

Выполнил:

Студент  1  курса

1 семестр

Дольникова  Ольга Юрьевна

 

 

январь, 2013

ПЛАН

Введение………………………………………………………………………….2 
 
1.Формирование правового государства в Российской Федерации ……………………………………………………………..................6 
 
1.1 Исторические предпосылки развития начал правового государства в России …………………………………………………………………………….
 
1.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности ……………………………………………………8 
 
2. Проблемы становления и достижения правового государства в России…………………………………………………………………………….11 
 
Заключение…………………………………………………………..…………. 14

Список литературы……………………………………………………………...16 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Идея и проблемы создания правового государства владела  умами и волновала разнообразных  прогрессивных мыслителей во времена  античного периода, в эпоху средневековья  и в современный период.

Основной вопрос: «Что такое правовое государство?» и вытекающие из него вопросы: «Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства?» - практически всегда находились в  поле зрения философов, юристов, историков  независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось  и как называлось это государство: государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия  или же государством законности.

Как показывает изучение научной литературы, разработка определения понятия  «правовое государство» является одной  из самых острых проблем становления  правового государства в Российской Федерации, так как правовое государство  является термином, понятием и основополагающим принципом Конституции Российской Федерации- статья 1 Конституции РФ гласит: "Россия есть демократическое федеративное правовое государство" 1.

Термин "правовое государство" происходит от немецкого Rechtsstaat, обозначившего  в конце XVIII в. доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила  Канта, который увязал существование Rechtsstaat с верховенством конституции  страны и подчиненности ей действий государства. При этом, по убеждению  И. Канта, конституция должна ставить  целью государства обеспечение  мирной счастливой жизни его граждан  при условии защиты их прав собственности.

Предлагаемые административистами  определения правового государства, несмотря на их множественность, тем  не менее, содержали такие общие признаки, как господство закона в сфере отношений властвующих и подвластных, разделение (распределение) властей на законодательную, исполнительную и судебную, под законность исполнительной власти и ограничение административного усмотрения. По утверждению словаря «Правотека» «Правовое государство (англ. law/juridical/ legal state) - тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики П.г. органически связано с его правовыми установками

В идее правового государства можно  выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное  обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной  власти.

В философском смысле свобода может  быть определена как способность  человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его  юридической свободы, реализуется  механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

1 См.: http://az-libr.ru/index.shtml?Law&Constn/ru/KRF93/krf001

2 См.: http://www.lawinrussia.ru/blogs/kadyrova-elena/2011/03/29/problemy-stanovleniya-pravovogo-gosudarstva-v-rossiiskoi-federatsii

Человек как автономный субъект  свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право  же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы  ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении  личности (свобода, собственность, равенство  и т.д.) воплощаются в формуле "права  человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования, и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности. 1

Права человека как главное звено  правового режима стимулирования для  индивида есть источник постоянного  воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный  период проблемы прав человека выходят  на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность  их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и  функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они  могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей  основе право, хотя роль последнего для  них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что  соединяющим звеном между человеком  и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

 
На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного  государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение  практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и  государственного управления, нарушения  буквы и духа закона.

1 См.: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/42.htm

 Поэтому одной из  основополагающих целей российских  реформ является построение правового  государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный  характер в том смысле, что  они практически присущи политической  и правовой идеологии цивилизаций  всех народов, участвующих в  мировом историческом процессе. 
 
Актуальность работы обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Цель исследования: на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства в контексте соотношения с феноменом гражданского общества. 
 
Устоявшийся термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Вплоть до конца XVIII в. отсутствовало четкое различение неполитического (гражданского) общества и политического государства. Сам же термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно -- в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др.1 Правовое государство - объект изучения в работе - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России.  
 
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом: 
 
1. Рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности. 
 
2. Выделение проблем формирования правового государства в России. 
 
Сегодня, когда Россия решает задачу формирования государственно-организованного общества на правовых началах, требующую дальнейшей фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране экономической и политической реформ.

1 См.: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/fil_p/R11.htm

 Несомненно, предлагаемая работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую надлежит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействия личности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности.

 
1. ФОРМИРОВАНИЕ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ.  
 
1.1   Исторические предпосылки развития начал правового государства в России. 
 
Несмотря на всю критику первых шагов Советского государства, следует отметить попытки утверждения законности как принципа государственной деятельности, которая развивалась вместе с другими государственными институтами, выражала органичную связь права, государства и демократии в тех трудных условиях, ибо государственность немыслима без законности. Из-за отсутствия разработанной системы законодательства революционные суды активно руководствовались правосознанием. Нельзя не отметить низкую общую правовую культуру правоприменителей, нигилистическое отношение к праву, закону в целом. Имели хождение представления о том, что законотворческая деятельность не требует специальной профессиональной подготовки. 
 
Тем не менее, именно в этот период, при жизни В.И.Ленина, последовательно формировались правовые устои Советского государства. В начале 1920-х годов принимаются первые кодексы законов. Повышается роль суда и адвокатуры, упраздняются или преобразуются чрезвычайные органы, сужается сфера государственного принуждения. Создается прокуратура, главным назначением которой становится надзор за законностью деятельности органов государственного управления. Ведется активный поиск эффективных правовых форм регулирования политических и социально-экономических процессов(1).  В ноябре 1918 г. VI Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов принимает постановление «О точном соблюдении законов». 
 
В этой связи уместно отметить, что уже в 1920-е годы ставился вопрос о применимости к Советскому государству концепции правового государства. Так, А.Малицкий утверждал, что Советская республика есть государство правовое, осуществляющее свою деятельность в условиях правового режима.

Права человека А.Л. Малицкий считал октроированными.

Однако вывод был поспешным, так как в дальнейшем официальное  отношение к доктрине правового  государства было сформулировано в  докладе Л.М.Кагановича по случаю 12-й  годовщины Советской власти, с  которым он выступил в Институте  советского строительства и права  при Коммунистической академии: «... мы отвергаем понятие правового  государства даже для буржуазного  государства... Понятие «правовое  государство» изобретено буржуазными  учеными для того, чтобы скрыть классовую природу буржуазного  государства... Конечно, все это не исключает закона. У нас есть законы. ... Но наши законы определяются целесообразностью в каждый данный момент». 
 
Однако, даже В.И.Ленин не отвергал роли закона, права в жизни общества. А, говоря о диктатуре пролетариата. предполагал при этом ее обязательные созидательные, демократические функции. 
 
 Тем более что в те годы официальная доктрина по проблемам становления социализма исходила из того, что для того, чтобы построить социализм вполне приемлемыми считались не только государственное принуждение, но и беззаконие, и массовые репрессии. 
 
Подобная практика обернулась трагическими последствиями для сотен тысяч людей, оказала пагубное воздействие на социально-экономическое развитие страны, утверждала в сознании пренебрежение к нормам закона и человеческой жизни. А проблема правового государства на многие годы ушла со страниц теоретических исследований. Было принято считать, что это буржуазно-либеральная концепция, призванная завуалировать классовую сущность буржуазного государства, хотя многие принципиальные положения, составляющие суть правового государства, активно изучались в рамках проблем, посвященных законности, правопорядку.

 

В «после перестроечное» время  перед российскими теоретиками  и практиками встала конкретная задача сформулировать более четкое концептуальное представление о правовом государстве, ибо нельзя свести его функционирование только к обеспечению законности и правопорядка.

 

1.2   Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности. 
 
Очевидно, что Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 году Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России. 
 
Понятие правового государства включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки, закрепленные в российской Конституции: 
 
1) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл.2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. 
 
В современном российском обществе права человека - это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого связана не только с историческими традициями России, в которой права человека никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в государственной практике. Она коренится и в нынешней ситуации, когда «распалась связь времен», происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан, общественное сознание противоречиво и конфликтно. В нынешних условиях чрезвычайно важно защитить права особо уязвимых групп населения - вынужденных переселенцев и беженцев, военнослужащих, детей, женщин, инвалидов, пенсионеров, лиц, лишенных свободы и др. Правовое государство - высокий титул, который не может быть у государства, не способного обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Вот почему современное мировое развитие показывает, что правовое государство должно быть социальным. Только такое единство свойств государства способно обеспечить все права человека - и политические и экономические, и социальные, и культурные. Для России - это большая цель, пока еще весьма отдаленная. 
 
 Права человека - это явление, имеющее не только юридические, но и нравственные, и социокультурные характеристики. Обеспечение прав человека зависит не только от четко отлаженных государственных механизмов и процедур их защиты, но и от факторов нравственных, культурных. 
 
Поэтому на неблагоприятное положение дел с правами человека влияет и нравственное состояние общества, утратившего старые ориентиры и не получившего новых, и уровень культуры населения, на которое обрушиваются потоки низкопробной литературы, пошлой рекламы, различные несуразицы стиля СМИ, пытающихся привлечь к себе внимание сенсациями, сплетнями, оккультными сообщениями. Все это пагубно отражается на нравственности и культуре народа, унижает его достоинство. 
 
Просветительские, образовательные телевизионные программы, посвященные правам человека, практически отсутствуют. Люди плохо знают свои права, даже конституционные, не умеют их отстаивать и в ряде случаев вынуждены прибегать к крайним мерам. Такая ситуация была бы невозможна, если бы государство выполняло свои обязанности по обеспечению и защите прав своих граждан. 
 
2) Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур. 
 
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст.35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению -- ст.22 Конституции РФ, ч.2 ст.29 УПК РФ и др.). 
 
3) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны. 
 
В Конституции РФ закреплен названный принцип, устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица -- от главы государства до рядового чиновника -- обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества. 
 
Немаловажно, каким путем законы должны становиться известными гражданам, поскольку в тоталитарном советском государстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Информация о работе Проблемы становления правового государства в российской федерации